Типология городов.

 

Виды городов: - портовые, - индустриально- промышленные, - научные, - туристические, - куротные.

Города по численности: -малые (до 50 тыс), - средние (50-100 тыс), - большие (100-250), - крупные (250- 1 млн), - крупнейшие (> 1 млн). Еще есть типология по расположению. Например- на севере.

Общие задачи градостроитель-ного проектирования по-особому про-являются и решаются в различных градостроительных условиях. В раз-ных городах возникают свои проблем-ные планировочные ситуации. По спе-цифике задач градоетроительного про-ектирования можно выделить крупные группы городов с характерным'соче-танием типичных градостроительных задач. Наиболее существенными при-знаками, определяющими градострои-тельную типологию городов, являются: народнохозяйственный профиль го-рода, численность населения, время возникновения, существования и раз-вития (старый или новый город).

Города по своему народнохозяйст-венному профилю делятся на промыш-ленныё, портовые, курортные, города — железнодорожные узлы, научные цент-ры и т. д. По административно-политйческому и культурному значе-нию среди городов вьщеляются: сто-личные города союзных и автономных республик, административные центры краев, областей, округов й районов, а также города республиканского, краёвого, областного и окружного подчинения.

Народнохозяйственный профиль города определяет состав его произ-водственной базы, особенности взаидо-ного размещения функциональных час-тей, в трм числе характерные соче-тания промышленных и жилых рай-онов, разрывы между ними и характер транспортных связей, а также многие другае особенности планировочной организации. Связь между профилем города и его планировочной орга-низацией определяет особое типологи-ческое направление в градостроитель-ном проектировании. Важно знать, что в нормативно-методической литературе по градостроительству есть ряд спе-циальных требований и рекомендаций по проектированию промышленных городов, городов — научно-исследо-

вательских и научно-производственных центров, городов-курортов и т. д., и использовать их в практической работе (в том числе в учебном проектиро-вании).

Основным типологическим призна-ком города является численность на-селения. Общепринято следующее де-ление городов на группы по числен-ности (тыс. чел.): -КрупИейШие города .

,Более 1000

{ Свыше 500 до 1000 » 250 » 500 » 100 до 250 » 50 до 100

До 50

Крупные города . . Большие города . . Средние города . . Малые города .

Чем крупнее города и больше численность их населения, тем заметнее возрастает занимаемая ими террито-рия, усложняется планировочная структура, меняются характёр плана (он становится более расчлененным) и другие существенные градостроитель-ные параметры. Малые города — это в основном города пешеходных сооб-щений, в средних и больших необ-ходим транспорт для внутрйгородских сообщений (в основном без-рельсовый). В крупнейших городах с населением свыше 1 'млн. жителей вводится, как правило, кроме прочего скоростной внеуличный транспорт (метрополитен), оказывающий сущест-венное влияние на формирование структуры города.

Крупные и крупнейшие гррода —=. это часто города многофункциональ-ные, в которых сочетаются материаль-ное производство, наука, культура и общественно-политическая деятель-ность как составные части градо-образующей базы. Эти города являют-ся самыми больШими потребителями городских земель не только в силу своих абсолютных размеров, но из-за свойственного им самого высокого по-казателя удельного расхода городской территории на душу населения.

Сложная функциональная и плани-ровочная структуры, усиливая друг друга, создают в крупнейшем городе такую градостроительную ситуацию, в которой представлен самый широкий спектр проектных задач — от нового строительства на свободных террито-риях до реконструкции и перестройки старых частей города, освоения под-земного пространства, формирования представительного общественного центра в виде сложной полицентри-ческой пространственной системы, ох-раны и использования исторически сло-жившегося ценного градостроительно-го и архитектурного наследия, со-хранения и развития своеобразия облика города.

Требования времени оказывают влияние как на проблемы развития и реконструкции исторически сложившихся городов, так и на создание новых городов. Последние являют собой по существу новый объект градостроительного проектирования, решают важнейшие задачи по расширению зоны градостроительства в рай-оны нового освоения страны (рис. 17).

Новый город как объект градостроительного проектирования — это не просто новое место расселения людей на географической карте. Рождение города связано с поиском нового качества архитектурно-планировочной организации городеКого поселения, адекватно отвечающего на социальные, экономические и научно-технические запросы своего времени.

Планировка новых городов и ре-конструкция существующих — две тесно сопряженные и влияющие друг на друга стороны единого процесса развития методологии градостроитель-ства, движимые общими социально-техническими предпосылками, но со-храняющие исторически возникшее своеобразие в планировочно-структурных построениях и подходах к реше-нию градостроительных задач.

В градостроительстве всегда действуют сложные диалектические отношения старого и нового. При реконст-рукции (перестройке, обновлении сложившихся городов) они проявляют-ся как снятие несоответствия старой формы материально-пространственнойсреды новому содержанию градострои-тельной деятельности. При создании новых городов приходится преодоле-вать отрыв новой градостроительной формы от сложившегося уклада го-родской жизни. Между обновлением и созиданием в градостроительстве имеются прямые и обратные связи. Архитектурные идеи нового города часто служат моделью для определения пути развития исторически сложив-шегося города. Новейшие достижения в застройке старых городов (новые жилые массивы, общественно-тран-спортные комплексы, подземное строительство и т. д.) в том или ином виде пррникают в проекты новых городов.

Сегодня в генеральные планы городов и проекты застройки стремятся заложить градостроительные принци-пы, полнее отвечающие современным социальным и научно-техническим условиям, чем те, по которым города строились в недавнем прошлом.