Политика «военного коммунизма» и БССР в годы новой экономической политики (НЭП).
В период гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Переход к миру потребовал новых подходов в решении национально-государственного вопроса. 16 января 1921 г. был подписан договор между РСФСР и БССР, по которому признавался суверенитет Беларуси. Создавались объединенные наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почты и телеграфа, ВСНХ. Однако окончательно отношения между государствами, которые возникли на территории бывшей Российской империи, были не определены. Нужно было выработать такие формы объединения, которые бы не дестабилизировали ситуацию. Нужно было провести объединение так, чтобы не вызвать новый хаос в хозяйстве и новую гражданскую войну в национальных районах. И. Сталин предлагал включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик. В.И. Ленину удалось направить работу по объединению республик в относительно безопасное русло: создание федеративного союза равноправных государств с правом выхода из этого союза. Процесс создания нового государства должен был продемонстрировать полный разрыв с прошлым. Не единое государство, а союз национальных республик.
Подготовка создания союзного государства осуществлялась по партийным каналам. Идея объединения широко пропагандировалась среди населения Беларуси. Завершилась эта кампания IV Всебелорусским съездом Советов, который состоялся 14 – 18 декабря 1922 г. Делегаты съезда приняли решение о необходимости создания Союза СССР. Была избрана делегация на Х Всероссийский съезд Советов. I Всесоюзный съезд Советов, который открылся 30 декабря 1922 г., принял Декларацию и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В избранный съездом ЦИК СССР от БССР вошло 7 человек. А. Червяков стал одним из четырех председателей Президиума ЦИК СССР. Союз способствовал национально-государственной консолидации его народов. Однако, как показала практика, он не смог решить национальный вопрос в полном объеме. Жесткая централизация власти фактически привела к сталинской «автономизации» Советских республик.
Вхождение БССР в состав СССР оправдало надежды на расширение территории республики, ограниченной шестью уездами бывшей Минской губернии. VIII съезд Компартии Беларуси, I и II сессии ЦИК БССР в марте 1923 г. высказались за укрупнение республики. 3 марта 1924 г. ЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР следующих уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний: Оршанского, Быховского, Витебского, Городокского, Горецкого, Дрисенского, Калининского (Климовичского), Лепельского, Могилевского, Мстиславского, Полоцкого, Рогачевского, Сенненского, Суражского, Чауского, Чериковского. Три уезда Витебской (Себежский, Велижский, Невильский) и пять уездов Гомельской (Гомельский, Речицкий, Суражский, Стародубский, Новозыбковский) губерний остались в составе РСФСР. Территория Советской Беларуси увеличилась до 110 тыс. км2, т.е. более чем в два раза, а население до 4,2 млн. человек.
Вторая сессия ЦИК БССР, которая состоялась 10 – 17 августа 1924 г., ввела новое административно-территориальное деление республики. Губернии, уезды, волости ликвидировались, а вместо них создавались округа, районы, сельсоветы. В начале 1925 г. республика была разделена на 10 округов, 100 районов и 1202 сельских совета. В местах компактного проживания национальных меньшинств создавались национальные сельские Советы. В 1928 г. насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Совета.
В мае 1926 г. ЦК КП(б)Б обратился в ЦК ВКП(б) о присоединении к БССР всей Гомельской губернии (в составе пяти уездов) и трех уездов (Велижский, Себежский, Невильский) Псковской губернии. Вопрос об уездах псковщины не нашел поддержки в высших кругах СССР. В ноябре 1926 г. Политбюро ЦК ВКП(б), на основе данных комиссии, приняло решение о присоединении к БССР Гомельского и Речицкого уездов. В результате второго укрупнения территория БССР увеличилась на 25 тыс. км2, а население – на 649 тыс. человек. После двух укрупнений территория БССР в начале 1927 г. составляла 125 950 км2 с населением около 5 млн. человек.
В 20-е годы в Беларуси, как и во всем СССР, сложилась однопартийная система. В марте 1921 г. самоликвидировался Бунд. В декабре 1921 г. распалась Еврейская коммунистическая партия. В феврале 1921 г. была разгромлена Белорусская партия социалистов-революционеров, 860 ее деятелей были арестованы, позже они были освобождены и переправлены на территорию Западной Беларуси.
Ликвидация оппозиционных сил в БССР ослабила позиции правительства Белорусской Народной Республики в эмиграции. В октябре 1925 г. на II (Берлинской) конференции Рада БНР объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью. Конференция признала, что БССР консолидировала белорусский народ, а Минск является центром национально-государственного возрождения Беларуси.
Сталинское руководство внимательно следило за общественно-политическими процессами в республике и контролировало их, назначая на руководящую работу партийные, советские и хозяйственные кадры. Только в 1921 г. из других республик в БССР было направлено 928 членов партии, в 1922 г. – еще 574 коммуниста. С 1924 г. до послевоенного времени всех первых секретарей ЦК КП(б)Б и руководителей КГБ присылали из Москвы.
Во второй половине 20-х годов, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую жизнь, при Советах создавались постоянные комиссии: по сельскому хозяйству, благоустройству, культурно-просветительные, финансовые и др. Стали организовываться депутатские группы. В деле защиты интересов трудящихся все более заметную роль начали играть профсоюзы. Проблемами молодежи активно занимался Коммунистический союз молодежи (Комсомол). В общественную жизнь все активнее стали включаться женщины. Зарождались шефские организации, физкультурные объединения. Все это свидетельствовало об определенном демократизме общественно-политической жизни.
После окончания гражданской войны Советское государство оказалось в кризисном состоянии. Перспективы мировой революции становились все более призрачными. Страна оказалась в политической изоляции. Правящая партия теряла доверие масс. Результатом политического и социально-экономического кризиса стало увеличение числа вооруженных выступлений против Советской власти и ее политики «военного коммунизма». Быстро росло недоверие к Советской власти.
Очень тяжелым было положение в Беларуси. Экономика республики была разрушена. Из 715 промышленных предприятий после войны осталось 235. Посевные площади сократились на 36,5%, понизилась урожайность, уменьшилось поголовье скота. Не хватало хлеба, товаров народного потребления. Усилились массовый политический и криминальный бандитизм, воровство. Широко распространились нелегальные (контрабандные) отношения с приграничными районами Польши, Латвии, Литвы. Требовала решения проблема беженцев.
Руководство большевистской партии стало перед выбором: или идти на новую гражданскую войну, которую в данных условиях оно выиграть не могло, или признать свои ошибки и пойти на отмену военного коммунизма, и предложить радикальную программу преодоления кризиса. Был избран второй путь.
Новая экономическая политика (НЭП) была принята на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Продразверстка была заменена натуральным налогом. Крестьяне получили право распоряжаться своей продукцией, которая оставалась после уплаты налогов. Учитывая размеры продразверстки, на территории Беларуси продналог был установлен вдвое большим. Для сбора налогов был сформирован штат уполномоченных. На каждый уезд были созданы по две специальные выездные сессии ревтрибунала, которые судили неплательщиков на месте. Приговоры были суровыми, вплоть до 3-х лет тюрьмы и конфискации имущества.
1 августа 1922 г. вводился единый натуральный налог. Вместо 18 видов продовольствия новый налог должен был сдаваться шестью основными продуктами. В этом же году вводились денежные налоги, которые составляли 21% от натурального. На начало 1923 г. вводился единый сельхозналог, который выплачивался частично продуктами, частично – деньгами. С 1 января 1924 г. налог взимался только червонцами в размере 5% прибыли с хозяйства.
Введение НЭП в Беларуси совпало по времени с передачей земли крестьянам. В 1921 г. крестьянство увеличило свое землепользование на 11,4%. В сентябре 1922 г. Президиум ЦИК БССР принял закон о «Трудовом землепользовании», который провозгласил свободу выбора форм землепользования. Законными признавались артели, частные владения в виде отрубов и хуторов. Разрешалась сдача земли в аренду и использование наемного труда, поощрялось развитие кооперации. За 1923 – 1928 гг. в Беларуси на хутора вышло 25% крестьянских хозяйств. Аренда в сельском хозяйстве Беларуси не получила широкого распространения. В 1925 г. арендой пользовались 7,7%, в 1927 – 11% крестьян. В 1929 г. в сельском хозяйстве работало 81,1 тыс. наемных работников. Быстро росла кооперация. В 1929 г. насчитывалось 3348 товариществ: мелиоративных, семеноводческих, машинных, кредитных и др. Потребительской кооперацией было охвачено 30% населения. Шел процесс сокращения коммун, сельскохозяйственных артелей и товариществ по совместной обработке земли. Если в 1921 г. на территории Беларуси насчитывалось 710 коллективных хозяйств, то в 1925 г. их стало 433, которые были в основном созданы на площадях земельного фонда. До 1927 г. сельское хозяйство БССР было восстановлено.
В годы НЭП существовала частная, кооперативная и государственная торговля. В 1922 – 1923 гг. в Беларуси частникам принадлежало 90% торговых предприятий и 85% оборота. Внешняя торговля осуществлялась через комиссариат внешней торговли РСФСР. Сложилась сеть кредитных учреждений. В нее вошли Госбанк в Минске и 9 филиалов в окружных центрах, Белорусская контора Промбанка в Минске, а также специализированные, коммерческие и др.
НЭП охватил и сферу промышленности. Была введена новая система управления крупной национализированной промышленностью. Государство в лице ВСНХ и его местных органов обеспечивало руководство предприятиями, которые переводились на хозрасчет. Главки были ликвидированы, вместо них создавались тресты и синдикаты.
Значительное развитие мелкого производства было одной из особенностей Беларуси. В 1923 г. в Беларуси было 3212 частных предприятий, годовой оборот которых составлял 5432,1 тыс. рублей. Шел процесс кооперирования мелкой промышленности. На 1 октября 1927 г. насчитывалось 265 производственно-промышленных артелей. Основная масса мелких предприятий принадлежала частным лицам или находились в аренде.
В годы НЭП были восстановлены и построены десятки фабрик и заводов, в их числе кожевенный завод «Большевик» и обойная фабрика в Минске, обувная и кондитерская фабрики в Гомеле и др. Всего за годы восстановления было построено 106 новых предприятий. К концу 1925 г. валовой продукт промышленности превзошел уровень 1913 г. на 28,5%. В целом, промышленность Беларуси имела полукустарный характер и базировалась на местном сырье. В 1926 г. в мелкой промышленности было занято 73% рабочих, на ее долю приходилось 58% валового производства.
Восстановление народного хозяйства явилось не только результатом эффективности НЭП, но и героических усилий рабочего класса, крестьянства, а также помощи советских республик.
Вместе с тем, новая экономическая политика имела ряд противоречий. Она осуществлялась без реформирования политической системы, правовой базы. Основывалась не на объективных экономических законах, а на социальном заказе, волюнтаризме. Эта двойственность НЭП, которая балансировала на противоречиях между обобщенным и частнокапиталистическим хозяйством, обусловила узкие рамки для свободного рынка, частной инициативы, нарастающую тенденцию к свертыванию этой политики.
В 1926 г. был взят курс на увеличение налогов, вытеснение с рынка мелкого производства и торговли, сокращение денежного и товарного кредита частникам. Это привело к свертыванию деятельности частных промышленных и торговых предприятий. Только за один 1927/28 год количество частных торговых предприятий сократилось более, чем на 5 тыс. Чтобы преодолеть кризис хлебных заготовок, Сталин потребовал применять чрезвычайные меры – привлекать к судебной ответственности тех, кто отказывался сдавать хлеб государству.
Резкое увеличение производства зерна, повышение эффективности сельского хозяйства в целом партия видела в обобществлении крестьянских хозяйств, создании колхозов. Новая экономическая политика, вызвавшая оживление в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, в других сферах жизнедеятельности, закончилась.
Билет 30