Восстановление города
Уходя, вернее, убегая из Николаева, немцы не успели, по своей "традиции" его разрушить. Заводы и ранее были взорваны нами при отступлении, поэтому фашисты лишь довершили разгром наиболее важных, с их точки зрения, цехов и объектов. Некоторый ущерб был нанесен городскому хозяйству.
Сам город почти не пострадал, фашисты сожгли основные дома в центре: театр (бывший Шеффера), здание командования военно-морской базой (бывшая контора над портом), Облисполком (бывшая Городская управа), Обком партии (дом Аркасов) - это все на Советской площади. Затем они успели сжечь левую часть (четную) Советской от площади до улицы Шевченко (исключая здание филармонии) и правую - до Большой морской. В остальных частях города были повреждены лишь крупные здания; весь одноэтажный Николаев остался цел. По сообщению комиссии, из 2594 коммунальных домов было разрушено 147, то есть около 5 процентов.
Сразу после освобождения города приступили к работам по очистке его от грязи, мусора и завалов. Начало положил двухдекадник такого рода 14 апреля 1944 г. В первую очередь началось восстановление николаевских судостроительных заводов. 4 мая Облисполком ходатайствовал перед Совнаркомом УССР о возобновлении работы Педагогического института и о восстановлении его главного корпуса, разрушенного фашистами, но денег на это не получил.
Осенью 1944 г. в Николаев вернулся из эвакуации кораблестроительный институт, который открыл занятия в школе № 36 на 1-ой Слободской улице. Одновременно приступили к восстановлению главного корпуса НКИ на улице Скороходова.
1 февраля 1945 г. вышел первый номер газеты Обкома и Горкома КПУ "Бугская заря".
Постепенно возобновили работу очаги культуры и появились новые. 25 марта 1946 года за Ингулом на пустыре был заложен парк Победы. К 1 апреля восстановили здание русского драматического театра им. В. П. Чкалова, Театра юного зрителя; открылась филармония и Украинский музыкально-драматический театр. В ноябре, 7 числа на месте, где некогда стоял Адмиралтейский собор, был воздвигнут памятник десантникам-ольшанцам работы скульптора А. М. Измалкова. А в январе 1947 г. воздвигли новый памятник В. И. Ленину на перекрестке Советской и Адмиральской улиц (скульптор М. Г. Манизер).
В 1951 г. было построено новое административное здание завода им.61 коммунара. Это сооружение в стиле советского классицизма сооружено по проекту архитектора Е. С. Шаповаленко явно под влиянием захаровского Адмиралтейства в Ленинграде.
Постепенно восстановили и городское хозяйство. В дополнение к уже существовавшим трамвайным линиям добавилась (в 1952 г.) новая ширококолейная по маршруту 6-я Слободская - Водопой. В следующем году на углу проспекта Ленина и Советской улиц воздвигли здание новой гостиницы "Украина" (архитектор В. П. Скуратовский).
Возрождение Николаева происходило на фоне двух драматических событий, охвативших страну. С 1946 г. начинается новая волна репрессий - вновь всеобщая подозрительность, поиски врагов, аресты, тюрьмы, высылки и расстрелы, благо у И. В. Сталина появилась новая "почва" для этого - возвращающиеся из Германии советские люди, угнанные немцами, и "перетряхивание" всех бывших оккупированных, - а вдруг среди них были предатели и немецкие прихвостни. А затем, после отмены карточной системы, начался голод, который особенно страшным стал в 1947 г. Но постепенно жизнь налаживалась, становилось жить легче, заработки росли, а цены снижались, и жители города начали оживать, оттаивать и примиряться друг с другом.
И по-прежнему, главное внимание обращалось на судостроение. К 1948 г. были восстановлены судостроительные заводы, началась постройка кораблей и судов. На заводе им. 61 коммунара закладывается эскадренный миноносец "Бдительный" (проект 30 бис). В следующем году на заводе им. Андрэ Марти началась постройка первых послевоенных танкеров типа "Казбек" с цельносварными корпусами. Достраиваются возвращенные из эвакуации "коробки" - легкие крейсера по проектам 68-к и 68-бис "Куйбышев" и "Фрунзе", а затем строятся "Дзержинский", "Нахимов" и "Кутузов". На этих кораблях впервые появляются на вооружении баллистические ракеты.
В 1952 г. на заводе им. Андрэ Марти на самом большом стапеле, освобожденном от обломков недостроенного линейного корабля, закладывается мощнейший корабль - тяжелый крейсер "Сталинград" (проект 82), любимое детище И. В. Сталина. Одновременно завод начал подготовку к постройке новейшей послевоенной подводной лодки проекта 613. В 1950 г. была сдана флоту первая подводная лодка, и началось массовое их строительство поточно-позиционным ("конвеерным") способом.
В 1947 г. приступили к сооружению нового мощного судостроительного завода "Океан" в с.Октябрьском (бывш. Богоявленске). Уже в 1952 г. завод стал выпускать несамоходные баржи, грязеотвозные шаланды и металлические кровати с новинкой - "панцирной сеткой".
Почти одновременно в 1947 г. в Николаеве закладывается еще один мощный завод - Южнотурбинный (ЮТЗ), предназначенный для изготовления судовых турбин. С введением в строй этих гигантов город становится окончательным заложником судостроения, целиком завися от этой отрасли.
В марте 1953 г. умер И. В. Сталин, поборник строительства крупных надводных кораблей. Тут же меняется наша военно-морская доктрина, и приоритет отдается подводным лодкам.
И снова крупнейший корабль - тяжелый крейсер "Сталинград" - оказывается недостроенным. Его режут на части, и центральную часть с "ампутированными" оконечностями отбуксировывают в Севастополь, чтобы использовать в качестве мишени, миллионы народных рублей улетают на ветер. Началась новая эпоха.
Но это время (1953-1996 гг.) в историческом измерении настолько близко нам, что мы не можем еще объективно оценить все события, поэтому автор не считает для себя возможным описать историю города за этот период. Пусть это сделают другие, когда придет их час. А я ограничусь лишь кратким очерком современного Николаева.