Николаев во времена Грейга
Николаев родился как придаток к верфи, им он оставался всегда. Жизнь города, судостроение, флот и Адмиралтейство тесно переплетались и не могли существовать друг без друга. Это прекрасно понимал А.С.Грейг, который с первых же дней своего правления способствовал развитию не только Адмиралтейства, но и процветанию города.
Дадим слово знающему лицу - николаевскому купцу 1-ой гильдии А. Самокишину. Вот что он пишет:
"Город Николаев основан... с целью стратегическою, именно: для сооружения только что возрождавшегося в то время Черноморского флота, так как местность его представляла единственное удобство для корабельной верфи. Но местность эта, по близости к Одессе, начинавшей в то время процветать в торговом отношении, не могла привлечь на свою почву сословия торгового, а потому бывшему главному командиру Черноморского флота, севастопольскому и николаевскому военному губернатору, адмиралу А.С.Грейгу, принявшему в 1817 году в свое управление город, населенный одними чинами флота, представляло много забот и трудов, сооружая флот в Николаеве, привлечь в этот военный город коммерческих людей, без которых многое в начинаниях его не могло осуществиться. Только мудрая прозорливость А.С.Грейга в выборе сотрудников, неподражаемая прямота действий по собственному убеждению и неусыпное попечение о благе вверенного ему города - не в слове, а в деле, устраняли эти препятствия".
Нужно сказать, что Николаевское адмиралтейство было лакомым куском для коммерческого люда. Ежегодно через него проходило восемь-десять миллионов рублей, шедших на кораблестроение, строительство ведомственных зданий и мастерских в Адмиралтействе, но в основном - на поставки разных материалов флоту. Поэтому сюда, как мухи на мед, слетались купцы со всех городов России, а иной раз и иностранцы: все хотели отхватить себе кусочек от этого лакомого пирога.
"Алексей Самойлович, - продолжает Самокишин, - увидев, что иногородние купцы являются в Николаев только временно, для взятия в морском ведомстве подрядов, он, дабы привлечь торговое население и развить местную торговлю, испросил Высочайшее разрешение на передачу в ведение николаевского городского общества хранившегося в одесском коммерческом банке Всемилостивейше дарованного капитала в 240000 руб. Ассигнациями. Вследствие этого ходатайства в 1821 году учреждено в Николаеве кредитное учреждение, названное Городовым комитетом".
Согласно уставу, Городовой комитет выдавал "ссуду жителям для устройства заведений, служащих к украшению города и облегчению жителей в повинностях".
Так возник в Николаеве первый банк, который вначале выдавал ссуды только николаевским купцам, что привлекло в город "промышленников, развивших в нем местную торговлю необходимыми потребностями для кораблестроения и флота, а равно и для города". Со временем предложения стали превышать спрос, и чтобы не потерять иногородних поставщиков и поощрить их осесть в Николаеве, Грейг разрешил давать ссуду и им. Так начала развиваться в городе внешняя торговля - все избыточные продукты отправлялись купцами в Одессу.
Как пишет А.Самокишин: "На прибыль от капиталов Городового комитета, находившихся в беспрерывном обращении у подрядчиков за 8%, А.С.Грейг устроил, во время чумы, карантинную каменную стену от реки Буга до Ингула, уездное училище, городовыя: больницу и богадельню, коммерческую пристань и другия полезныя учреждения, из коих в особенности говорит сам за себя Спасский бассейн, продовольствующий город свежею, здоровою ключевою водою; с помощею ссуд из того же комитета, адмирал вызвал иностранцев Самаси и Аляуди, из коих первый открыл сначала кирпичную и черепичные фабрики, а потом фаянсовую, не уступавшие заграничным, а второй устроил механическую мельницу, при которой выделывались сукно и фланель".
В связи с развитием каботажной и заморской торговли и неудобным расположением коммерческой пристани в Военной гавани на Ингуле (судам надо было долго лавироваться, чтобы туда дойти), городской голова, весьма активный сподвижник Грейга, Егор Григорьевич Кустов*, обратился к Грейгу с проектом устройства пристани на Буге, в районе Поповой балки. Адмирал поддержал это предложение, направив его в правительство. 7 июня 1821 г. последовало на это Высочайшее повеление, и вскоре была сооружена деревянная пристань, прослужившая до 1889 г.
Грейг распорядился основать Базарную площадь и на ней построить каменные мясные лавки, куда были перенесены старые лавки от "ризницы", находившиеся ранее нeдалеко от Городовой канавы. Впоследствии Грейг основал для жителей Военной и Рабочей Слободок особый Военный рынок - поближе к месту проживания военных моряков и мастеровых Адмиралтейства.
Торговля "красным товаром" производилась в Греческих рядах, еще сохранившихся и занимавших весь квартал по Адмиральской улице, и в новых Гостиных рядах, построенных в 1820 г. и находившихся по Соборной улице (совр.Советская), между Потемкинской и Таврической (совр.Шевченко).
В 1820 году на верфи построили первый военный пароход "Везувий", открывший начало парового судостроения.
В Николаеве со времен основания осели ногайские татары, особенно после принудительного выселения орды за Днестр. С тех пор число их возросло, и они попросили разрешения открыть молитвенный дом. В 1820 г. было принято решение о построении первого мусульманского культового сооружения.
А.С.Грейг, заботясь о нравственности моряков и в особенности офицеров, принял решение о строительстве специального клуба для них. Дело в том, что в городе жило много морских офицеров, а на зиму приходили в гавань суда и разоружались. Матросов помещали в казармы, а офицеры от безделья начинали пить и буянить. Чтобы "организовать" их досуг, в 1824 г. был построен дом флагманов и командиров, по-видимому, по проекту архитектора Ф.И.Вунша, ставший впоследствии Зимним морским собранием.
Грейг, сам будучи знатоком астрономии, понимал, что для образования морских офицеров и штурманов, а также для научной работы Черноморскому флоту не хватает астрономической обсерватории. Для начала он велел соорудить на адмиральском доме астрономический купол, что и было сделано в 1818 г., по-видимому, по проекту Ф.И. Вунша. Так появилась "домашняя" обсерватория адмирала. А в 1821 г. Грейг добился у правительства разрешения на строительство Морской астрономической обсерватории. Проект ее выполнил Ф.И.Вунш. Обсерваторию строил на Спасском кургане с 1821 по 1827 гг. гидротехт Б.В.Фандер-Флис. 20 сентября 1827 г. обсерватория была открыта, и астроном К.Х. Кнорре начал свои наблюдения.
С 1831 г. обсерватория стала производить регулярные метеорологические наблюдения в Николаеве.
Продолжая начинания Г.А.Потемкина, создавшего оркестр и хор военной музыки, адмирал Грейг в 1822 г. издал приказ о заведении при каждом флотском экипаже хора певчих из служителей экипажа, а на каждом корабле - оркестра духовой музыки. А еще раньше, получив разрешение Александра I, бывшего в 1818 г. в Николаеве, Грейг построил в 1819 г. музыкантскую школу при доме главного командира. В 1818 г. с благословения императора А.С.Грейг отремонтировал пришедшие в ветхость здание "молдаванки" и ее флигели и передал их под Летнее морское собрание.
Город продолжал украшаться красивыми зданиями. Так, в 1820 г. на мысе Порохового Погреба, на том месте, где мечтательный Мордвинов собирался возвести "храм наук" - Кадетский корпус, появилось красивое и величественное здание Артиллерийского училища, в котором впоследствии поместили Штурманское училище. Прекрасно скомпонованная и построенная в формах позднего русского классицизма, эта постройка украсила заброшенный уголок Николаева.
В 1826 г. было перестроено здание бывших Каменных лавок на Магистратской площади. Сохранив ту же архитектурную композицию, оно лишилось молдавско-турецкого "привкуса" и превратилось в строгое классические сооружение, спроектированное, по-видимому, Ф.И.Вуншем.
Ф.И.Вунш спроектировал также Морской острог с лазаретом и церковью - в строгом классическом стиле, который был построен в 1828 г.
Много внимания адмирал Грейг, как губернатор, уделял благоустройству города.
Для защиты города от разбойников, бродяг и диких животных по распоряжению Грейга в самой узкой части Николаевского полуострова между рекой Ингулом и Бугским лиманом (у Поповой балки) была выстроена высокая каменная стена с одними только воротами у Херсонской заставы. Стену закончили в 1828 г., и она спасла жителей Николаева от чумы, поразившей весь юг в 1829-1830 гг.
Грейг распорядился вымостить основные улицы города, проект замощения был разработан Ф.И.Вуншем, и в 1819 г. покрыли булыжником всю Адмиральскую улицу и Ингульский спуск. Но далее дело не пошло: когда в 1824 г. было намечено замощение других улиц, население воспротивилось этому, поскольку оплата работы была возложена на город. Грейг взял половину расходов на флот, но ему с трудом удалось добиться замощения еще одной только улицы - нынешней Советской. Так и остался Николаев немощенным почти до конца прошлого века. Только на двух парадных улицах - Адмиральской и Соборной - были сделаны тротуары и обсажены с двух сторон тополями и акациями.
К 1828 г. была очищена и восстановлена Городовая канава со всеми питающими ее каменными трубами, желобами и стоками, спасавшая не раз город от наводнения при сильных ливнях или оттепелях.
Для защиты жителей от грабителей, особенно ночью, по городу было сооружено 12 караульных будок (1826 г.).
При поездке в Очаков или Одессу приходилось пользоваться очень далеко расположенной переправой (напротив Малой Коренихи). По распоряжению Грейга в 1828 г. переправу перенесли в Спасск и расположили у высохшего второго Спасского источника (бывш. Варваровский спуск). Здесь были сооружены каменный причал и караульный дом Одесской заставы. Переправа осуществлялась в село Варваровку на больших шаландах.
В 1820 г. к построенной ранее богадельне пристроили дом для подкидышей.
Освещение улиц керосиновыми фонарями началось по распоряжению А.С.Грейга в 1823 г. Ф.И.Вунш разработал проект красивых фонарных столбов. Адмиралтейство сделало фонари, и 22 из них были установлены на Адмиральской улице - от адмиральского дома до здания Штурманского училища, а 35 поставлены на Соборной (совр.Советской) - от Ингульского моста до Базарной площади.
Грейг проявлял большую заботу об озеленении города, понимая, что только растения защитят город от пыли и знойных суховеев. Продолжая дело де Траверсе, он заботливо ухаживал за диким и фруктовым садами при адмиральском доме, построил новую красивую оранжерею взамен обветшалой, сооруженной еще при де Траверсе. Грейг продолжал заниматься акклиматизацией деревьев и кустов. По его распоряжению был озеленен юго-западный склон Спасского кургана от Обсерватории до дороги в Лески, представлявший сплошные пески. Никто не верил в эту затею адмирала и втихомолку посмеивался над ним, но через несколько лет вместо песчаного пустыря, с которого на город несло тучи пыли, зазеленел парк (сейчас Пионерский парк).
Были разведены сады при новом Штурманском училище и при Черноморской кадетской роте. Поддерживались в хорошем состоянии Спасск, Лески и Казенный фруктовый сад у третьего Спасского источника.
В 1826 г. по распоряжению Грейга была уничтожена городская свалка на склоне над Военной гаванью и вместо нее разбит бульвар, который со временем стал украшением города и местом летних гуляний жителей. Не обошлось и без курьезов: город, населенный, в основном, моряками и адмиралтейскими служителями, которые юридически не входили в городские сословия, собирал с остальных граждан очень мало налогов. Когда Грейг предложил передать городу бульвар с оплатой его стоимости, то городская Дума отказалась. Тогда адмирал поступил резко: он поставил вопрос перед правительством о возврате части городских земель Морскому ведомству и, получив разрешение, причислил к землям Морского ведомства всю береговую полосу вдоль Ингула и Бугского лимана. Граница между городскими и морскими землями проходила посередине Адмиральской улицы. К землям Морского ведомства были причислены также Адмиралтейский плац, Магистратская площадь, бульвар, весь Спасск, Лески и Плац-парадная площадь (впоследствии Аркасовский сквер). Город попытался отсудить эти земли обратно, но безуспешно.
В 1831 г. вышло распоряжение Грейга "об отдаче разным лицам земли, принадлежащей Адмиралтейскому ведомству для разведения садов и огородов", прообраз последующих "дач".
В 1832 г. Морским ведомством были выпущены правила по управлению хозяйством казенных садов в Николаеве, включающих Лески, Спасск, Бульвар и сады при доме главного командира, Штурманском училище, Молдаванском доме и т.д. Согласно этим правилам производилась подчистка садов, посадка деревьев, их лечение и т.п.
В 1822 г. полицмейстером П. И. Федоровым была предпринята первая попытка наименования улиц. Проект, включавший названия 13 продольных и 7 поперечных улиц, однако, не был утвержден Грейгом. Предложенные в этом проекте названия в большинстве случаев были впоследствии даны улицам.
При покровительстве Грейга в Николаеве развивалось частное судостроение. Так, выше Адмиралтейства по течению реки Ингул возникли Вольные верфи купцов М.Серебряного ("Серебряный док") и Варшавского ("Маркусов эллинг"), а в Спасске - новая верфь действительного статского советника А.А. Перовского. На этих верфях строили с подряда суда для Черноморского флота. В 1825 г. в Николаеве появился первый частный пароход, принадлежавший графу М.С. Воронцову - генерал-губернатору Новороссийской губернии. В 1827 г. николаевским купцом и промышленником Бухтеевым построен первый пароход "Лиман" по заказу М.Серебряного (для буксировки корабельного леса из Херсона в Николаев). 1828 год ознаменовался открытием первого пароходного сообщения между Николаевом и портами Черного моря. Рейсы выполнял пароход "Одесса", построенный в Николаеве.
В 1826 г. окончательно осуществилось решение Г.А. Потемкина о переносе всего управления и кораблестроения из Херсона в Николаев. В связи с этим порт в Херсоне был упразднен, военное кораблестроение вовсе прекратилось, а в Николаеве - наоборот, развилось (во времена Грейга в Николаеве строились суда на 11 эллингах сразу). По этой причине возрос спрос на мастеровых-судостроителей и возросла их оплата. Так, согласно справке, подписанной николаевским полицмейстером П.И.Федоровым, в 1825 г. мастеровым платили (в день):
плотнику лучшему.......................................2 р. 50 коп.
среднему..............................................................2 руб.
столяру лучшему.................................................3 руб.
среднему......................................................2 р.50 коп.
маляру.................................................................3 руб.
кузнецу........................................................2 р.50 коп.
токарю.................................................................3 руб.
паруснику............................................................3 руб.
брандсбойщику**..................................................3 руб.
конопатчику........................................................3 руб.
купору***.........................................................2 р.50 коп.
пильщикам паре..................................................6 руб.
слесарю лучшему................................................3 руб.
среднему......................................................2 р.50 коп.
рабочему (вид., подручному)......................1 р.50 коп.
Как видим, основные квалифицированные мастеровые получали в день по 2,5-3 рубля, а считая в месяце 22 рабочих дня -55-66 рублей в месяц. Для сравнения приведем размер столовых денег военных мо¬ряков (1826 г.):
начальнику флота, адмиралу........................5000руб.
вице-адмиралу...............................................3000 руб.
контр-адмиралу.............................................2000 руб.
капитан-командору.......................................2000 руб.
начальнику штаба при флагмане.................2000 руб.
командиру экипажа и корабля.....................1500 руб.
командиру фрегата.......................................1000 руб.
командирам прочих судов................оклад жалованья
Это - только столовые деньги, выдававшиеся за нахождение в море. А каковы же были "оклады жалованья"? Приведу сведения за 1834 г., когда они немного выросли:
капитан 1-го ранга...............................1500 руб. в год
капитан 2-го ранга........................................1200 руб.
капитан-лейтенант........................................1000 руб.
лейтенант........................................................900 руб.
мичман............................................................. 700 руб.
Следовательно, в месяц младшие офицеры (лейтенанты и мичманы) получали 75-58 рублей, то есть практически столько же, сколько квалифицированные мастеровые (при вольном найме).
Считая, в среднем, что столовые составляли годовой оклад жалованья, можно подсчитать, что морские офицеры в зависимости от чина (от вице-адмирала до капитан-лейтенанта) получали в месяц 500—167 рублей.
Примерно такое же денежное содержание получали инженеры-кораблестроители. Но у них с 1826 г. были введены премиальные деньги за качественную и быструю постройку судов. Например, за постройку и спуск линейного корабля и фрегата - по 3 рубля с пушечного порта и на серебряном блюде (это 240-300 руб. за корабль и 120-160 руб. за фрегат); за прочие суда, имеющие не меньше 20 орудий, по 3 рубля с порта, но без серебряного блюда.
Интересно сравнить заработок мастеровых и офицеров с ценами. Поскольку в архивных материалах не удалось найти розничных цен, то приведу оптовые закупочные цены по флоту. Например, в 1827 г. заготовительные цены составили:
горячее вино.................3 руб. 29 и пол коп. за ведро
крупа.................................. 1 руб. 43 и пол коп. за пуд
мясо...........................................:.3 руб. 24 коп. за пуд
сухари.......................................... 1 руб. 98 коп. за пуд
соль.........................................................45 коп. за пуд
уксус рейнский.......................... 5 руб. 36 коп. ведро
солод ячный.............. 10 руб. 12 коп. за четверть (3 л)
горох....................................... 1 руб. и пол коп. за пуд
Конечно, розничные цены были выше, но, по самым грубым прикидкам, мастеровой за месячный средний заработок 60 рублей мог купить 18,5 пудов мяса (около 296 килограмм!), или 18 ведер "горячего вина" (водки), то есть 218 литров. Видимо, квалифицированные мастеровые жили небедно, и могли себе позволить купить или построить на Слободке не только саманный, но и каменный дом. Когда мастер Адмиралтейства И.А.Полномочный в 1820 г. был переведен в Николаев, то он купил дом попроще за 1050 рублей, а хороший дом стоил 1500 рублей и более. Читателю предоставляется широкая возможность анализировать и сопоставлять приведенные цифры и "примерять" их на себя.
Грандиозным сооружением, которое предпринял А.С.Грейг, был Спасский самотечный водопровод. Еще когда Александр I посетил Николаев, Грейг обрисовал ему проблему водоснабжения и получил разрешение на предоставление проекта. Первый проект водопровода был разработан Б.В. Фандер-Флисом; предполагалось применить чугунные трубы, но оказалось это дорого, и их заменили керамическими. По проекту длина водопровода от первого Спасского источника (в Спасской балке) - 1689 саженей (около 3500 м). Окончательный проект был переработан инженером Ж.В. Аюи и отвезен им морскому министру И.И. де Траверсе с сопроводительным письмом Грейга, в котором он писал:
"Известно вашему высокопревосходительству, что город Николаев крайне нуждается в получении здоровой и хорошей воды, ибо в обеих реках, город обмывающих, вода солоновата, да и в колодцах в малом числе находящихся не пригодна. И поэтому некоторые жители привозят воду из урочищ Спасска расстоянием от 2-х до 4-х верст... Вода сия может пользовать единственно тех людей, которые имеют достаток, а военные служители и бедные жители, кои составляют превосходнейшую часть города, во всякое время лишены хорошей воды.
Таковой недостаток в сей первейшей для жизни и здоровья человеческого потребности, заставил меня приискивать способы к проведению воды из Спасска в Николаев".
Аюи отвез проект в 1820 г., а Грейг, не дожидаясь утверждения проекта, начал работы. Проект пролежал у министра, а затем и у царя до 1824 г. Александр I умер, так и не рассмотрев его.
Первый участок водопровода, по прямой от третьего Спасского источника до дома главного командира с выводом колодца в доме ("Дворцовый фонтан") и на углу Наваринской и Спасской улиц, был завершен в 1822-1823 гг. и давал воду еще в 60-е годы XIX в. Поскольку сток самого источника на берегу Бугского лимана был заглушён, чтобы вода пошла по трубам, этот источник прозвали "Сухим фонтаном", от которого и вся прилегающая местность получила такое же название.
Строительством водопровода с 1823 по 1827 гг. занимался инженер А.Рокур. Старожил города Н.М. Кумани так описывает Рокура: "Я помню очень хорошо эту личность: маленький, подвижный как ртуть, человек, многоречивый, которого разговор, по быстроте, трескучести н непрерываемости, можно было, без преувеличения, уподобить водопаду, - но только один разговор; с самою же водою он ладил не совсем удачно, как это доказано Спасским водопроводом".
Хорошо, что Кумани очень образно представил нам внешне Рокура, но он был не прав в оценке его знаний как инженера-гидротехника и строителя. А.Рокур был высокообразованным и опытным инженером. Используя труд каторжников, он все же соорудил этот водопровод, который шел от Спасской балки до дома главного командира, а затем - по Адмиральской улице до флотского экипажа и далее, с регулярными ответвлениями в город. Но, как писал Грейг в своем объяснении, когда пошла вода, некачественные глиняные трубы лопнули, и вода ушла в песок. Спасский водопровод представлял в то время сложное инженерное и грандиозное сооружение; на большой глубине были проложены облицованные камнем штольни в рост человека, по дну которых располагались трубы. К сожалению, он так и не был завершен.
В постепенно разросшемся городе со временем оказался дефицит учебных заведений. Единственным таким заведением было Штурманское училище, но в него могли поступать не все. Поэтому А.С. Грейг поставил перед правительством вопрос об открытии в Николаеве общеобразовательных школ и училищ. В октябре 1827 г. начались занятия в первом общем учебном заведении - приходской школе с одногодичным курсом обучения на 25 учеников - мальчиков и с отделением для девочек. А еще ранее, б декабря 1826 г., по ходатайству Грейга в городе открылось Училище для дочерей нижних чинов Морского ведомства - профессиональное училище, готовившее мастериц для Адмиралтейства. Впоследствии для этого училища было выстроено специальное здание в псевдоготическом стиле по проекту архитектора К. Акройда. Наконец, 7 января 1833 г. открылось трехклассное уездное училище в купленном городом доме на Никольской улице. Так было положено начало народному образованию в Николаеве.
Не забыл Грейг о подготовке и улучшении образования морских офицеров. Адмирал дважды ходатайствовал об открытии в Николаеве Морского кадетского корпуса (в 1823 и 1826 гг.). В 1823 г. были сочинены "планы и сметы на построение Морского кадетского корпуса". Не получив одобрения, он добился обязательного ежегодного приема в Петербургском кадетском корпусе 10 детей черноморцев.
Библиотека Депо Карт пополнялась новыми книгами и насчитывала около 10 тысяч томов. Также увеличилась коллекция Кабинета древностей за счет скифских и античных изделий, найденных на землях Морского ведомства в Северном Причерноморье и в Крыму.
Четверых юношей-моряков, обнаруживших способности к рисованию, А.С. Грейг направил в императорскую академию художеств, как пансионеров Черноморского флота, для подготовки из них архитекторов, столь необходимых Николаеву. Впоследствии два из них - Д.Ефимов и Р.Кузьмин - стали известными русскими архитекторами, а двое других - И.Лунченко и В.Рулев - вернулись на Черноморский флот и служили архитекторами в Николаеве и Севастополе.
Для повышения образования офицеров Грейг открыл для них цикл лекций - своеобразный прообраз Морской академии. Практические занятия проходили в физическом кабинете, открытом в "Молдаванке", и в обсерватории.
Поскольку город разрастался, архитекторы Морского ведомства уже не справлялись с возросшим объемом работ, поэтому адмирал учредил в 1831 г. должность "городового архитектора", на которую назначил Л.А.Опацкого. С этого времени всеми архитектурно-градостроительными делами собственно города ведал гражданский городской архитектор.
Следует заметить, что через Николаев проходил государственный почтовый тракт, шедший далее в Херсон и Крым - на восток, в Очаков и Одессу - на запад. Поэтому все, кто ехал в эти места, как правило, проезжали через Николаев. Так проездом в период 1820—1824 гг. побывал в Николаеве несколько раз А.С.Пушкин.
В 1820 г. по дороге в Крым (проездом из Одессы) Николаев посетил писатель и переводчик, член Российской академии И.М. Муравьев-Апостол, отец будущих декабристов; он заехал также в Ольвию.
В 1823 г., возможно, через Николаев проезжал поэт К.Н.Батюшков, будучи уже тяжело психически больным. Возможно также, что в 1825 г. по дороге на Кавказ через Крым в городе побывал А.С. Грибоедов. В 1829 г. по пути с Кавказа в Николаев заехали академики Ленц и Купфер, где вместе с Грейгом организовали геомагнитный измерительный пункт.
В Николаеве окончил свои дни, прожив здесь достаточно долго, герой ушаковских и сенявинских Средиземноморских походов, освободитель Неаполя и Неаполитанского королевства от французов, контр- адмирал Г.Г.Белли, который умер 21 июля 1826 г.
Еще два события, происшедшие в Николаеве, достойны внимания. В сентябре 1832 г. распоряжением адмирала Грейга в городе открыт портовый архив (Архив Черноморского флота) со штатом 16 человек: начальник, старший и младший его помощники, 6 писарей, 4 кантониста и 3 сторожа. Этим было положено начало архивной службы в Николаеве. Архив просуществовал до 30-х годов нашего века и был переведен в Ленинград, в ЦГА ВМФ СССР.
В 1832 г. издан первый в Николаеве научный труд - книга А.С. Грейга по теории проектирования корпусов судов математическим методом. На основании этого метода были спроектированы, а затем построены в Николаеве 54 судна - от линейного корабля до малого тендера****.
При Грейге в Николаеве прибавилось еще несколько культовых зданий. В связи с увеличением мусульманского населения города Грейг в 1832 г. принял решение об отводе дома магометанам для богослужения.
Начали действовать: греческая Свято-Николаевская церковь, заложенная в 1813 и оконченная в 1817 г.; Свято-Алексеевская при Морском остроге, оконченная в 1830 г.; еврейская синагога, заложенная в присут¬ствии Грейга в 1819 г. и оконченная в 1822г.
Весной 1823 г. город потрясло неприятное, скандальное происшествие: мичман В.И.Даль был уличен в писании пасквилей***** (и их обнародовании) на Ю.М. Кульчинскую, состоявшую в гражданском браке с А.С.Грейгом. Еще в 1820 г. Юлия Кульчинская, в возрасте 20 лет, приехала в Николаев с поставками корабельного леса и с тех пор прочно обосновалась в адмиральском доме, официально - в качестве экономки, а фактически - как жена А.С.Грейга. Николаевское общество было шокировано - дочь могилевского трактирщика Михеля Сталинского, иноверка и сожительница! Но со временем Юлия Михайловна сумела привлечь на свою сторону николаевское благородное общество и создать в адмиральском доме салон, в который входили, в основном, молодые офицеры флота и чиновники Морского ведомства. И вдруг такой скандал!
В.Даль не признал себя виновным, хотя и не отказался от авторства самого злостного пасквиля, пронизанного неприличными намеками и антисемитизмом. Решением Комиссии военного суда Даль за недостойный для дворянина и офицера проступок быв приговорен к разжалованию в матросы на шесть месяцев. После его обращения к царю Главный Морской аудиториат заменил приговор суда зачетом "в штраф" многомесячное пребывания Даля под арестом. Эта судимость с В.И.Даля была снята только незадолго до его смерти, в 1859 г., когда он был уже почетным академиком, известным литератором и ученым-лексикографом.
В 1827 г. у Грейга и Юлии родился первый сын, названный в честь знаменитого предка Самуилом; видимо, тогда же адмирал и Юлия тайно обвенчались, и Юлия Михайловна стала вести себя в доме как полноправная жена. Грейг часто устраивал у себя в доме ради молодой жены обеды и балы. Об одном из таких балов вспоминает Ф. Вигель, бывший проездом в 1828 г. в Николаеве: "Мужчины несколько пожилые и степенные, равно и барыни их, сидели чинно в молчании; барышни же и офицерики плясали без памяти. Масок не было, а только две или три костюмированные кадрили. Женщины были все одеты хорошо и прилично по моде, и госпожа Юлия уверяла меня, что она всех выучила одеваться, а что до нее они казались уродами. Сама она, нарядившись будто магдебургской мещанкой, выступала сначала под покрывалом; ее вел под руку адъютант адмирала Вавилов, также одетый немецким ремесленником, который очень забавно передразнивал их и коверкал русский язык. На лице Грейга не было видно ни удовольствия, ни скуки, и он прехладнокровно расхаживал, мало с кем вступая в разговоры. Сильно возбудил во мне удивление своим присутствием человек в капуцинском платье; он был не наряженный, а настоящий капуцин с бородой, отец Мартин, католический капеллан Черноморского флота, который, как мне сказывали после, тайно венчал Грейга с Юлией. Оттого при всех случаях старалась она выставлять его живым доказательством ее христианства и законности ее брака, только странно было видеть монаха на бале. Мне было довольно весело, смотря на большую часть веселящихся, которые казались совершенно счастливыми".
И, наконец, последнее воспоминание старожила: "Замечательно, что николаевское общество всегда отличалось красотою женщин. Вы не найдете на балах безобразного молодого дамского лица; напротив, встретите несколько таких, которые очаруют ваши взоры, если вы молоды, и заставят, призадумавшись, вздохнуть, если уже седина проглянула в бороде вашей".
Так, с мягкой грустью, вспоминал николаевские балы своей молодости старожил города контр-адмирал Н.М. Кумани в 1861 году.
И, совсем кажущийся курьезным, архивный документ 1831 г. на 14 листах об объявлении мичману Сальти строгого высочайшего выговора за то, что"забыл взять танцевать дочь подполковника Полтавцева".
Как видим, бдительное и строгое око императора Николая I успевало следить и за балами, и за нравственностью офицеров - никто и ничто не могли от него укрыться.
*Г.Н. Ге в столетней истории Николаева именует Кустова Иваном
**Изготовляли парусиновые рукава и шланги.
***Закупоривали бочки с водой и провизией, идущие на суда.
****Небольшое одномачтовое судно.
*****Анонимное письмо или иное сочинение,позорящее кого-либо, которое обнародовано.