Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 15 страница

[2884] Баядерка. La Bayadère. Балет в четырех действиях с апофеозом. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. М., 1977.

[2885] Бабиков К. И. Продажные женщины (проституция): Картины публичного разврата на востоке, в античном мире, в средние века и в настоящее время во Франции, Англии, России и других государствах Европы: Интересные исторические исследования частного и общественного быта проституток; образ их жизни, нравы, обычаи, привычки и влияние проституции на общественную нравственность. М., 1870.

[2886] О современной проституции: Лыкошин А. С. Торг женщинами // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб, 1890–1907.

[2887] Дубянский А. М. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики. М., 1989. С. 186–190.

[2888] 1, 57, 5–10. Пер. В. М. Смирина.

[2889] Дондокова Л. Ю. Статус женщины в традиционном обществе бурят (вторая половина XIX — начало ХХ в.). Улан-Удэ, 2008. С. 175–176; Банчиков Г. Г. Брак и семья у монголов. Улан-Удэ, 1964; Пиков Г. Г. Семейно-брачное право у киданей // Центральная Азия и соседние территории в средние века. Отв. ред. В. Е. Ларичев. Новосибирск, 1990. С. 25–42.

[2890] Дикшитар В. Р. Рамачандра. Война в Древней Индии. Философия, этика, стратегия, тактика / Пер. А. Б. Давыдовой. М., 2012. С. 23–27.

[2891] Сказки и легенды Бенгалии / Пер. А. Е. Порожнякова. М., 1990. С. 291.

[2892] У Овидия meretrix. Полагаю, Овидий был стыдлив, но вины за собой не видел.

[2893] Любовные элегии, 1, 10, 21–38. Пер. С. Шервинского.

[2894] Записки сенатора И. В. Лопухина. 1859. Лондон. Репринт. М., 1990. С. 98–100.

[2895] Serm. 2, 8, 21.

[2896] Между 640 и 635 — ок. 559 до н.э.

[2897] Блох И. История проституции. 1994. С. 2–4: http://readr.ru/iogann-bloh-istoriya-prostitucii.html

[2898] Сер. III в. до н. э. — ок. 184 до н. э.

[2899] Казанова Дж. История моей жизни: автобиографический роман в двух книгах / Пер. Л. К. Стаф, А. Ф. Строев, Е. Л. Храмов, Ю. В. Соловьев. М., 2009. С. 359–362.

[2900] Ульпиан в Дигестах Юстиниана: «Публичным непотребством как ремеслом занимается не только та, которая проституируется в доме терпимости, но и та, которая бесстыдно продает себя — как это обыкновенно бывает — в увеселительном кабачке или в другом месте. Но под словом «публично» мы разумеем «всем и каждому, то есть без выбора» — следовательно, не такую женщину, которая отдалась, нарушив супружескую верность, или благодаря насилию, а такую, которая живет наподобие девки из публичного дома. А потому о женщине, которая имела половые сношения за денежное вознаграждение с одним или двумя мужчинами, нельзя еще сказать, что она публично занимается непотребством как ремеслом»: Блох И. История проституции. С. 3–4.

[2901] Cato Maj. 20. Пер. Л. А. Игоревского в К. Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме / Пер. Л. А. Игоревский. М., 2003.

[2902] 1, 2, 116. Кифер весьма вольно перетолковывает Горация. Пер. М. Дмитриевa: tument tibi cum inguina, num, si ancilla aut verna est praesto puer, impetus in quem continuo fiat. malis tentigine rumpi? non ego, namque parabilem amo venerem facilemque.

[2903] Gell. Att. 10, 23. Пер. Егоров А. Бехтер А. Тыжов А.: http://simposium.ru/ru/node/840

[2904] Двa Менехмa (Близнецы), 559 и дaлее; Ослы, 5, 2.

[2905] 2, 57.

[2906] Майтдинова Г. М. Отражение в женских костюмах Тохаристана и Согда культурных взаимосвязей раннего средневековья // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 21. Ташкент, 1987. C. 114–132.

[2907] Блох И. История проституции. С. 12.

[2908] Считается, что Будда, после колебаний, основал женскую общину, во главе которой кормилица Махапраджапати, тётка Будды, в детстве заменившая ему мать.

[2909] В патриархальном индийском обществе буддийские монахини, оставившие домашние обязанности и посвятившие себя поиску освобождения, вызывали большее неодобрение, чем мужчины. Монахиня могла забеременеть, а потому им назначался дополнительный испытательный срок перед посвящением. В каноне упоминаются случаи, когда женщины становились монахинями, уже будучи беременными. Что заставляло женщин вступать в буддийскую сангху? В идеальном случае главной и единственной причиной был поиск конечного освобождения, нирваны, однако на практике дело обстояло несколько сложнее. Свидетельства этому в Тхеригатхе (Стихи старших монахинь) (Therigatha. Tr. from pali by Th. Bhikkhu: http://www.accesstoinsight.org/canon/khuddaka/therigatha/). В отличие от более абстрактных Стихов старших монахов (Тхерагатха), стихи женщин-монахинь обращают на себя внимание своими непосредственными чувствами: Гунский А. Ю. Женщины в раннем буддизме (по материалам палийского канона): http://dhamma.ru/lib/authors/gunsky/women.html

[2910] Therigatha 1, 11. И далее: А. Ю. Гунский.

[2911] Therigatha 2, 3.

[2912] Вопросы Милинды. М., 1989. С. 74.

[2913] Therigatha 3, 5; 6, 1; 6, 2 и др.

[2914] Therigatha 13, 1.

[2915] Therigatha 5. 12.

[2916] Bimala Churn Law. Buddhist Women. P. 52 // The Indian Antiquary. 1928, 03. P. 49–54: http://pears2.lib.ohio-state.edu/FULLTEXT/JR-ENG/lawbud.htm

[2917] Своеобразно положение женщины, чей муж ушёл в буддийские монахи. Такое ранее не встречалось в индийском обществе. Её положение в значительной степени совпадало с положением вдовы, а это одна из самых худших вещей, какая может случиться с женщиной в индийском обществе. Возможно, именно поэтому в каноне достаточно часто упоминаются случаи, когда оба супруга становились монахами. Такие случаи обычно рассматриваются как примеры супружеского согласия и верности, но, может быть, у женщины и не было другого выхода: Гунский А. Ю.

[2918] Эти сомнения зафиксированы в «Бхиккхуни-самъютте» (Bhikkhuni-samyutta. Tr. from Pali by Bhikkhu Bodhi. Kandy, Sri Lanka. Copiright 1997. http://www.accesstoinsight.org/lib/bps/leaves/bl143.htm) — небольшой главе «Самъютта-никаи».

[2919] Китайские документы из Дуньхуана. Вып. 1. Факсимиле / Изд., пер. иссл. и прил. Л. И. Чугуевского. М., 1983. С. 163–164.

[2920] Рахимов H. H. «Мужские дома» в традиционной культуре таджиков. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л., 1990; Наумов Игорь. Калаши: Чужие среди чужих // Пакистан: http://aboutpakistan.narod.ru/zametki10.html

[2921] Гелуг, монг. шарын шашин, буддийская школа, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой, 1357 — 1419.

[2922] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 152.

[2923] Царица Маллика неоднократно упоминается в палийских суттах, её биография по материалам канона восстановлена в книге: Hellmuth Hecker. Buddhist women at the time of the Buddha. P. 1–11: http://www.uic.ssu.samara.ru/buddhist/papers/gunsky.html#1

[2924] Ангуттара-никая. 4, 197. Гунский А. Ю.

[2925] Гунский А. Ю. Самарский государственный университет. Женщины в раннем буддизме: http://www.uic.ssu.samara.ru/buddhist/papers/gunsky.html#1

[2926] http://ru.wikipedia.org/wiki/Белое_солнце_пустыни

[2927] Кифер цитирует переводчикa Плaвтa Л. Гурлита. Erotica Plautina. P. 19. http://www.rulit.net/books/seksualnaya-zhizn-v-drevnem-rime-read-203615-27.html

[2928] Зихровский Г. Индия осушает свои слезы. М., 1961. С. 217.

[2929] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 118–121.

[2930] Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1991. С. 19–21.

[2931] Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн Молодой и его сестрица Агуй Гохон / Вст., пер. и комм. М. И. Тулохонова. Новосибирск, 1991. С. 23–24.

[2932] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 72–73.

[2933] Женщина в лагере // Архипелаг ГУЛаг. 1918–1956. Опыт художественного исследования. Ч. 3. Истребительно-трудовые: http://www.bibliotekar.ru/solzhenicin/25.htm

[2934] Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.–Л., 1960. С. 177.

[2935] Laufer B. The Language of the Jue-chi or Indo-Scythians. Chicago, 1917, P. 14; http://en.wikipedia.org/wiki/Tocharians

[2936] Сарианиди В. И. Храм и некрополь Тиллятепе. М., 1989. С. 167.

[2937] От греч. orthos — прямой и gnathos — челюсть — тип лица, при котором нет сильного выступания вперед лицевого отдела черепа, в частности, челюстей. Ортогнатизм противоположен прогнатизму.

[2938] Богатенков Д. В. Дробышевский С. В. Антропология / Под ред. Т. И. Алексеевой. М., 2005; Ошанин Л. В. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов. Ч. 3. Ереван, 1959.

[2939] Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005. С. 57: В начале 165 г. до н. э. многочисленный народ юэчжи (около 250–300 тыс. человек), изгнанный в 167 г. со своей родины в Ганьсунском коридоре, одолел трудный и далекий путь (ок. 2100 км) в долину реки Или и, разгромив и изгнав живших в ней сэ (саков), поселился здесь.

[2940] Strabo 11, 8, 2. Пер. Г. А. Стратановского.

[2941] Очень похоже на обычную русскую пьянку-гулянку.

[2942] Strabo 11. Пер. Г. А. Стратановского.

[2943] 1, 100–110; 3, 242–273. Пер. С. Шервинского.

[2944] 3, 27.

[2945] Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи Кушан. С. 186.

[2946]Логофет Д. Н. На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3-х книгах. Кн. III. Бухаро-Афганская граница. СПб, 1909. С. 49–50.

[2947] Массон В. М. Ромодин В. А. История Афганистана. Т. 1, М., 1964 (см. указатель и литературу); Hackin J. Car. Nouvelles recherches archeologiques a Bamiyan. P., 1933; Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб, 1890–1907.

[2948] Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 2. Антропогенезис. Ч. 1. СПб, С. 414–416. http://masterok.livejournal.com/550831.html

[2949] Hikolaks. Бамиан: Эвакуация расквартированного в Бамиане отдельного мотострелкового батальона при которой сбили 2 вертолета Ми-8 // AviaHel.ru. Авиационный журнал. Мемуары бывалых летчиков. 02. 02. 2011: http://aviahel.ru/magazine/?fid=14984370&ftid=55786490

[2950] Бычков А. А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2000. С. 62.

[2951] http://www.africana.ru/news/2001/03/02/buddy_taliby.htm

[2952] Целиков Дмитрий. ЮНЕСКО не хочет восстанавливать Бамианские статуи Будды // Компьюлента. 14 марта 2011: http://culture.compulenta.ru/599090/

[2953] Kothe H. Die königlichen Skythen und ihre blinden Knechte // Veröff. Inst. Orientalforschung. 1968. Bd. 69. S. 97; Rawlinson G. The History of Herodotus. III. L., 1859. P. 546; Bergmann F. G. Les Scythes. Colmar. 1846. P. 2; Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л., 1985. С. 108–111.

[2954] Маршак Б. И. Распопова В. И. Кочевники и Согд // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989. С. 416–426.

[2955] Шаламов В. Т. «Сучья» война: http://shalamov.ru/library/6/6.html

[2956] Маршак Б. И. Искусство Согда / Ред. В. И. Распопова. СПб, 2009.

[2957] Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. М., 1973. С. 56.

[2958] Лопатин Ив. Гольдские сказки // Живая старина. Вып. 25. Петроград, 1917. С. 89–102.

[2959] Клёсов А. А. Происхождение славян и других народов. Очерки ДНК-генеалогии (http://www.lulu.com/items/volume_69/10130000/10130570/1/print/10130570.pdf). 2001; Анатолий Клёсов. Откуда взялись славяне и "индоевропейцы"? Ответ дает днк-генеалогия. 2008 г.: http://www.lebed.com/2008/art5375.htm

[2960] http://www.eupedia.com/europe/Haplogroup_R1a_Y-DNA.shtml

[2961] http://en.wikipedia.org/wiki/File:R1a1a_distribution.png

[2962] Штаерман Е. М. Гений // Мифологический словарь. С. 145.

[2963] http://enc-dic.com/rusethy/Ljubov-1774.html

[2964] http://ru.wikipedia.org/wiki/Свобода_(богиня)

[2965] Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи Кушан. С. 107, 205, 222.

[2966] Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Т. I. М., 1993. С. 210–211, 218–219, 221.

[2967] Зеленин Д. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia. Rocnik V. Sesit 2. С. 303–338; Sesit 3. С. 535–556. Прага, 1926–1927.

[2968] Эфиопы значит черные: Поплинский Ю. К. Античные источники по истории и этнографии: монографическое исследование грекоязычных источников. СПб, 2009. С. 129.

[2969] Carm. 3, 6. Пер. П. Ф. Порфирова.

[2970] 1, 2: Si bene te novi, metues, liberrime Lolli, scurrantis speciem praebere, professus amicum.

[2971] 8: Dum volt libertas dici mera veraque virtus. Virtus est medium uitiorum et utrimque reductum.

[2972] 2, 23, 22-23: Libertas quoniam nulli iam restat amanti, nullus liber erit, si quis amare volet.

[2973] Франсиско Хавьер, исп. Francisco (de) Javier, баск. Frantzisko Xabierkoa, 7 апреля 1506, Хавьер, Наварра — 2 декабря, 1552, остров Шанчуаньдао у побережья Китая.

[2974] Viktor-Viktor. Старый Гоа и Базилика Доброго Иисуса / Золотая капля солнца: http://turbina.ru/guide/Staryy-Goa-Indiya-132406/Zametki/Staryy-Goa-i-Bazilika-Dobrogo-Iisusa-56687/

[2975] Лосева О. К. Лечение сифилиса: исторические вехи и современные представления // Consilium medicum. Дерматология. №1. 2009. С. 48–50.

[2976] 1483 — 1553 гг.

[2977] Всемирная история сифилиса // Медицинская энциклопедия: http://medportal.ru/enc/infection/reading/4/

[2978] Zur Geschichte der spanischen Staatsinquisition. Separatabdruck aus dem Werke: Die Kirchengeschichte von Spanien von P. Pius Gams, O. S. B. Regensburg. 1878.

[2979] Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании (1914; переизд., 1994); История папства (1934; переизд., 1961, 1986); Святая инквизиция (1927); Роковая книга средневековья. 1930.

[2980] Исп. Tommáso de Torquemada; 1420 — 1498 гг.

[2981] Михневич Д. Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). М., 1953. С. 38–39.

[2982] Ov. Fast. 6, 201.

[2983] Мифы народов мира. Под ред. С. А. Токарева, М., 1994. С.167; http://en.wikipedia.org/wiki/Fanaticism

[2984] Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. М., 1990. С. 198–199.

[2985] Блох И. С. 13.

[2986] Bhikkhuni-samyutta. Р. 8. Гунский А. Ю.

[2987] http://www.theravada.ru/History/Old-history/women-early-buddhism.htm

[2988] Пaлдaмус в книге Римскaя сексуaльнaя жизнь. 1833. P. 19: Кифер Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме / Пер. Л. А. Игоревский. М., 2003.

[2989] Ep. 1, 2, 31 и дaлее. Пер. А. А. Фета. http://www.horatius.ru/index.xps?2.3.702.21

[2990] Золотая рыба. Пер. Н. Гурова // Сказки народов мира: переводы / Пред. Н. И. Никулина. Прим. А. В. Ващенко, Д. А. Ольдерогге, Н. И. Никулина, Б. Н. Путилова. М., 1987. С. 21–24.

[2991] 10 (21) апреля 1758 года — 31 июля (12 августа) 1828 года.

[2992] Ульянский А. И. Няня Пушкина. СПб, 2008.

[2993] 2, 18. Пер. Н. А. Поздняковой.

[2994] Пензев К. А. Праотец Мосох. М., 2010. С. 304–306; Чичерина С. У приволжских инородцев. Путевые заметки. СПб, 1905. C. 188.

[2995] Primitive Art. A Guide Leaflet to Collections in the American Museum of Natural History // Suppl. To the American Museum journal. Vol. IV. №3. July, 1904. P. 29; Boas F. The decorative art of the North American Indians // Popular Science Monthly. Oct. 1903. P. 497–498; Grosse E. Die Anfange der Kunst. Leipzig, 1894; Primitive Kunst und Psychoanalyse eine Studie über die Sexuelle Grundlage der bildenden Künste der Naturvölker von Eckart von Sydow. Leipzig–Wien–Zürich, 1927; Wissler C. Indian Beadwork // The American Museum of Natural History. Guide Leaflet №50. May, N. Y., 1927; Glaubenswelt und Folklore der sibirischen Völker // Herausgegeben von V. Diószegi. Budapest, 1963.

[2996] Ларичев В. Е. Письменные источники о племенах нижнего Амура и прилегающих к нему территорий в эпоху раннего средневековья // История и культура востока Азии. Новосибирск, 1986. С. 10–12.

[2997] Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. Роман археологии / Пер. А. С. Варшавского. М., 1963. С. 382–383.

[2998] Хить Г. Л. Дерматоглифика народов СССР. М., 1983. С. 184.

[2999] Мартынова Е. П. Очерки истории и культуры хантов. М., 1998. С. 26; Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. I. М., 2005. С. 619, 622–623.

[3000] О сродстве языка славянского с санскритским / Сост. А. Ф. Гильфердинг. СПб, 1853. С. 7.

[3001] Елизаренкова Т. Я. Язык и стиль ведийских риши. М., 1993. С. 3–4: Renou L. Histoire de la langue sanskrite. Lyon-Paris. 1952. P. 2; Benveniste E. Phraséologie poétique de l'indo-iranien // Mélanges d'indianisme à la mémoire de Louis Renou. Paris. 1968. P. 73–79; Wackernagel J. Indogermanische Dichterssprache // Kleine Schriften. Bd. 1. Göttingen. 1953. P. 186–204.

[3002] Алексеева Т. И. Обобщенный антропологический тип русских Восточной Европы // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. Ред. серии: Ю. Б. Симченко и В. А. Тишков. М., 1999. С. 71–73 (http://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/).

[3003] Куусинен О. В. «Калевала» — неувядаемый эпос карело-финского народа // Калевала. Карело-Финский эпос / Пер. Л. П. Бельского. Ред. В. Козин, М. Шагинян. М., 1949. С. XIII–XV; Мансикка В. Из финской этнографической литературы // Живая старина. Вып. 2–3. СПб, 1916. С. 199–231.

[3004] Суперанская А. В. Суслова А. В. Так было — так стало // О русских именах. СПб, 2008. С. 49–85.

[3005] «В отечественной истории нашей нет ясных положительных и указаний на тот год, с которого г. Кострома могла бы не погрешительно признать начало своего существования»: Островский П. Исторические записки о Костроме и ея святыне, благочестно-чтимой в императорском доме Романовых. Кострома, 1864. С. 1.

[3006] Попов А. И. Из истории лексики языков Восточной Европы. Л., 1957. С. 117; Марр Н. Я. Язык и общество // Избранные работы. М.–Л., 1934. Т. 3. С. 374–375; Стеблин-Каменский И. М. Лексика полевых работ в памирских языках // Петербургское востоковедение. Вып. 9. СПб, 1997. С. 208–226; Барроу Т. Санскрит / Пер. Н. Лариной. Ред. и ком. Т. Я. Елизаренковой. М., 1976. С. 112–206; Приёмышева М. Н. Тайные и условные языки в России XIX в. Ч. 1. СПб, 2009; Рикман Э. А. Этническая история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры. М., 1975. С. 328.

[3007] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия / Пер. Н. Н. Казанского, Б. П. Нарумова, С. Г. Проскурина, О. М. Савельевой, Н. Л. Сухачева. Ред. С. Степанова. М., 1995. С. 38–44.

[3008] Гуцуляк О. Таємниця святого Войцеха (До проблеми реконструкції генези першопредка-тотема праслов’ян) // Етнос і культура: Часопис Прикарпатського національного університету імені В. Стефаника: Збірник науково-теоретичн их статей. Гуманітарні науки. Івано-Франківськ, №2–3. 2005–2006. С. 247–267; Трубачев О. Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне. По данным этимологии и ономастики // Славянское языкознание. IX Международный съезд славистов. Киев, сентябрь 1983 г. Доклады советской делегации. / Отв. ред. С. Б. Бернштейн. М., 1983. С.241–242.

[3009] Мурзаев Э. М. География в названиях. М., 1978. С. 84–85.

[3010] Спицын А. А. Один из источников Вятского края // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императском Казанском университете. Т. VI. Вып. 2. Казань, 1888. С. 37–46.

[3011] Вижу связь между именем вятских, и вятичи-венеты-венеды.

[3012] По вятским лесам и заброшенным деревням я бродил, ища свои корни, летом 1990 года.

[3013] Безме́н (от тюрк. batman — мера веса около 10 кг) — простейшие рычажные весы, называют ручные весы, русский безмен: контарь, кантарь.

[3014] Славянская адаптация греческого по происхождению христианского имени Георгий (Γεώργιος, сокращённо — Γιώργος). В ранних русских источниках встречается в форме Гюрги. С XIV в. появляется вариант Юрьи. В отличие от имени Егор имя Юрий в XVII–XIX веках встречалось только в среде дворянства и образованных сословий. Юрием звали моего дядю, брата отца.

[3015] http://redshon.livejournal.com/1289336.html

[3016] Гвардейцы. Сборник материалов из истории Н-ского соединения / Сост. К. А. Иванов, С. В. Дриго, В. И. Ковпак. Рига, 1957.

[3017] Отрывок из письма русского солдата из Берлина матери, 28. 04. 1945 г. // Война Германии против Советского Союза 1941-1945. Документальная экспозиция / Под ред. Р. Рюрупа. Berlin, 1992. С. 238–239.

[3018] http://oldladoga.nw.ru/content/library/index.html

[3019] Но́рны — в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира. Имена Норн: Урд — прошлое или судьба. Верданди — настоящее или становление. Скульд — будущее или долг. Норны живут возле источника Урд, в Мидгарде. Они поливают корень мирового дерева Иггдрасиль водами этого источника и тем продлевают его существование.

[3020] Скардильи П. Готы: язык и культура / Пер. А. Д. Сыщикова. Ред. Г. А. Баева, П. В. Шувалов. СПб, 2012. C. 69–71.

[3021] Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: исследования, статьи, лекции. Л., 1936. С. 152; Зеленин Д. К. Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.–Л., 1937.

[3022] Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2001.

[3023] http://family-history.ru/material/onomastics/mifonim/mifonim_14.html

[3024] Андрей Белый. Петербург. СПб, 1999; Форш О. Одеты камнем. Л., 1988.

[3025] Кубера, назначенный Брахмой ответственным за Север, имеет столицу Алака на горе Меру.

[3026] Германн И. История и культура северо-западных славян // Наука стран социализма. Семидесятые годы. М.–Берлин–Йена–Лейпциг–Варшава–Прага. 1980. С. 368–388; Белякова Г. С. Славянская мифология: книга для учащихся. М., 1995. С. 92; Бычков А. А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2000. С. 10–11.

[3027] Мандельштам О. Э. Камень. СПб–ПГ, 1913, 1916, 1922.

[3028] Тютчев Ф. И. Probleme. СПб, 1833, 1857.

[3029] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 479.

[3030] От grex, стая, шайка, пук. В русской воровской фене, краги — бpодяги.

[3031] Бахин М. М. 1) Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; 2) Собрание сочинений. Т. 4 (2). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). М., 2010.

[3032] Гребенщиков Б. Б. Дубровский // Аквариум. СПб, 1993.

[3033] http://en.wikipedia.org/wiki/Cosmology

[3034] http://ru.wikipedia.org/wiki/Вселенная

[3035] Шкловский И. С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1980.

[3036] Проблемы современной космогонии / В. А. Амбарцумян, Л. В. Мирзоян, Г. Г. Саакян и др. М., 1972.

[3037] http://en.wikipedia.org/wiki/Black_hole

[3038] Немного про черную дыру // Small Talks. Разговор по пустякам / Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний: http://smalltalks.ru/soderjanie/717-nemnogo-pro-chernuy-diry.html

[3039] Гурев Г. А. Системы мира от древнейших времён до наших дней. М., 1950.

[3040] Зрачо́к (зени́ца) — отверстие в радужной оболочке глаза позвоночных (обычно круглое или щелевидное), через которое в глаз проникают световые лучи. Биологический энциклопедический словарь / Гиляров М. С., Баев А. А., Винберг Г. Г., Заварзин Г. А. и др. М., 1986. С. 218.

[3041] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/11768/Жизнь

[3042] http://ru.wikipedia.org/wiki/Жизнь

[3043] http://en.wikipedia.org/wiki/Thanatology

[3044] У русских-римских военных иное мнение насчет смерти. http://fr.wikipedia.org/wiki/Marie_François_Xavier_Bichat

[3045] http://en.wikipedia.org/wiki/Big_Bang

[3046] Wolchover Natalie. Is Nature Unnatural? Decades of confounding experiments have physicists considering a startling possibility: The universe might not make sense / Пер. (http://inosmi.ru/world/20130605/209707889.html). https://www.simonsfoundation.org/features/science-news/is-nature-unnatural/

[3047] Началов Андрей. «Время рождает энергию», физик Н. А. Козырев // Загадки времени. 1. 11. 2007. http://apocalypse-2012.com/time/kozyrev.html

[3048] http://en.wikipedia.org/wiki/Universe

[3049] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/943/Познай

[3050] http://en.wikipedia.org/wiki/Albert_Einstein

[3051] Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. Ю. Н. Караулова, В. П. Мурат, И. В. Барышевой, И. Н. Мельниковой. Ред. Ю. С. Степанова. М., 1974. С. 26–27.

[3052] http://en.wikipedia.org/wiki/Superposition_principle

[3053] Козырев Н. А. Избранные труды. Л., 1991. С. 313–329.

[3054] http://en.wikipedia.org/wiki/Type_Ia_supernova

[3055] http://en.wikipedia.org/wiki/Dark_energy

[3056] http://en.wikipedia.org/wiki/Dark_matter

[3057] http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/134089/Сознание

[3058] Сергей Есенин. 1914.