Организация системы культурно-бытового обслуживания населения в малом населенном пункте

 

Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м
Детские дошкольные учреждения1*:  
   
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке
Общеобразовательные школы1 (500 для начальных классов)
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий
   
Поликлиники и их филиалы в городах2
Раздаточные пункты молочной кухни
То же, при одно- и двухэтажной застройке
   
   
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: в городах при застройке:  
   
   
в сельских поселениях
Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

По специализации и видам обслуживания общественные учреждения и предприятия подразделяют на детские до-школьные (детские ясли и детские са-ды), школьные, здравоохранения, культурно-просветительные, коммунально-бытовые, торгово-распредели-тельные, общественного питания, административно-хозяйственные и др.

По территориальному охвату обслуживанием они входят в соответствующие уровни ступенчатой системы: а) обслуживания жителей группы на-селенных мест; б) обслуживания жителей одного населенного места и в) обслуживания жителей отдельных частей населенного места. К первой категории относят учреждения, разме-щаемые в районных центрах и обслу-живающие все население района (рай-онный Совет народных депутатов, районный Дом культуры, районное от-деление связи, районный универмаг и др.), а также учреждения, обслужи-вающие внутрихозяйственную группу населенных мест и размещаемые в центре группы — центральной усадьбе хозяйства (сельский Совет, контора совхоза, правление колхоза, средняя школа, больница и т. п.). Вторую группу составляют учреждения, обслуживающие всех жителей одного населенного места и представленные в нем одним зданием. В третью груп-пу входят учреждения, обслуживаю-щие жителей отдельных частей круп-ного населенного места и представлен-ные в нем несколькими зданиями, размещаемыми соответственно в разных его точках (детские сады и ясли, на-чальные школы, продовольственные магазины и т. п.).

Первая группа включает учреждения эпизодического пользования, вторая — периодического и третья предусматривает повседневное обслуживание.

Состав общественных учреждений для каждого набеленного места первоначально определяется проектом районной планировки, где разрабаты-вается вся система расселения в рай-оне, а вместе с тем и размещение системы учреждений и предприятий ©бслуживания. Именно здесь и проявляется принцип ступенчатости обслуживания. Эти разработки районной планировки прежде всего и нринимаются во внимание при определении состава общественных зданий в конкретном населенном месте с учетом наличия и возможности дальнейшей зксплуатации уже имеющихся общест-венных зданий.

Вместимость или пропускную спо-собность учреждений и предприятий обслуживания определяют по расчет-ным нормам, помещенным в табл. 7.4. По этой же таблице вычисляют раз-меры земельных участков обществен-ного назначения. В процессе расчета целесообразно вести запись по при-мерной форме, приведенной в табл. 7.5.

В соответствии с полученными расчетными показателями общественных учреждений для данного населен-ного места подбирают типовые про-екты общественных зданий. При этом прсдпочтсиие целссообразно отдавать типовым просктам, в которых предус-мотреио размсщсние в одном здании нескольких общественных учрежде-ний. Такое кооперированное общест-венное здание по сравнению с отдель-ными небольшими зданиями для каж-дого учреждения обладает рядом до-стоинств: уменьшается строительная и эксплуатационная стоимость едини-цы объема здания; здание получает больший объем, более сложную и выразительную композицию, выделяющую его из рядовой застройки.