Анализ затрат на рубль выпускаемой продукции

Затраты на рубль произведенной продукции – важнейший обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию.

Для предприятий, выпускающих разнообразную продукцию данный показатель универсален. Он может рассчитываться в любой отрасли производства и устанавливать прямую связь между себестоимостью и прибылью.

 

В процессе анализа изучают:

- выполнение плана по данному показателю;

- динамику затрат на рубль продукции;

- проводят межхозяйственные сравнения по этому показателю;

- устанавливают влияние факторов на изменения результативного показателя;

 

Для расчета показателя «затраты на рубль товарной выпускаемой продукции» необходимо соблюдение следующих условий:

В плане по себестоимости выпуска продукции и в плане выпуска продукции в оптовых ценах должен быть принят один и тот же объем производства по составу, качеству и ассортименту.

Метод определения выпущенной продукции по себестоимости и в оптовых ценах должен быть единым.

Факторы, оказывающие влияние на данный показатель:

- изменение структуры выпускаемой продукции;

- изменение цен на выпускаемую продукцию;

- изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции

 

Ситуация – иллюстрация 3 Расчет влияния факторов на уровень затрат на рубль выпускаемой продукции (руб.)

Изделия Оптовая цена единицы изделия Себестоимость единицы изделия. Выпуск продукции предыдущего года
предыду-щий год плановый год предыду-щий год плановый год коли-чество, шт. в оптовых ценах пре- дыдущего. года (гр.6 х гр.2) по себе-стоимости предыду- щего года (гр.6 х гр4)
А
Б
Итого вы-пускаемой продукции - - - - -

 

Кол-во Выпуск продукции планового года, руб. Затраты на рубль товарной продукции, коп.
В оптовых ценах По себестоимости предыду-щего года     ( ) плано- вого года       планово-го года по себест. и отпускной цене пре-дыдущего года планово-го года по себест. планового года и отпускной цене пре-дыдущего года
предыду-щий год     плано-вый год     предыду-щий год     плано-вый год    
87,5 90,91 87,5 83,33
100,0 83,33 100,0 83,33
- 93,75 89,29 90,0 83,33

 

Вывод: 1. Затраты на 1 рубль выпущенной продукции уменьшились (89,29 -93,75)= -4,46 коп.

2. Уменьшение произошло за счет следующих факторов:

а) за счет изменения структуры продукции (93,75 – 90,0)= +3,75 коп. (гр.14 – гр.16);

б) за счет изменения оптовых цен: (83,33 – 89,29)= - 5,96 коп. (гр.17-гр.15);

в) за счет снижения себестоимости единицы продукции: (90 – 83,33) = + 6,67 коп. (гр.16-гр.17).

Другим аналогичным показателем является показатель: затраты на 1 рубль выручки от продаж (без НДС, акцизов и других платежей). Дополнительно на данный показатель оказывают влияние управленческие расходы, соотношение управленческих и коммерческих расходов.