Ландшафтные условия и использование их эстетических качеств на формирование архитектурно- пространственной композиции малых населенных пунктов.
Одна из задач планировки населенных мест — создание гармоничной прост-ранственной формы. Воспитательная роль среды, с которой человек повсе-дневно связан, очень велика. Духовное развитие людей, так же как и физическое, во многом зависит от окружения, в котором они живут и работают. Его неупорядоченность, отсутствие эстетических ценностей психически угнетают человека. Напротив, прекрасное в пов-седневном окружении обогащает соз-нание, способствует выработке новых нравственных идеалов, воспитанию патриотических чувств. Постоянное воздействие обстановки, которая соз-дается в населенных местах для тру-да, быта, отдыха, общественной жизни, должно быть средством эстетического воспитания.
Решение градостроит^льных, пла-нировочных проблем привЪдит к едйн-ству в системе на$еленного\места бес-численное множество • архитектурных решений отдельных построек. ''Делост-" ность города, сельского поселення или комплекса застройки соединяет в об-ширное целое форму отдельных объек-тов. Развитие целесообразных взаимо-связей внутри обширных пространст-венных систем повышает экономичес-кую эффективность строительства, от-крывает- возможности для развертыва-ния его наиболее прогрессивных мето-дов; оно позволяет более целесообраз-но организовать все категории соци-альных функций. Вместе с тем в планомерном, комплексном осущест-влении-массивов застройки заключена и возможность создания особых куль-турных, эстетических ценностей.
Любые, в том числе и эстетические, качества населенного места как цело-го находятся в прямой зависимости от организации его системы. Вместе стем связи системы в целом отражаются на качествах ее отдельных элементов — микрорайонов и городских районов, общественных центров, производствен-ных комплексов.
Населенное место обычно слишком обширно для того, чтобы свойства его структуры можно было воспринять не-посредственно; однако она оказывает влияние на свойства комплексов за-стройки, величины которых уже нахо-дятся в пределах прямого чувственно-го восприятия. Но и структура поселе-ния в целом зависит от его места в системе расселения. Следовательно, эс-тетические свойства в своей основе закладываются уже на стадии район-ной планировки и во многом определяются генеральным планом в (ряду с прочими свойствами его системы.
Существуют три взаимосвязанных стороны эстетического значения прост-ранственной структуры населенного-места.
Первая из них — гармоничность самого структурного построения. Пространственная структура в целом может бытъ воспринята непосредственио лишь в неболыпих сельских поселени-ях или малых городах, расположенных на горных склонах. Однако чаще ее закономерности познаются в постепен-ном ознакомлении, Восприятие населенных мест происходит во времени к движении, общая картина складывает-ся в сознании из частных впечатлений. Ясной и впечатляющей такая кар-тина может стать лишь при четкости структурыых связей и качественных различий главных элементов — глав-ного центра, вторйчных центров, жи-лых образований, промышленных рай-онов и т. п. Примером подобной чет-кости может служ_ить город Бразшша (1960-е годы, архитекторы Л. Коста, О. Нимейер). Функциональные зоны имеют здесь не только пространствен-ную определенность, но и качествен-ные различия в застройке. Индивиду-ализированной композиции центра с его контрастами высот противостоит нейтральная ткань жилых комплексов с их единой этажностью. В основе пла-на города — крестообразное пересече-ние двух перпендикулярных направлений — по одной из* осей строится сис-тема центра, по другой — жилые рай-оны. Чтобы связать «крест» с топографией места, жилая ось слегка искривлена. Цель — создать легко восприни-маемую и запоминающуюся композицию — была достигнута
Вторая сторона эстетического значения структуры населенного места — закономерная связь между комплекса-ми застройки, непосредственно воспринимаемыми человеком. Впечатления оттого, что нельзя увидеть одновременно, связываются в единую цепь, обра-зуя цельное представление о городе. Простейший тип системы, воспршшма-емой в движении и времени,— линей-ный ряд комплексов застройки, складывающийся вдоль магистрали. Ярким примером может служить Невский про-спект в Ленинграде. Он замечателен не только памятниками архитектуры, по и стройной последовательностью чередующихся пространственных впечатлений. По мере движения вдрль проспекта ритмическое повторение' ра-скрытых в глубину застройки попереч-пых перспектив и кулис, образуемых п шопснием ширины проспекта, созда-гт осиопу непрерывной и связной цепи П. Исс их разнообразие подчинегллмпому иаправлению проспекта, устремленному к завершающей его вертикали — башне Адмиралтейства
Третья сторона эстетического значения структуры населенного места в ее влиянии на построение основных элементов планировки. Даже в самом крупном городе в пространственной организации и облике его частей отра-жается структура целого. Она опреде-ляет положение, функциональную роль и взаимосвязь элементов системы, а вместе с тем — условия восприятия, «заметность» тех или иных комплек-сов застройки. Так, лучевая система главных улиц— основа пространствен-ной структуры старого Петербурга — определяла концентрацию городской жизни по мере приближения к Адми-ралтейству, у которого сходятся их оси. В пространственной структуре го-рода утверждалась господствующая роль его центра (рис. 5.3).