В РОССИИ 12 страница

В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55
в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглав-
ляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служ-
ба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б.И. Морозов,
например, был одновременно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких
приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти,
Разбойный, штат состоял из 22—27 человек. Особую группу
представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 че-
ловека), Большого Дворца (73). Казанского дворца (46), Разряд-
ный (45).

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориаль-
ный приказ — Сибирский, выделившийся из Казанского для
управления вновь присоединенными землями Сибири.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные
грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции
должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Системати-
зировались грамоты путем издания сводных документов — ус-
тавных грамот \

Во второй половине XVII в. в жизни России происходят су-
щественные изменения: окончательно оформилось крепостное
право, в то же время формируется всероссийский рынок, углуб-
ляется социальное расслоение деревни, происходят городские
восстания, вспышки национального движения в Поволжье,
мощная крестьянская война под предводительством Степана
Разина. Одновременно удается вернуть основную часть ут-
раченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Си-
бирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток,


юго-западно осваивываются новые плодородные земли, создаются новый города. Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворив
шего основные требования дворянства и верхушки посада, и»
политическая активность ослабела. Дворянство было больше
всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощен-
ных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо!
справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы
правления путем усиления абсолютистских начал и пере
стройки армии.

Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие
постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия
состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой
военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время за-
нимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не
была единой, сбор налогов находился в ведении разных прика-
зов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой
системы. Налоги и повинности были как постоянные, так и вре-
менные, вводимые правительством в связи с конкретными собы-
тиями, например с войнами.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии.
Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось
восстановить только к началу 30-х тт. С 1630 г. в России
началось создание полков нового строя — солдатских, рей-
тарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали про-
водить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно
росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль
поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и де-
тей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. — 15,8 тыс.
На службу в русскую армию начали поступать иностранцы.
Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и ка-
рабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая
артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гра-
наты. Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управле-
ния. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она
превращается в своеобразный совещательный орган приказных
судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее
неродовитой части — думных дьяков (от 2—3 до 11 —12 че-
ловек).


Происходят существенные изменения в приказах как цент-
ральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы
для управления освобожденными новыми землями (Литовский
и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми
явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, соз-
данный для организации управления войсками нового строя, по-
степенно сменявшими дворянское ополчение.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных
дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г.
и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением
нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью осталь-
ных приказов, но прежде всего он был личной канцелярией
паря-
Для этого времени характерно развитие дворцовых учреж-
дений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился
специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. соз-
дан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятель-
ность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению при-
казов, что обусловило сокращение их числа до 37—38.

В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия
должности в зависимости от знатности происхождения и слу-
жебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксиро-
вались родословные и назначение на должности, сожгли. С это-
го времени утвердился принцип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском бег-
лых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных
дел. Только за 1658—1663 гг. из Поместного приказа было от-
правлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание ко-
миссий приняло массовый характер.

Вторая характерная черта развития приказов этого периода —
резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число
приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 чело-
век, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло
4567 человек. Из них большая часть была занята в московских
приказах, а 1918 человек — в местных государственных учреж-
дениях.! В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.


Местное управление

Положение страны в годы Смуты постоянно ухудшалось, В целях усиления власти на местах губные и земские органы
управления дополняются воеводами, присылаемыми из центра.
В городах и их уездах назначаемые из московских приказов вое-
воды совмещали в своем лице и военную, и гражданскую власть.

Воеводы назначались по воле и усмотрению царя вследствие
челобитной, которую предварительно рассматривал один из дум-
ных дьяков; само назначение шло через Разрядный приказ или
через другой приказ, в ведение которого находилось данное вое-
водство.

Воеводы имели обширный круг деятельности: «дела военные;
дипломатические; финансовые и хозяйственные; заботы о достав-
лении народу благосостояния; безопасность; дела судебные».

Назначение воевод (сменяемых через 1—2 года службы) осу-
ществлял Разрядный приказ, но в служебно-административном
отношении воеводы подчинялись тем приказам, в которых веда-
лись соответственно их города.

В города, являвшиеся важными военно-административными
или экономическими центрами, назначались два воеводы, из ко-
торых один являлся старшим. Должностные лица, которые подчинялись воеводам, были следующие: письменные головы, городовые приказчики и городничие, осадные, засечные, стрелецкие, казачьи, пушкарские головы, ям-
ские, становые, слободские, осторожные приказчики, приказчики
при соляных озерах. Выборными должностями при воеводах были
таможенные и кабацкие головы, целовальники, губные и земские
старосты.

Центром и рабочим органом уездного управления была при-
казная изба — воеводская канцелярия, во главе которой стоял
дьяк или старший подьячий, с которыми, как с «товарищами»
по управлению, воевода должен был решать все дела «заодин».
В крупных и средних городах приказные избы возглавляли
приглашавшиеся из Москвы дьяки или старшие подьячие «
с приписью» (т. е. с правом подписи составлявшихся в избе до-
кументов).

Низшую инстанцию городского управления составляли ста-
росты, таможни, Померные избы, Пятенные палаты, Кружечные
дворы, объезжие головы. Старостами были лица, заведовавшие
сбором казенных податей; Померная изба взыскивала пошлины
с измеряемых ею товаров; Пятенная палата свидетельствовала
куплю и продажу лошадей и брала за это известные пошлины;


Кружечные дворы заведовали продажей горячих напитков; та-
можня ведала всеми прочими, собиравшимися с товаров пошли-
нами; объезжие головы заведовали делами полицейскими, каж-
дый в назначенной ему части. Им подчинены были решеточные
приказчики и земские ярыжки как низшие полицейские слу-
жители.

Низшую инстанцию уездного управления составляли старос-
ты и приказчики как блюстители общественного спокойствия
и сборщики казенных денег.

Независимо от воевод в городах действовали особые чинов-
ники для заведования делами о грабежах, разбоях и воровстве
с поличным — губные старосты с подчиненными им целоваль-
никами. Губные старосты, избиравшиеся жителями уезда и ут-
верждавшиеся Разбойным приказом, должны были принимать
меры к поимке воров, разбойников и поджигателей и произ-
водить над ними следствие и суд. Но приговоров своих они не
могли приводить в исполнение без утверждения Разбойного при-
каза. Губные старосты отправляли свои дела в губной избе.

Воеводе в Разрядном приказе давался наказ, но ему дозволя-
лось отступать от него в зависимости от обстоятельств; ему
предписывалось поступать «как пригоже, по своему рассмот-
рению и крайнему разумению, как Бог вразумит». Отношения
воевод с центральной властью были часто чрезвычайно неопре-
деленны. Воеводам предписывалось вообще «писать обо всем
почасту», или писать «о великих делах», или «о делах, которые
за чем вершить будет немочно», без означения самих дел. В то
же время многие дела по местному управлению нередко произ-
водились в центральных учреждениях. Само подчинение воевод
московским приказам было чрезвычайно запутано. Запутанность отношений затрудняла управление, неопределенность прав чрезмерно усиливала власть воевод; но если, с одной стороны, это вело к злоупотреблениям, то с другой воеводы часто не имели достаточно сил для полного выполнения своих функций. В местном управлении в XVII в. также происходили существенные перемены. С середины XVII в. количество приказных изб резко увеличилось, что объяснялось расширением границ государства. Во вновь присоединенных районах создавались новые города-крепости. В конце XVII в. количество поселений городского типа составило около 300. В большинстве городов устанавливалось воеводское управление. К середине 70-х гг. повсеместно утвердился термин приказная изба. Возглавлял при-
казную избу дьяк.


В местно управлении XVII в. назначаемый сверху воевода

Государственное управление Россией в период Смутного времени По предположению ряда историков, Иван Грозный создал при своем слабоумном наследнике Федоре нечто вроде регентского совета. Состав его участников неясен. Возможно, в него входи- ли племянник Малюты Скуратова Б.Я. Вельский, шурин Федора Ивановича Борис Годунов, руководитель обороны Пскова от Стефана Батория И.В. Шуйский, дядя царя по матери Н.Р. Юрь- ев, отпрыск литовских князей М.Ф. Мстиславский. Между чле- нами этого совета после воцарения Федора Ивановича разгоре- лась борьба за влияние на власть. В первое время наибольшим влиянием пользовался дядя ца- ря Никита Романович Юрьев, но скорая смерть его расчистила дорогу к власти другому опекуну. Бывший опричник, умный и дипломатичный Борис Годунов быстро избавляется от конку- рентов и становится фактически правителем государства. Боль- шую роль в его возвышении сыграли не только личные способ- ности Годунова, но и его семейные связи — сестра его Ирина была женой царя Федора, что делало Годунова весьма близким человеком к царской семье. Эта близость помогла ему преодо- леть сопротивление старого боярства во главе с кланом Шуй- ских. С 90-х гг. XVII в. Годунова уже официально именовали правителем. После смерти Федора в 1598 г. династия московских прави- телей оборвалась. Начали присягать вдове покойного Ирине, но она постриглась в монахини. Земский собор избрал на царство Годунова (1598—1605). Однако в годы его правления социаль- но-экономический кризис при неустойчивости новой династии привел к возникновению самозванства. В 1603 г. в Речи По- сполитой появился человек, объявивший себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Историки предполагают, что этим челове- ком был бывший холоп Ф.Н. Романова, бывший монах Григорий

должен был руководить выборными органами — губными
и земскими избами. Эти органы все в большей степени под-
чинялись воеводам, прежде всего по военным и полицейским
вопросам. Поскольку регламентация прав и обязанностей вое-
вод была неопределенной, создавались возможности произ-
вола, которыми воеводы широко пользовались: взятки были
хорошим дополнительным источником доходов сверх царско-
го жалованья.


Отрепьев. Слухи о том, что царевич Дмитрий жив и что вме-
сто него в Угличе убили другого ребенка, в Москве ходили
давно. Лжедмитрий I тайно принял католичество, обручился
с Мариной Мнишек, дочерью польского воеводы, раздавая щед-
рые обещания в случае своего восшествия на престол России.
Самозванцу удалось набрать небольшой отряд из польских
шляхтичей, русских дворян-эмигрантов и казаков и двинуться
в Россию, где под воздействием всеобщего недовольства уже
тлели очаги бунта. Время было выбрано удачно, для того что-
бы вспыхнул костер Смуты, недоставало только искры.

Этой искрой и стал первый самозванец. Многие в России
увидели в «хорошем царе» Дмитрии своего освободителя. В его
малочисленный отряд вливались крестьяне, посадские, казаки,
дворяне южных уездов, движение быстро ширилось и практиче-
ски не встречало сопротивления. В 1605 г. неожиданно умер
царь Борис Годунов. На сторону Лжедмитрия стали переходить
и воеводы. Самозванец въехал в Москву и был помазан на цар-
ствие.

Ни одного обещания из данных в Речи Посполитой перед
началом похода Лжедмитрий не выполнил, отчего назревал кон-
фликт с поляками. Внутри страны было также неспокойно: царь,
от которого крестьяне ждали отмены «урочных лет» и кресть-
янских тягот, разрешение крестьянского перехода, подтвердил
в целом крепостническое законодательство, разрешив только
остаться на новых местах тем крестьянам, которые бежали от
хозяев в голодные годы. Это оттолкнуло от него крестьянство.

Женитьба на католичке Марине Мнишек, разбойное пове-
дение поляков, прибывших с Дмитрием, вызывали негодование
населения. Царь, добродетелью которого должна была быть при-
верженность к истинному православию, явно покровительство-
вал католикам.

Сомнения в законности притязаний на русский престол неиз-
вестно как спасшегося царевича подтолкнули боярство к заго-
вору. Во главе заговора встали Шуйские. Именно Шуйским, ис-
пользовавшим сплетни об убийстве царевича Дмитрия в Угличе
для борьбы против Годунова, было хорошо известно, кто был
действительно убит в Угличе. Вспыхнувшее в Москве народное восстание против поляков закончилось убийством Лжедмитрия.

После смерти Лжедмитрия царем был избран Василий Шуй-
ский (1605—1610). Избравший его земский собор не был пол-
ным. На нем присутствовали в основном только боярство и слу-
жилые люди, оказавшиеся в то время в Москве. Однако сам


факт избрания царя вносил изменения в характер царской вла-
сти в России. Посаженный на престол земским собором царь
и какой-то степени был подконтролен боярству и служилым лю-
дям и должен был выполнить их требования. Шуйскому при
вступлении на престол пришлось дать крестоцеловальную за-
пись — первое письменное ограничение царской власти. Оно со-
стояло из следующих обязательств: не налагать опалы и не казнить без суда; не отнимать имущества у родственников осужденных; не слушать ложных доносов, а тщательно расследовать дела. Новый подъем народного движения начался на юге, где концентрировались антиправительственные силы. Сложный конгломерат из разных сословий (казаки, холопы, крестьяне, посадские, мелкие, средние и даже крупные феодалы) возглавил бывший боевой холоп, т. е. холоп, несший военную службу князя Телятевского И.И. Болотников. Он называл себя «большим воеводой царя Дмитрия Ивановича», так что движение вновь пошло под флагом восстановления на престоле законной династии. Более мелкие очаги народных ополчений имели собственных самозванцев, например «царевича Петра», никогда не существовавшего сына Федора Ивановича.

Однако после поражения Болотникова самозванство себя не
исчерпало. Появившийся на юге Лжедмитрий II, «чудом спас-
шийся» теперь уже из Москвы царь, был явно ставленником
Речи Посполитой. Основную часть его военных сил составляли
поляки. Войско Лжедмитрия II двинулось к Москве, собирая по
дороге остатки войск Лжедмитрия I и Болотникова, и остано-
вилось лагерем около подмосковного села Тушино.

Под властью «тушинского вора» (так стали называть в Мо-
скве Лжедмитрия И) оказалась значительная часть страны. В ту-
шинском лагере начали действовать своя Боярская дума и при-
казы. Многие русские бояре, недовольные Шуйским, примкнули
к тушинцам. Там же находился ростовский митрополит Фила-
рет, которого тушинцы нарекли своим патриархом. Сам он,
впрочем, занимал осторожную позицию.

17 июня 1610 г. бояре и дворяне ворвались к Василию Шуй-
скому и потребовали его отречения от престола. По догово-
ренности с тушинцами после свержения Василия Шуйского
с престола последние должны были в свою очередь низложить
«тушинского вора» и совместно с москвичами выбрать нового
общего царя, тем самым прекратив противостояние. Это была
попытка примирить два враждующих лагеря, состоящих из рус-
ских, перед лицом уже начавшейся польской интервенции.


Понимая это, Василий Шуйский отрекся от престола «по чело-
битию всех людей». Участники заговора до выборов царя соста-
вили правительство из семи бояр — «семибоярщину».

Выход из Смуты наметился лишь к 1611 г. Спасение страны
началось снизу, от народных масс, созданием всенародного
ополчения.

 

Год созыва ополчения Место созыва ополчения Руководители ополчения Действия ополченцев
(февраль- март), первое ополчение ■ Рязань Рязанский воевода П. Ляпунов Ополчение осадило Москву, но взять город не удалось. Был создан высший орган власти — Совет всея земли и принят «Приговор всея земли», в котором оговари- валось будущее устройство государства. В результате разногласий между участ- никами ополчения Ляпунов был убит. Ополчение распа- лось
1611 (осень), второе ополчение Нижний Новгород Посадский че- ловек Кузьма Минин и околь- ничий князь Дмитрий По- жарский Собравшись в Нижнем Нов- городе, ополчение двину- лось к Москве не прямым путем, а по городам, соби- рая силы со всей земли. Подойдя к Москве, второе ополчение соединилось с первым, Москва была осво- бождена от поляков. Сигиз- мунд потерпел поражение под Волоколамском и от- ступил

 

 

Земский собор 1613 г.

С освобождением Москвы остро встал вопрос об избрании
нового царя. В январе 1613 г. в Москве собрался многолюдный
Земский собор для выборов царя. Представлены были прак-
тически все слои русского общества: выборные от дворянства,
посадских людей, казачества, духовенства, черносошного и двор-
цового крестьянства.


Претендентами на русский престол были:

Королевич Владислав — сын короля Речи Посполитой Си-
гизмунда III. Переговоры о его призвании велись еще тушин-
цами, но русские требовали перехода Владислава в православие.:
Переговоры с Сигизмундом продолжила «семибоярщина», но
вопрос о православии решен не был. Русские также требовали
от претендента признания крестоцеловальной записи Шуйского,
сохранения старых порядков.

«Воренок» — сын убитого Лжедмитрия II и Марины Мни-
шек. Спасшаяся из тушинского лагеря Марина Мнишек с сыном
бежала в Астрахань.

Принц Карл-Филипп — сын шведского короля Карла IX. За-
хватив Новгород, шведы настаивали на призвании на русский
престол Карла-Филиппа. Новгородские бояре вынуждены были
заключить соглашение, по которому обязывались признать Кар-
ла-Филиппа, даже если его не признает остальная русская зем-
ля. Новгород стоял под угрозой отпадения от России..

Михаил Романов — 16-летний сын митрополита Филарета
из рода, близкого к прежней правящей династии. Сохранилось
сообщение одного из бояр о Романове: «Миша-де Романов
молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Но за спи-
ной юного Романова стояла фигура его властного отца, да и мо-
лодость должна была быстро пройти.

Земский собор постановил иностранцев на русский престол
не приглашать и остановил выбор на Михаиле Романове. Его
кандидатура представляла своего рода компромисс.

 

Для боярства Романовы были своими: это один из самых знат- ных родов. В роду встречались как жертвы оприч- нины, так и сами опричники, что гарантировало безопасность как бывшим сподвижникам, так и бывшим противникам Годунова
Для казачества Тушинцы видели в Романове сына своего патриар- ха Филарета, долгое время находившегося в ту- шинском лагере, и потому не опасались репрессий со стороны нового царя
Для дворянства Филарет возглавлял в свое время русскую делега- цию, приглашавшую на престол Владислава, пото- му сторонники польского королевича из русских могли не волноваться за себя
Для крестьянства и посадских людей Новый царь из русских был символом националь- ной независимости и православной веры, и участ- ники ополчений охотнее поддержали Романова, а не ставленников тех, против кого они воевали


Михаил Романов дал обязательство, подтвержденное кресто-
целовальной записью, не править без земского собора и Бояр-
ской думы.

Значение Соборного уложения 1649 г.

для государственного управления

Уложение 1649 г. — памятник права феодального государст-
ва. В нем определялись все стороны общественной жизни:

• политические отношения — к власти, царю;

• церковные отношения — преступления против церкви;

• земельные отношения — операции с недвижимостью вот-
чин и поместий;

• семейные отношения;

• уголовное право.

Уложение впервые в истории русского права уделяло огром-
ное внимание вопросу о государственной власти. В главе II про-
сматривалась особая охрана главы государства, здоровья и чести
царя — «о государевой чести и как его государское здоровье
оберегать», «о государеве дворе, чтобы на государеве дворе
ни .от кого никакого бесчинства и брани не было», о государ-
ственной измене, о злом умысле на честь и здоровье госуда-
ря и т. д.

За хулу на Бога и Божью Матерь полагалась смертная казнь,
налагались суровые наказания за бесчинства и беспорядки в
храмах во время богослужения, за ложную присягу духовных
лиц, за оскорбление духовенства, за совращение православных
в мусульманство. Особо охранялось церковное имущество. Од-
нако именно в этот период церковь начинает испытывать госу-
дарственное давление на ее традиционные права.

По челобитью выборных в Уложении было ограничено цер-
ковное землевладение — основа богатства церкви. Законом
было запрещено всем духовным лицам приобретать вотчины,
а мирским людям — отдавать вотчины в монастыри. В государ-
стве учреждался Монастырский приказ, ведавший судными де-
лами духовенства. Во главе приказа был поставлен светский
чиновник — князь Н.И. Одоевский, которого раздраженный
ущемлением собственной власти патриарх Никон назвал «новым
Люцифером».

Другим ущемлением церковных привилегий явилось вы-
полнение правительством требования восставших в 1648 г.,


цнкпидация «белых слобод» в городских посадах. «Белые слобо-
пм* духовенства не облагались государственными налогами
и тяглами, и жизнь ремесленников в них была значительно
легче. Они составляли значительную конкуренцию посаду, что
вызывало сильное недовольство.

Урегулирован был порядок владения поместьями и несения
поместной службы дворянами. Этот вопрос был наиболее ак-
туален для дворянства, владевшего поместьями по жалованным
грамотам, выданным в период Смуты различными царями и са-
мозванцами. Все грамоты, выданные в период Смуты, признава-
лись действительными, определялся порядок несения службы,
наказания за неявку, за преступления, совершенные во время
службы.

В главе «Суд о крестьянах» Уложение окончательно офор-
мило крепостное право в России, установив бессрочный сыск
беглых крестьян. Закрепощение коснулось и посадского на-
селения — глава XIX Уложения «О посадских людях» тре-
бовала возвращения в посад «по старине» тех, кто там жил
ранее.

Торговая деятельность стала привилегией только посадского
населения. В целом реформа посада способствовала развитию
товарно-денежных отношений и увеличению посадского населе-
ния на одну треть.

После Соборного уложения появляются новые законодатель-
ные акты: «Новоуказные статьи о разбойных и убийственных де-
лах» (1669), «О поместьях» (1676), «О поместьях и вотчинах»
(1677), «Писцовый наказ» (1684), а также «Уставная таможен-
ная грамота» (1653), «Новоторговый устав» (1667) с их статьями
в области гражданского права. Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а так же воеводами, церковниками, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления ведали и судом.

Согласно закону преступление против личности государя,
«государевой чести», словом или делом было преступлением
против государства. И то и другое принадлежало к категории
«государева слова и дела» — наиболее тяжкого вида преступ-
ления, которое каралось самым беспощадным образом. Если кто-
либо по забывчивости или небрежности появлялся на царском
дворе с пищалью или луком, его наказывали батогами и на не-
делю сажали в тюрьму. Если же это оружие обнажалось в при-
сутствии царя-батюшки, виновному отсекали руку. Наконец, за


убийство или ранение человека в присутствии высочайшей
особы ослушника лишали жизни. За «поносные слова» в адрес
государя, «бунтовские замыслы» и прочее следовали столь же
устрашающие жестокие кары.

 

Русское законодательство XVII в., как и в предыдущие столе- тия, выражало волю феодалов и их правительства, защища- ло феодальную собственность, крепостное право, сословные привилегии бояр, дворян, церкви.

 

Церковное управление и раскол
в Русской православной церкви

 

Еще в 40-х гг. XVII в. в Москве вокруг царского духовника
Стефана Вонифатьева сложился кружок ревнителей древнего
благочестия. Входили в него будущий патриарх Никон, прото-
поп Аввакум, настоятель Казанского собора в Москве Иоанн
и другие.

Участники кружка сосредоточили свою деятельность вокруг
следующих проблем:

• выдвинули программу исправления церковных книг и уни-
фикации церковных обрядов;

• выступили против произвольного сокращения церковной
службы и беспорядков во время богослужения;

• обличали такие пороки духовенства, как пьянство, раз-
врат, мздоимство (взяточничество);

• протестовали против проникновения светских начал в цер-
ковную жизнь.