Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 13 страница

[2460] Пер С. Шервинского.

[2461] Мф. 21, 1–7; Ин. 12, 12.

[2462] Пер. А. И. Любжина. Журнал Греко-Латинского кабинета. №5. 2000: http://www.horatius.ru/index.xps?2.3.201.8

[2463] Мифы народов мира. М., 1991–92. Т.1. С. 298–299.

[2464] И далее: Дуров В. С. История римской литературы. СПб, 2000, С. 244–245.

[2465] Старостина Н. Примечания / Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. Пер. С. Ошерова. М., 1971. С. 416.

[2466] http://www.symbolarium.ru/index.php/Аполлон

[2467] http://en.wikipedia.org/wiki/Palatine_Hill

[2468] Мифы народов мира. М., 1991–92. Т. 2. С. 120.

[2469] Нейхардт А. А. Фавн. Легенды и сказания древнего Рима. М., 1987.

[2470] 6, 20, 1–3. Павел Орозий. История против язычников. Книги I–VII. С. 45.

[2471] Пер. В. М. Тюленева (6, 21, 19.).

[2472] О закрытии ворот Януса известно из Деяний Августа (RgdA 13) и биографии Августа, написанной Светонием (Svet. Aug. 22). Однако дату этого события, приводимую в данном случае Орозием и напрямую связанную с Рождеством Христовым (6, 22, 5; 7, 3, 1), коллегам неловко обсуждать.

[2473] Федорова Е. В. Введение в латинскую эпиграфику. МГУ, 1982. С. 19.

[2474] Токарев А. Н. AUGUSTUS и ΣΕΒΑΣΤΟΣ: о семантике терминов // Древности. Харьковский историко-археологический ежегодник. Харьков, 2005. С. 165–177.

[2475] Macrob. Sat. 2, 4, 11.

[2476] Rogers R. S. Augustus the Man // The Classical Journal. Vol. 36, №8. May, 1941. P. 449. Пер. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.

[2477] http://ancientrome.ru/imp/august1.htm

[2478] Suet. Aug. 28, 3; 99, 1.Rogers R. S. P. 461.

[2479] Hor. Carm. 4, 15. Пер. П. Ф. Порфирова.

[2480] Аллегорический метод, популярный в то время и у языческих философов, искавших у Гомера подтверждение своим мнениям, и у иудейских, достаточно вспомнить Филона Александрийского), был с легкостью заимствован ранними христианскими авторами. Даже Тертуллиан, ранний латинский христианский писатель, который «не слишком увлекался аллегорическим толкованием библейских текстов», пользовался порою этим методом: Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется / Пер. вст. статья и коммент. А. Ю. Братухина. СПб, 2009. С. 10–21.

[2481] Ивр. שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל‎ шивтей Исраэ́ль, арам. שִׁבְטָיָא דֵיִשְׂרָאֵל шивтая дэ-Исраэ́ль — племена потомков двенадцати сыновей Йакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, израильский народ: http://www.eleven.co.il/article/12163

[2482] Hor. Epist. 2, 1, 21–78.

[2483] Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. С. 10–21.

[2484] Павел Орозий. История против язычников. Книги I–VII / Пер., вст. статья, коммент. В. М. Тюленева. СПб, 2009. С. 406. Здесь и далее переводы по третьему изданию. VI, 17, 9–10.

[2485] Paulus Orosius, ок. 385 — 420 гг.

[2486] Гагеман К. Игры народов. Пг., 1923. Вып. 1. Индия. С. 31.

[2487] 21, 80.

[2488] Словарь латинских крылатых слов / Под ред. Я. М. Боровского. М., 1988. С. 57.

[2489] Тейлор Э. Первобытная культура / Пер. под ред. с пред. и прим. В. К. Никольского. М., 1939. С. 390.

[2490] Минея. Декабрь, 25; Christ W. Paranikas М. Anthologia Graeca carminum Christianorum. Lipsiae, 1871, P. 103.

[2491] Афиногенов Д. Е. Композиция хроники Георгия Амарола // Византийский временник. Т. 52. К XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991. С. 102, 110.

[2492] Русская пословица: родится человек на смерть, а умрет на живот.

[2493] Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб, 2011. Т. 1. С. 110–163.

[2494] Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. Изд. 5-е. СПб, 2010 г. С. 270–271.

[2495] CIL. 13, 07514; см. ил. 5.

[2496] Воспоминания 101-летнего суворовского солдата. В Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн. М., 2004. С. 274–342.

[2497] Быт. 20: 12.

[2498] Исх. 6: 20.

[2499] История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. Мапельман В. М., Пенькова Е. М. М., 1997. С. 412–415.

[2500] Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. С. 312–271

[2501] Georges Duby. History of medievial art. L., 1986. Т. I. P. 22.

[2502] Согласно учению Католической Церкви, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, как и другие догматы Церкви, является догматическим закреплением веры, присутствовавшей ранее среди народа в форме Священного Предания: Догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии // Истина и Жизнь. №4 1993; http://ru.wikipedia.org/wiki/Непорочное зачатие Девы Марии

[2503] Лук. 1, 43.

[2504] Нейхардт А. Послесловие к: Церен Э. Библейские холмы. М., 1986. С. 460.

[2505] Деревенский Б. Г. С. 309–310.

[2506] Тарн В. Эллинстическая цивилизация / Пер. С. Я Лясковского / Пред. С. И. Ковалева. М., 1949. С. 208–209.

[2507] Ван-ден-берг Ван-Эйсинга Г. А. Первоначальная христианская литература / Пер. и прим. Н. Румянцева. Рязань. 1929.

[2508] Rahlfs A. Verzeichnis der griechischen Handschriften des Alten Testaments, für das Septuaginta–Unternehmen, Göttingen 1914: http://www.archive.org/stream/mitteilungendess00akaduoft#page/n9/mode/2up

[2509] Waley A. Christ or Bodhisattva? // Artibus Asiae. Cur., ed. C. Hentze. MCMXXII. №I. Dresden, 1926. P. 5–10.

[2510] Написан от имени Бога пророком Мухаммедом с 610 по 632 год.

[2511] Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С. 15–73.

[2512] Сообщение В. В. Ребрика со ссылкой на А. Г. Волохонского.

[2513] Заблудшая овца (невольный грешник-оступник), черная овца (закоренелый грешник), паршивая овца (неиcпpaвимый еретик-отступник): Овца // Мифологическая энциклопедия. StasyaAlex Copyright: http://myfhology.info/myth-animals/ram-o.html

[2514] Ерохин А. И. Ерохин С. А. Овцеводство. М., 2004: Овцеводство / Под ред. Г. Р. Литовченко и П. А. Есаулова. Т. 1–2, М., 1972.

[2515] Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 552–554.

[2516] Тюленев: Август трижды проводил перепись граждан (RgdA 8): в 29/28 г. до н. э., в 8 г. до н. э. и в 14 г. н. э. Перепись населения, о которой упоминает Лука в связи с рождением Спасителя (Лк. 2: 1), проводилась только в провинции Сирия, причем в 6/7 г. н. э.

[2517] Творения св. Мелитона, еп. Сардийского. О Пасхе. О душе и теле. Фрагменты / Пер. А. Г. Дунаева // Сочинения древних христианских апологетов. СПб, 1999. С. 520–694.

[2518] Тханиссаро Бхиккху. Глагол для слова "нирвана". 2005. Тханиссаро Бхиккху. Издание сайта Access to Insight / 2005–2010 Джон Т. Буллитт. 2009. Перевод с английского: Дхармалингам. Издание сайта Буддийские психотехники: http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/nirvanaverb.html

[2519] Ulansey D. The Mithraic Mysteries // Scientific American, №12, 1989. http://en.wikipedia.org/wiki/Mitra

[2520] Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971. С. 25.

[2521] Автором книги с глубокой древности признается — как в еврейском, так и в христианском предании — царь Соломон. Хотя имени его буквально и не значится в книге, но лицо, символически принимающее на себя имя Екклесиаста, называет себя сыном Давидовым и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода прямо стоит: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского». Это древнее предание было поколеблено в XVII веке Гроцием, который высказал сомнение в её принадлежности Соломону. Следует, правда, заметить, что ещё в Талмуде были определённые сомнения — хотя автором считался Соломон, утверждалось, что записана книга была позже. Сомнение было подхвачено и обосновано целым рядом последующих протестантских учёных, которые уже решительно отрицали подлинность этой книги. Поколебались мнения и касательно времени написания книги, расходясь между собой не менее чем на восемь столетий. Так, Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремией (975 — 588 г. до н. э.), Шмидт и Ян — к 699 — 588 г. до н. э., Делич — к 464 — 332 г. до н. э., Гитциг — к 204 г. до н. э., а Грец — к царствованию Ирода Великого. Основанием для этого служат внешние и внутренние её признаки, не соответствующие духу времени Соломона. Там встречаются иностранные — персидские и арамейские — слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне; вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. По одной из версий автор книги Екклесиаст — Иудейский царь Озия, он же Азария: http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга Екклесиаста

[2522] Ездра (ивр. עֶזְרָא‎, Эзра; греч. Έσδράς; лат. Esdras — около VI века до н. э., в исламе известен под именем Узайр) — иудейcкий первосвященник, возвратившийся после вавилонского плена, воссоздавший еврейскую государственность на основе закона Торы. Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ездра

[2523] קֵיסָרְיָה‎, Кесарья́; Καισάρεια; Caesarea Maritima или Caesaraea Palaestina.

[2524] Подобная история связана с названием города Санкт-Петербург.

[2525] Родился в Палестине; получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, особенно изучал Платона, Филона и Оригена. Древние авторы, писавшие о Евсевии, называли его греч. Εὐσέβιος ὁ Παμφíλου, лат. Eusebius Pamphili, дословно, Евсевий [ученик, друг или сын] Памфила (Евсевий Памфилов). Это прозвание Евсевий получил вследствие своей близости пресвитеру Памфилу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Евсевий Кесарийский

[2526] Сочинения Евсевия Памфила. Пер. Санкт-Петербургской духовной академии. В 2 т. СПб, 1848–49: http://mystudies.narod.ru/library/e/eusebius/he/he.htm

[2527] Свенцицкая И. С. Скогорев А. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых. М., 1999; Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., 1997.

[2528] Livshitz V. A. The Khwarezmian Calender and the Eras of Ancient Chorasmia // Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. T. XVI, fasc. 1–4. Budapest, 1968. P. 227–228.

[2529] Узб. Xorazm, перс. خوارزم.

[2530] Бершадский Р. На раскопках древнего Хорезма. М., 1949.

[2531] Лубо-Лесниченко Е. И. Шелковый путь в период шести династий (III–VI вв.) // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа XIX. Л., 1978. С. 15–25.

[2532] Кангха, Кангдиз, 康居.

[2533] Zadneprovsky Y. A. The Nomads of northern Central Asia // History of civilizations of Central Asia Volume II: The development of sedentary and nomadic civilizations: 700 B.C. to A.D. 250 / Ed. Janos Harmatta. Paris. P. 463: http://unesco.culture.free.fr/asia-new/html_eng/volume2.htm

[2534] Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи Кушан. М., 1979. С. 15–17.

[2535] Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005. С. 204–205.

[2536] Бирнбаум Х. Славянский, тохарский, алтайский: генетическая связь и ареально типологическое влияние // Вопросы языкознания. №5. 2003. С. 6.

[2537] http://en.wikipedia.org/wiki/Kujula_Kadphises

[2538] Э. Бенвенист: «The Kambojas ... were known in Indian traditions as a foreign people, with peculiar customs, ... raised celebrated horses, spoke — as the Nirukata (2, 2, 8) tells us — a language with Iranian words in it ... and had, according to Buddhist Jataka (6, 206, 27–30), a certain religious practice — the killing of insects, moths, snakes and worms». Benveniste E. Journal Asiatique. Vol. 246. 1958. 1. P. 47–48.

[2539] The Kambojas: Land and its Identification // Encyclopaedia Indica. New Delhi, 1998. P. 528.

[2540] Chattopadhyaya Sudhakar. The Achaemenids in India. New Delhi, 1950. P. 27.

[2541] Бонгард-Левин Г. М. Ильин Г. Ф. Древняя Индия: Исторический очерк. М., 1969. С. 251; Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973. С. 174–175, 350–351.

[2542] Там же. С. 253.

[2543] Там же. С. 252.

[2544] Давыдов А. Д. Топонимика Афганистана как исторический источник // Восток. М., 2001. № 2. С. 21.

[2545] 7, 4, 5.

[2546] Массон В. М. Ромодин В. А. История Афганистана. Т. 1. М., 1964. С. 58.

[2547] Пер. выверен М. А. Горюновым. Гуцуляк О. Пошуки Заповітного Царства: Міф — Текст — Реальність. Івано-Франківськ, 2007. С. 331–332.

[2548] Потомками древних камбоджей принято считать племя камбодж в Пенджабе и некоторые племена в афганской провинции Нуристан.

[2549] Государство на территории Кампучии-Камбоджи возникло до 612 года. Оно было больше, чем нынешняя Кампучия. http://en.wikipedia.org/wiki/Cambodia

[2550] Germaine A. Claude Ptolémée, Astronome, Astrologue, Géographe: Connaissance et Représentation du Monde habité. P., 1993. P. 125; Oc Eo as the Kattigara of Ptolemy: http://en.wikipedia.org/wiki/Kattigara

[2551] Early Indian Trade and Industry / Ed. D. C. Sircar. Lectures and Seminars. №7–A. P. I. Calcutta, 1972. P. 101–117.

[2552] Ptol. 1, 14, 1.

[2553] Ляншу (II в. н. э.). Ηirth F. China and the Roman Orient. Shanghai, 1885. P. 47.

[2554] Хонгха (Красная) (вьетн. Sông Hồng; кит. упр. 元江, пиньинь: Yuánjiāng, Юаньцзян) — река на юге Китая и севере Вьетнама. http://en.wikipedia.org/wiki/Red_River_(Asia)

[2555] Martianus Heracleensis. Periplus maris exieri. J. 46 (άπο δέ toυ Κοττιάριοζ πόταμου έκδέχεται Κατταγαρα).

[2556] Herrmann A. Die Verkehrswege zwischen China, Indien und Rom urn 100 n. Chr. G. Leipzig, 1922.

[2557] Книга Марко Поло. Кн. II, гл. 152. См. Осипов Ю. М. Очерки лаосской классической литературы. СПб, 1991. С. 43, 45.

[2558] Хенниг Р. Глава 58. Исследование морей на Дальнем Востоке (около 100 г.) // Неведомые земли / Пер. Л. В. Вольфсон и Р. З. Персиц. М., 1961.

[2559] http://en.wikipedia.org/wiki/Saint_Candidus

[2560] Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции / Под ред. Кузищина. СПб., 2000.

[2561]Юань-ши приводит данные о знати племени канглы: «Бухуму. Его предки из поколения в поколение были знатными людьми племени канглы… Ашабухуа (Асанбука) является потомком знатного ханского рода канглы (кангованцзу)…». (Юань-ши, цз. 130, с. 1502/27454; цз. 136, с. 1565/27517 / Кадырбаев А. Ш. За пределами Великой степи. Алматы, 1997. С. 19). И. А. Кадырбаев и С. М. Ахинжанов указывали на преемственность государственных традиций у кыпчаков и канглы, когда они стояли во главе оседлоземледельческих государств Хорезма и Центральной Азии (Ахинжанов С. М. Из истории взаимоотношений кыпчаков и Хорезма. Археологические исследования в Казахстане. Алма–Ата, 1973. С. 59–70): Хабижанова Г. Б. Этноисторические связи тюркского племени канглы в домонгольский период: http://www.rusnauka.com/30_NIEK_2009/Istoria/54177.doc.htm

[2562] Кычанов E. И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии // Палестинский сборник. Вып. 26 (89). Филология и история. Л., 1978. С. 76–85.

[2563] Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского географического общества. Вып. 4. Материалы этнографические. СПб, 1883. С. 651, 680, 704, 711, 738, 931.

[2564] Караев О. История Караханидского каганата (Х — нач. ХІІІ вв.). Фрунзе, 1983. С. 82–83: Кроме того, известно о сближении этимологий терминов канглы и гаогюй.

[2565] Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период // Соч. М. Т. 2. Ч. 2. С. 294–295.

[2566] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 785.

[2567] Комаровский Г. Е. Пять тысяч будд Энку. М., 1967.

[2568] Здесь и далее: Оцуки Гэнтаку, Симура Хироюки. Канкай ибун. «Удивительные сведения об окружающих [Землю] морях» / Пер., вступ. ст. и коммент. В. Н. Горегляда. СПб, 2009. С. 134–143. См. также: Кацурагава Хосю. Краткие вести о скитаниях в северных водах (Хокуса монряку) / Пер., коммент. и приложения В. М. Константинова. М., 1978 г.

[2569] Церковь.

[2570] Закон.

[2571] Архиерей.

[2572] Собор.

[2573] Сажень.

[2574] Сергиевская (?).

[2575] Спаса (?).

[2576] Троицкая (?).

[2577] Крестовая (?).

[2578] Николай.

[2579] Матвей (?).

[2580] Пётр (?).

[2581] Степан.

[2582] Семен.

[2583] Егор.

[2584] Андрей.

[2585] Константин.

[2586] Адам.

[2587] Пётр.

[2588] Александр.

[2589] Прасковья.

[2590] Святой человек.

[2591] Пер. В. Н. Горегляда. С. 134–143.

[2592] См.: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб, 1994: Кацурагава X. Краткие вести о скитаниях в северных водах (Хокуса Монряку). М., 1978. С. 146.

[2593] Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович. М., 1985.

[2594] Ἀπολλώνιος ὁ Τυανεύς, 1 год н. э. — 98 год н. э.

[2595] Харитон. Повесть о Херее и Каллирое / Пер. пред. и коммент. С. В. Поляковой / Ред. А. Г. Тимофеев, А. В. Успенская. СПб, 1994. С. 6–18.

[2596] Письма графа М. М. Сперанского к его дочери // Русский архив. М., 1869. С. 1103–1212.

[2597] Никитин А. Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984. С. 121–137.

[2598] Луконин В. Г. Культура Сасанидского Ирана. Иран в III–V вв. Очерки по истории культуры. М., 1969. С. 98–99.

[2599] Земные останки позднее были захоронены верными учениками в Ктесифоне: http://en.wikipedia.org/wiki/Mani_(prophet)

[2600] Хосроев А. Л. История Манихейства (Prolegomena). СПб, 2007. С. 104–106, 258–259.

[2601] Хосроев А. Л. История Манихейства (Prolegomena). С. 10.

[2602] Suda, s. v. Μανης: Бонгард-Левин Г. М. Карпюк С. Г. Сведения о буддизме в античной и раннехристианской литературе // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982. С. 42–52; The connection between Mani and Buddha is also mentioned in a letter of Marius Victorius (4th c. AD ) Ad Justinum Manichaeum. (Marius Victorinus. Liber ad Justinum Manichaeum / Ed. Migne J.-P. // Patrologia Latina. 8, 1844. Р. 999–1010): http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/1564424

[2603] Materia Medica of Ayurveda. Based on Madanapala’s Nagnantu by Vaidya Bhagwan Dash, assisted by Ku. Kanchan Gupta. P. 291.

[2604] Ianuarius; греч. ᾿Ιαννουάριος († между 303 и 305), сщмч. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.

[2605] Januarius, итал. San Gennaro, Ианнуарий церковнослав. Ианнуарий.

[2606] Православная энциклопедия по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под ред. и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: http://www.pravenc.ru/text/200381.html

[2607] Карташёв А. В. Вселенские соборы. Клин, 2004; Лазарев В. Н. Возникновение иконоборчества // История византийской живописи. М., 1986.

[2608] ᾿Ιγνάτιος ὁ Θεοφόρος (I — нач. II в., Рим), сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.), еп. Антиохийский, один из мужей апостольских. Любопытны даты поминовения, выпадающие на важные праздники римлян.

[2609] Сцена (σκηνή, палатка, шатёр) — часть театра, подмостки (эстрада), место основного театрального действия.

[2610] Изложение Л. С. Клейна по Kubitschek W. Legio // RE. Bd. XII. S. 1362–1367. В Африке в течение всего этого времени держится 3–4 легиона. Клейн Л. С. О характере римского импорта в богатых курганах сарматского времени на Дону // Античный мир и археология. Вып. 4. Саратов, 1979. С. 204–211.

[2611] Marcus Ulpius Nerva Traianus.

[2612] http://en.wikipedia.org/wiki/Trajan

[2613] 37, 20.

[2614] 37, 64.

[2615] Старостин Б. А. Послесловие ко II книге Естественной истории Плиния Старшего // Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. М., 2007. С. 366–374 (http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1327842710).

[2616] Письма Плиния Младшего / Пер. и прим. В. С. Соколова. М., 1984.

[2617] http://nevmenandr.net/slovo/

[2618] http://en.wikipedia.org/wiki/Buddhism_and_the_Roman_world

[2619] Orat. 35, 18.

[2620] Orat. 49, 7.

[2621] Orat. 35, 22.

[2622] Philostr. Vita Apol. 3, 15. Бонгард-Левин Г. М. Карпюк С. Г. Сведения о буддизме в античной и раннехристианской литературе // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982. С. 42–52.

[2623] 15, 20.

[2624] Мерварт А. М. Отдел Индии. Л., 1927. С. 27–28.

[2625] Некоторые из приписываемых Плотину идей сходны с брахманистскими: Armstrong A. H. Plotinus and India // Classical Quarterly. 1936, vol. 30. P. 22–38; Pistоrius P. V. Plotinus and Neoplatonismus. Cambridge, 1952; можно полагать, что эти совпадения не случайными.

[2626] Porphyr. Vita Plot. 3. Пер. М. Л. Гаспарова.

[2627] Πλωτῖνος; 204/205, Ликополь, Египет, — 270, Минтурны, Кампания.

[2628] Плотин. Эннеады. В 7 т. / Пер. Т. Г. Сидаша под ред. О. Л. Абышко. СПб, 2004–2005; Шичалин Ю. А. Плотин // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 578–589. (библиография).

[2629] Марк Антоний Гордиан Пий, Marcus Antonius Gordianus Pius; 20 января 225 — 11 февраля 244.

[2630] Юлий Капитолин. Трое Гордианов / Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана / Пер. С. П. Кондратьева. Под ред. А. И. Доватура. М., 1992. С. 198–213.

[2631] Араб. الفلوجة

[2632] Clem. Strom. 4, 4, §17.

[2633] Ср.: Dio Chrys. Оrat. 49,7; Philostr. Vita Apol. 3, 15.

[2634] Quintus Septimius Florens Tertullianus; 155/165, Карфаген — 220/240, там же.

[2635] Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения / Пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Шабурова, Э. Юнца. Сост. и общ. ред. А. А. Столярова. М., 1994; Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. О плаще. / Пер. А. Я. Тыжова. Сост., статьи, комм. Ю. С. Довженко. СПб, 2000.

[2636] Tert. Apologet. 42.

[2637] De Carne Christi, 5, 4.

[2638] Adv. Масг. 1, 13.

[2639] 1, 24. Filliozat J. Les relations exterieures de 1'Inde. Pondichery. 1956, P. 31–60.

[2640] Бонгард-Левин Г. М. Карпюк С. Г.: в рукописи — αλλοβιοι. Исправлено по Страбону (15, 1, 60).

[2641] Бонгард-Левин Г. М. Карпюк С. Г. Сведения о буддизме в античной и раннехристианской литературе: Откуда же мог Климент узнать о Будде? Можно полагать, что эти сведения он получил от своего учителя Пантена, который, согласно Евсевию, в конце II в. совершил с миссионерской целью путешествие в Индию (Euseb. Hist. eccl. 5, 10). Пантен, проживший в Индии довольно долго, мог достаточно хорошо ознакомиться с культурой и религиозными верованиями индийцев.

[2642] Бонгард-Левин Г. М. Карпюк С. Г.

[2643] Sophronius Eusebius Hieronymus; 342, Стридон, Далмация — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем.

[2644] Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916; переизд.: М., с приложением «Избранных писем» Иеронима, сост. и комм. А. А. Столярова.

[2645] Hieron. Adv. Ιov. 1, 42.

[2646] Epist. 53, 1.

[2647] Говоров Г. В. (1815 — 1894), Феофан Затворник: Лучшей книги для познания христианской веры и жизни в общем обзоре — нет — и едва ли может быть... Это будет лучше всех катехизисов!: Сказание о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа. Сергиев Посад, 1910; Архимандрит Георгий (Тертышников). Светильник земли русской // Богословские труды. Сборник 30-й. М., 1990. С. 167.

[2648] Бардесан, 154 — 222 гг.

[2649] Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 297; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 117–125; Julicher. Bardesanes // RE. Bd. 3. 1899. S. 8–9.

[2650] Ок. 232 — ок. 301 гг.

[2651] Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus, 204 — 222 гг.

[2652] Элий Лампридий. Антонин Гелиогабал / Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана / Пер. С. П. Кондратьева. Под ред. А. И. Доватура. М., 1992. С. 134–150; http://en.wikipedia.org/wiki/Elagabalus

[2653] FgH 719 F 1. Rawlinson Н. G. Intercourse between India and the Western World. Cambridge, 1916. P. 146.

[2654] FgH 719 F. 2. Бонгард-Левин Г. М. Карпюк С. Г. Сведения о буддизме.

[2655] Крыса / Сост. Н. Дяловская: http://www.litcetera.net/forum/113-573-1

[2657] Г. Г. Дебс. Военное соприкосновение… С. 49: приведен отрывок из частного письма В. В. Тарна: «Я не могу припомнить, чтобы где-нибудь можно было встретить, в литературе или археологии, греческий город с частоколом вокруг стен». Также: Харрис Д. Римские легионеры в Китае (к постановке вопроса) // Военное дело населения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993. C. 229.

[2658] Во время срочной службы в Советской Армии мне также пришлось носить этот чин.

[2659] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим / Пер. M. А. Шишмаревой под ред. А. Франковского. Т. 1. 1928. http://www.serann.ru/text/zhizn-i-udivitelnye-priklyucheniya-robinzona-kruzo-9301

[2660] Шанцевый инструмент (нем. Schanze, окоп, укрепление).

[2661] Виктор Суворов. Спецназ. Spetsnaz. 1987 (http://www.suvorovrezun.com): http://lib.rus.ec/b/111224

[2662] Меллентин Ф. В. Танковые сражения 1939-1945 гг. Боевое применение танков во Второй Мировой войне / Пер. П. Н. Видуэцкого и В. И. Савина. Под ред. А. П. Панфилова. М., 1957. С. 164, 243.

[2663] Зеленин Д. К. С. 481–482.

[2664] Не отождествить ли его с Какосом, Какием? Κακός, плохой, уродливый, сын Гефеста (Вулкана): Vulcanus, бог огня и покровитель кузнечного ремесла в древнеримской мифологии., ему приносили человеческие жертвы. Был сыном Юпитера и Юноны.

[2665] Этимологический словарь русского языка. / Сост. Крылов П. А. СПб, 2005; Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. М., 1964–1973; палка искон. суф. уменьшит.-ласкат. производное от пала, в польск. яз. еще известно (pała, дубина). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. М., 2004.

[2666] Монета.

[2667] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1990. С. 38–58.

[2668] http://enc-dic.com/fasmer/Palec-9453.html

[2669] Михельсон; Семенов: Древнерусское — полата, палата (дворец, шатер) от полати (дощатый настил, нары); Шанский Н. М. Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М., 2004: Заимств. в др.-рус. эпоху из греч. яз., где palation < лат. palatium. См. палатка; М. Р. Фасмер: Палата. см. пола́та. Палатин, наместник, см. паладин: придворный рыцарь, кавалер. Через нем.: http://enc-dic.com/rusethy/Palata-2678.html

[2670] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1990. С. 303, 486, 488.

[2671] Этимологию Варрона 1, 4, 134 (pala a pangendo, G L guod fuit) следует отклонить, так же как и этимологию Isid. Orig. 20, 14, 10 (pala…. a ventilandis paleis nominata).

[2672] Здесь и далее пер. Дарьи Ю. Касьян: Pala, -ae, f. Отношение слова к πάλλω, aor. ἐπηλα (Forcellini s.v.) вызывает сомнения, vgl. Walde Etym. Lex. s.v. Далее слово существует в итальянском pala, французском pale и pelle, а также palette, сардском palitta (Wörter u. Sachen 23; vgl. Meyer-Lübke Roman. etym. Wb. s.v.) в Граубюндене — pala употребляется наряду с spatlar = Schwingmesser (трепальный нож) (Wörter u. Sachen 1913, Beih. 1. S. 71 & 320), причем первоначальное значение этого слова изменилось. Изменение значения в 3-ем веке н.э. подтверждается тем, что p. употреблялась в значении ventilabrum, Worfschaufel (лопата для веяния зерна). Впервые у Тертуллиана De praescr. haeret. III (et ventilabrum in manu portat ad purgandam aream suam) есть указание на картину, на которой Бог отделял зёрна от плевел среди людей (Matth. 3, 12. Luc. 3, 17). Форчеллини s.v. считает нерешенным вопрос, была ли paleae ligneae лопатой для веяния зерна или заслонкой хлебопекарной печи, Георг и Клоц дают последнее значение. Для p. как Spaten (лопата) неясна связь с греческими словами (σχαφεἵον, σχαπάνη, δυη), так как приведенные места (Theophr. h. pl. 2, 7, 5; c. pl. 3, 20, 2. 3, 16, 1. Poll. 1, 245. 10, 120) не позволяют выяснить, идет ли речь о лопате или о другом инструменте, vgl. Daremb.–Sagl. a. O.