Первые суда

Г.А.Потемкин был не только отцом-основателем Николаева, как города, но и главной движущей силой в создании и развитии судостроения. Здесь, на юге, это было особенно сложно. Вот как характеризует историк Черноморского флота В.Ф. Головачов южное судостроение:
"Обширны были степи нашего Новороссийского края. Сюда, для ведения войны с Турцией не только приходилось издалека привозить людей и все общественные средства - провизию, орудия, снаряды...
Здесь, под огнем у неприятеля, с которым мы сражались, на его водах, устраивался наново флот; у него же завоевывались места под адмиралтейство и верфи. Сюда, из внутренней России для постройки судов надлежало привозить леса, надлежало для флота отливать орудия, ковать якоря, вить канаты. Сюда не только приходилось набирать огромное количество мастеровых, как-то: плотников, кузнецов, парусников, конопатчиков, литейщиков и всякого рода морских специалистов - еще необходимо было найти для всякой работы новую наилучшую норму, на основании всяких климатических и местных условий. А для этого необходимо было иметь знатоков военно-морского и строительного дела. Необходимы были школы; необходимо было приобретение опыта, который дается не иначе, как при большой затрате времени. Море Черное глубоко и бурливо: самый способ ведения на нем войны потребовал особой сноровки в постройке судов, в снабжении их артиллерией и приискании для них верфей.
Следовательно - приходилось наново переделывать их порта* и палубы, готовить новые планы для улучшения судов, строить новые суда, собирать на них новую артиллерию и новые принадлежности. В 1789 г. в Николаеве закладывали мы для Черноморского флота, в немногие годы его существования, уже восьмое адмиралтейство".

Вот такой была длинная и трудная дорога к Николаевскому адмиралтейству.
И еще одно короткое высказывание:
"Домовое и преимущественно южное корабельное хозяйство довольно было сложно: ветер и волнение раскачивали члены корабля, а южное солнце выварило из его палубы и снастей всю смолу. Тогдашнюю дощатую судовую обшивку проели черви и облепила толстым слоем ракушка, окраска повсюду слезла, снасти одергались, рангоут** раскачало до трещин, конопать повсюду вылезла, паруса в осенние бури от части изорвало в клочья, артиллерия раздергалась - все это без малейшего исключения требовало исправлений, и исправлений аккуратных и тщательных...
Заготовка для всего этого материала: лесу, досок, гвоздей, болтов, всякого металла, каболок, ворсы, масла, конопати, тиру***, снастей, краски, щетины, полотна, нити, смолы и прочего, и прочего, все составляло очень мелочное и дробное хозяйство, требовавшее внимания и расчетливости от самих хозяев".

Такими рачительными хозяевами были Г.А.Потемкин и его правая рука - М.Л.Фалеев. Но князь Потемкин был не только генеральным руководителем судостроения и флота, он вникал в самую суть кораблестроения, давал советы по типам кораблей, которые желательно было бы строить для Черноморского флота. Вот образец его типичного ордера корабельному мастеру обер-интенданту Афанасьеву (29 мая 1789 г.):
"К прибытию моему изготовьте проект корабля сорокашести пушечного, в самых лучших пропорциях, чтобы нижняя батарея состояла из двадцати-четырех фунтовых, на баках и шканцах восемьнадцатифунтовых, включая тут по два картаульных единорога**** на сторону, да и на деке***** по два же поставить, юнг****** так укрепить, чтобы можно было поставить каронады********. Все орудия будут медныя; ежели нужно, то длину и ширину можете прибывать.
Еще легкий нарисуйте фрегатец скорого хода и прочный двадцатидвух пушечный, нанизу по 8-ми орудий, 6-ти и 18-ти фунтов, пушек, на середине по два картаула, на баке и шканце полукартаульныя, кают хороший, который убрать прикажу снарядом своим; артиллерия вся медная. Сие судно строю я для себя, чтобы иногда водою в Тавриду или ко флоту ездить; экипаж будут греки. Р.S. Начертите также судно мореходное легкое. Избежать всех неудобностей, какие дюбель-шлюпки******** имеют, я бы сии суда на Днепре приказал строить".

В этом ордере Потемкин начертал программу строительства судов Николаевской верфи. Корабль 46-пушечный - это фрегат "Св.Николай". Он был заложен 5 января 1790 г. На закладку судна хотел прибыть сам князь, но не смог, поэтому и закладку перенесли с 6 декабря 1789 г. - день Св.Николая - почти на месяц позже, но Потемкин все равно не прибыл. Спустили это первое судно 25 августа 1790 г. Затем был построен почти такой же фрегат "Григорий Великия Армении", названный в честь князя.
Почти одновременно с ними строились два легких фрегата, о которых писал Потемкин в своем ордере. А мореходное легкое судно - это акат*********, придуманный князем.
В Бендерах Г.А.Потемкину попалась греческая книжица о древних судах. Князь велел ее перевести и издать в своей походной типографии. Ему понравился один из типов судов, называвшийся акатом. Князь продумал его конструкцию и предложил Афанасьеву разработать чертеж. Так в русском флоте появились новые уникальные суда - акаты. Два из них - "Св.Ирина" и № 2 - были тогда же построены в Витовке. Иногда в литературе встречаются высказывания, что николаевские суда делались из сырого леса и были недолговечными. На это хорошо ответил еще В.Ф.Головачов:
"Потемкину не было времени заводить в Черноморском флоте приспособления в пользу долговечности его судов: он заводил только те из возможных приспособлений, которые могли усиливать его действия против неприятеля".
Князь строил флот не для парадов, а для войны.

*Вырезы в бортах для орудий.
**Мачты, реи и другие деревянные детали парусной оснастки.
***Каболка - тонкие пряди тросов, тир - состав для покрытия рангоута.
****Вид артиллерийского орудия, картаул - мера мощи орудия.
*****Палуба судна.
******Кормовая короткая надстройка на верхней палубе судна.
*******Короткое орудие для ближнего боя.
********Увеличенная в размерах ("двойная") боевая шлюпка.
*********Легкое парусно-гребное судно.