Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 11 страница

[2016] Бой // Советская военная энциклопедия. Т. 1. М., 1976. С. 545. См. также: Андрусенко И. М. Дуков Р. Г. Фомин Ю. Р. Мотострелковый (танковый) взвод в бою / Под ред. Вариченко С. И. М., 1989. С. 5–29.

[2017] Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VII–V до н. э. Л., 1985. С. 89; Juthner J. Die athletischen Leibesubungen der Griechen. Wien, 1965. Bd 1; Римшнейдер М. От Олимпа до Ниневии во времена Гомера. М., 1977. С. 93–94.

[2018] Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990. С. 25.

[2019] Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., С. 41.

[2020] Сидорова Н. В. Искусство Эгейского мира. М., 1972. С. 133.

[2021] Marinatos S. Kreta und das Mykenische Hellas. Munchen, 1959. T. 106, 107.

[2022] Plato. Apol. 2.

[2023] Автор сам имеет опыт искусного рукоприкладства и рукопашного боя: удостоверение инструктора ушу №101, выдано Комитетом по физической культуре и спорту исполкома Ленсовета, Федерацией гимнастики ушу г. Ленинграда и Педагогическим институтом им. А. И. Герцена, 11. 06. 1990 г.

[2024] Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту / Ред. Г. И. Кукушкин. Т. 1. М., 1961. C. 368. Положение партера может дополнительно определяться как высокий партер (на коленях) и низкий партер (лёжа). В тех видах борьбы где борьба лёжа разрешена, она регулируется различными правилами при использовании разной техники. Борьба в партере в спортивной борьбе и в смешанных боевых искусствах также отличается.

[2025] Gardiner E. N. The pankration and wrestling // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 26. 1906. L., Р. 13.

[2026] Янзина Э. В. Античные спортивные единоборства в терминологическом, практическом и общекультурном аспектах // Автореф. дис. кан. фил. наук. М., 2004. С. 6.

[2027] Plut. Thes. 19; Немировский А. И. Древнее Гомера. Послесл. к: Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. С. 308.

[2028] Зайцев А. И. Геракл // Мифологический словарь. М., 1991. С. 147–149.

[2029] Apoll. Myth. 2, 7, 5. Пер. В. Г. Боруховича.

[2030] Яп. 大山 倍達, 1923 — 1994 гг.

[2031] Быкография Мас Оямы: http://superkarate.ru/h_oyama_bull.htm

[2032] Marinatos S. Ibid. T. 97–117, XVII.

[2033] Marinatos S. Ibid. T. 180–181.

[2034] Marinatos S. Ibid. T. 100.

[2035] Marinatos S. Die Ausgrabungen auf Thera und ihre Probleme. Wien, 1973. S. 24, f. III.

[2036] Пендлбери Дж. Археология Крита / Пер. Я. М. Боровского, общ. ред. и предисловие В. В. Струве. М., 1950. С. 288–289.

[2037] Odys. VIII, 101–103; Odys. VIII, 206; Odys. VIII, 246–247.

[2038] Il. XXIII, 685–691. Пер. Н. И. Гнедича.

[2039] Il. XXIII, 672–675. Пер. Н. И. Гнедича.

[2040] Шанин Ю. В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. Киев, 1980. С. 104.

[2041] Harris H. A. Greek Athletes and Athletics. L., 1964. P. 97;

[2042] Чистякова Н. А. Греческая эпиграмма VIII–III вв. до н. э. ЛГУ. 1983; Тексты и их разбор: Ebert J. Griechische Epigramme auf Sieger an gymnichen und hippishen agonen. Berlin, 1972.

[2043] Известняковый базис, найденный в Дельфах: Ebert J. Ibid. S. 165–166: Об участии Фокеи в спортивных агонах известно. Так от имени всего Фокейского союза Поликлет, ученик Навкида, изваял статую юноши-борца Агенора, фиванца, победившего в Олимпии. Отец последнего являлся политическим представителем и защитником фокейцев (Plut. 6, 6, 2).

[2044] Paus. Descr. 6, 8, 5. Пер. С. П. Кондратьева.

[2045] Ebert J. Ibid. S. 169–170. Если вычесть употребление слова πάμμαχον (всеборье) для обозначения панкратия Вакхилидом (Bacchyl. 12, 75), то употребление его эпиграмме в честь Эванкрита на известняковом базисе его статуи является самым первым: Juthner J. Pankration // RE. Bd. 37. S. 619.

[2046] Paus. Descr. 6, 4, 1–2. Пер. С. П. Кондратьева.

[2047] New approach Chines kung-fu training methods., a complete course. Book 2. Hong-Kong. 1984. P. 202, 210, 286; Музруков Г. Н. Беренштейн Р. А. Орлиный коготь. Имитирующие стили у-шу. М., 1990.

[2048] AP. 16. 23.

[2049] Ebert J. Ibid. S. 185. Wilamowitz U. von. Pindaros. Berlin, 1922. S. 368.

[2050] Иегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / Пер. M. H. Ботвинника. Bd. 2. М., 1997. С. 221–223.

[2051] Шанин. Ю. В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. Киев, 1980. С. 45.

[2052] Берколайко Марк. Гамбургский счёт // Адептис. Июль, 2005: http://www.adeptis.ru/russman/remember_1.html

[2053] И еще: «Солдат и в мирное время на войне; Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого; дерись зло, дерись до смерти; побеждает тот, кто меньше себя жалеет; Нет ничего страшнее отчаянных; Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте; Испуган — наполовину побежден; Идя вперед, знай, как воротиться; Повелевай счастием, ибо одна минута решает победу».

[2054] Hieronymi Mercurialis De arte gymnastica libri sex. Venetiis, 1601.

[2055] Gardiner E. N. Ibid. Р. 4.

[2056] Aelian. Var. Hist. 9, 1.

[2057] Gardiner E. N. Wrestling // Journal of Hellenic Studies. Vol. 15. L., 1905. Р. 30–31.

[2058] Ἀπαγορεύω — отказывать, отказываться, изнемогать, истощаться. Phil. Gym. 9. Трактат Филострата О гимнастике — источник, посвященный специально греческой гимнастике: Kayser C. L. Philostratei libri de Gymnastica. Heidelbergae, 1840; Cobet C. G. De Philostrati libello PERI GUMNASTIKHS. Lugdini-Batavorum, 1859.

[2059] Paus. 5, 21, 18.

[2060] Ἄγχω, лат. ango, душить, давить: Янзина Э. В. Панкратион. К вопросу об интерпретации греческих и латинских спортивных терминов // NYMФON ANTPON. Вопросы классической филологии. Вып. 15. Сб. ст. в честь А. А. Тахо-Годи. М., 2010. С. 494–513. Там же библиография.

[2061] Plut. Sympos. Quaest. 2, 4, 638. В средние века то же повторяет византиец Никифор Григора (ἔστι δέ τοῦτο ἀγών τις ἐξ ἀτελοῦς πάλης καὶ ἀτελοῦς πυγμῆς ξυγκειμένος): Kaiser C. L. Philostratei libri de gymnastica. Р. 109. Германское Allkampf; combination of boxing and wrestling: Gardiner E. N. Pankration and wrestling // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 26. L., 1906. Р. 4.

[2062] Cobet C. G. De Philostrati libello. Р. 72–73.

[2063] Янзина Э. В. Античные спортивные единоборства в терминологическом, практическом и общекультурном аспектах. С. 23.

[2064] Lycurg. 19.

[2065] Seneca. De Benef. 5, 3: Lacedaemonii vetant suos pancratio et caestu decernere.

[2066] Чаще всего теофанией (богоявлением) назывался один из Дельфийских праздников, когда выставляются напоказ все кумиры богов. Такой празник в честь смертного, означал возведение его в божественный чин.

[2067] Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Е. Г. Рабинович. М., 1985. С. 87, 289.

[2068] Понимания этого разграничения у других исследователей я не нашел: Egan P. Boxiana or sketches of ancient and modern pugilism. Sherwood, 1818; Oxberry W. Pancratia, or a history of pugilism. L., 1812; нет его у Гардинера и у Харриса: Harris H. A. Greek Athletes and Athletics. L., 1964.

[2069] Суворов А. В. Наука побеждать. Вахт-парад. (Ученье разводное или пред разводом). XV.

[2070] Впервые пословица записана А. М. Богдановым и вошла в сборник пословиц, составление которого он закончил в 1741 году: Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII — XX веков. М.–Л., 1961. С. 81.

[2071] 73. Военные афоризмы. Для гг. штаб- и обер-офицеров, с применением к понятиям и нижних чинов / Прутков Козьма. Сочинения. М., 1986. C. 79 (http://www.kozma.ru/aphorisms.htm).

[2072] Афоризмы офицеров советской армии (http://www.otrezal.ru/armys_aphorisms/478.html). Ср. также: Шахнович М. И. Военные пословицы русского народа. Л., 1945.

[2073] Пули немецкие, пули турецкие, пули французские, палочки русские: Кузьмин А. И. Н. А. Некрасов о войне и восстании. Героическая тема в русской литературе. М., 1974 г.

[2074] Виктор Суворов. Аквариум. М., 1993.

[2075] Διόδωρος Σικελιώτης, Diodorus Siculus, 90 — 30 гг. до н. э.

[2076] Diod. Bibl. 17, 100–101. Пер. М. Е. Сергеенко.

[2077] Шофман А. С. История античной Македонии. Ч. 1. Казань, 1960. С. 103; Данов Х. М. Древна Тракия. София, 1968; Златковская Т. Д. Возникновение государства у фракийцев (VII—V вв. до н. э.). М., 1971.

[2078] VI–V вв. до н. э.

[2079] Пер. Ф. Ф. Зелинского. Дератани Н. Тимофеева Н. Хрестоматия по античной литературе. Т. I. Греческая литература. М., 1958.

[2080] Ἀνάβασις, отступление десяти тысяч, главное сочинение Ксенофонта, Ξενοφῶν (444 до н. э. — 356 до н. э.) об отступлении десяти тысяч греков-наемников из Месопотамии на север к Трапезу после битвы при Кунаксе (401 год до н. э.). Анабасис. Ксенофонт / Пер. М. И. Максимовой. Под ред. И. И.Толстого. М.–Л., 1951; См. также: Ксенофонт. Греческая история / Пер. С. Лурье, сверка Р. В. Светлова. М., 1993.

[2081] Πολύβιος, Polybius, 201 до н. э. — 120 до н. э.

[2082] 3, 6, 9 f.

[2083] Mather M. W. Hewitt J. W. Xenophon's Anabasis. Books I–IV. Oklahoma Press, 1962. P. 34.

[2084] Фол А. Трудовая деятельность фракийцев в западных провинциях Римской империи (I–III вв. н. э.) // Античное общество (Труды конференции по изучению античности). М., 1967. С. 74–81.

[2085] То же и в Спарте.

[2086] Киноскефалы, Κυνός κεφαλαί, собачьи головы — гряда холмов в центре греческой Фессали. В 197 году до н. э., во время Второй Македонской войны, близ Киноскефал произошло последнее сражение между армией македонского царя Филиппа V и римской армией под предводительством консула Тита Квинция Фламинина, в которой македонцы потерпели сокрушительное поражение.

[2087] Пидна, Πύδνα, Pydna — укрепленный город на западном берегу Фермейского залива в Греции. В 168 до н. э. в битве при Пидне рать последнего македонского царя Персея была наголову разбита войсками консула Луция Эмилия Павла Македонского. Полибий. Всеобщая история. Т. З. СПб, 1995. С. 45.

[2088] Сергеенко М. Е. Гладиатор / Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964. С. 93–118; Хефлинг Гельмут. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992; Сергеенко М. Е. Глава XI. Гладиаторы / Жизнь древнего Рима. СПб, 2000; Горончаровский В. А. Арена и кровь. Римские гладиаторы между жизнью и смертью. СПб, 2009.

[2089] Suet. D. Iul. 26, 2; 39, 3.

[2090] Svet. D. Iul. 39, 2.

[2091] RgdA 23, ср. Dio Cass. 55, 10, 7.

[2092] Suet. Claud. 21; Tac. Ann. 12, 56.

[2093] Dio Cass. 69, 9, 5.

[2094] Dio Cass. 66, 25.

[2095] Pass. Perp. 16.

[2096] Пантелеев А. Д. Римские мифологические мимы и христиане // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 7. СПб, 2008. С. 354–355.

[2097] Вергилий любит слово ordo.

[2098] Утяжеление кулаков кастетами ускоряет поединок и делает его менее зрелищным. См. также: Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб, 1913. С. 85–86.

[2099] 5, 399–485. Пер. С. Ошерова.

[2100] Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985. С. 75–117.

[2101] Пер. Л. Блуменау.

[2102] AP. 16, 24.

[2103] Дюма А. Собраниие сочинений. Т. 2., М., 1977. С. 615, или любое издание: Двадцать лет спустя. Ч. 2. Гл. XLIII; Шанин Ю. В. От эллинов до наших дней. М., 1975. С. 28–30.

[2104] Paus. 6, 14, 5. Пер. С. П. Кондратьева.

[2105] Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990. С. 25–26.

[2106] Гений дзюдо. Япония, 1965. Режиссер Сэйитиро Утикава.

[2107] Входит Дракон; В бой вступает дракон; Остров дракона; 龍爭虎鬥 — гонконгский фильм Роберта Клауза 1973 года.

[2108] Пу Сунлин. Рассказы о людях необычайных / Пер. В. Алексеева. М., 1988. С. 414.

[2109] Абаев Н. В. Горбунов И. В. Сунь Лутан. О философско-психологических основах "внутренних школ у-шу". Новосибирск, 1992. С. 9–13.

[2110] Судзуки Д. Дзен-буддизм. Бишкек, 1993. С. 34.

[2111] Маслов А. А. Синъицюань: единство формы и воли. Ч. 1. М., 1994. С. 13.

[2112] Высочин Ю. В. Лукоянов В. В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте. СПб, 1997. С. 47.

[2113] Смирнов И. Послесловие // Светлый источник. Средневековая поэзия Китая, Кореи, Вьетнама. М., 1989. С. 469.

[2114] Вельгус В. А. Известия о странах и народах Африки. М., 1978. С. 109–113.

[2115] Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб, 1866–96, 7 т.; Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение Тэнгрианство. Казань, 2006): http://www.encyclopedia.kz/wiki/История_Казахстана

[2116] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Самара, 1999. С. 124.

[2117] Меруерт Абусеитова. Таласская битва — столкновение цивилизаций // Казахстанская правда. 16. 09. 2011: http://www.kazpravda.kz/c/1316126296

[2118] Стужина Э. Китайское ремесло в XVI — XVIII веках. М., 1970. С. 83–85. Положенко Алёна. История бумажного листа / Наука и жизнь. №12. М., 2009: http://www.nkj.ru/archive/articles/16858/

[2119] Самосюк К. Ф. Ранние пейзажные росписи Дуньхуана (V–VII вв.) // Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Часть 1. М., 1983. С. 120–126.

[2120] Савицкий Л. С. Описание тибетских свитков из Дуньхуана в собрании Института востоковедения АН СССР. М., 1991.

[2121] Обручев В. А. В дебрях Центральной Азии. Новосибирск, 1988. С. 179–217.

[2122] Китайские документы из Дуньхуана. Вып. 1. Факсимиле / Изд., пер. иссл. и прил. Л. И. Чугуевского. М., 1983. С. 14.

[2123] Needham J. Science and Civilization in China: V. 5, Chemistry and Chemical Technology. Part 1, Paper and Printing. Taipei, 1986; Зинин С. В. Джозеф Нидэм и китайская культура // Восточный альманах. Вып.2. Мир Будды и китайская цивилизция / Под ред. Т. П. Григорьевой. М., 1996.

[2124] Антонец Е. В. Проблемы латинской терминологии рукописной книги в античности (II в. до н. э. — III в. н. э.). Автореферат докт. дис. М., 2009. С. 11, 43.

[2125] Сергеенко М. Е. Глава XX. Мимы, акробаты и фокусники / Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964. С. 119–120.

[2126] Сергеенко М. Е. С. 119.

[2127] Сергеенко М. Е. С. 126–127.

[2128] Сулейменов О. О.: http://kitap.net.ru/sulejmenov/ulybkaboga1-08.php

[2129] Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. С. 264–268.

[2130] Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древнейшие времена. М.–Л., 1950. Т 1. С. 213–219.

[2131] Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского географического общества. Вып. 4. Материалы этнографические. СПб, 1883. С. 93–123.

[2132] Галимзянов А. Сульдэ — Знамя тюркской семьи (Сульдэ вспоминают потомки кочевников). 2003: http://ayratgalim.narod.ru/stat/sulde.htm

[2133] Иванов С. В. К семантике изображений на старинных бурятских онгонах // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 17, М.–Л., 1957. С. 96.

[2134] Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры / Отв. ред. Д. И. Тихонов. М., 1980.

[2135] Комментарий архимандрита Палладия Каѳарова на путешествие Марко Поло по Северному Китаю с пред. Н. И. Веселовского. СПб, 1902. С. 38–39.

[2136] Хамзина Е. А. Именохоев Н. В. Два шаманских погребения из Кижинги; Герасимова К. М. Тибетоязычные обрядники ламаизированного культа шаманских предков // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск, 1981. С. 84–130.

[2137] Ксенофонтов Г. В. Хрестес. Шаманизм и христианство. Иркутск, 1929. Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах. М., 1930. Попов А. А. Материалы для библиографии русской литературы по изучению шаманства Северо-Азиатских народов. Л., 1932. Сагалаев А. М. Урало-Алтайская мифология. Символ и архетип / Отв. Ред. А. И. Соловьев. Новосиборск, 1991. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири / Отв. Ред. И. С. Гурвич. Новосибирск, 1992.

[2138] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. С. 373–374.

[2139] Цыбиков Г. Ц. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии / Отв. ред. Р. Е. Пубаев. Т. 2. Новосибирск, 1991. С. 146.

[2140] Гедин С. Тарим — Лоб-нор, Тибет. Путешествие по Азии 1899–1902. СПб, 1904. С. 189.

[2141] Журнал заседания отделения этнографии 6 февраля 1916 г. // Известия Императорского Русского географического общества. Т. 52. Вып. 3. Петроград, 1916. С. 17.

[2142] Айкашева В. Н. Старинная русская забава — кулачный бой / Государственный Лермонтовский музей-заповедник “Тарханы”: http://www.tarhany.ru/news/328?&rn=6393

[2143] http://en.wikipedia.org/wiki/Rome_(TV_series)

[2144] Толстов С. П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., 1948. С. 282–283.

[2145] Не в этом ли корни русских славянофильства и западничества?

[2146] Толстов С. П. Древний Хорезм. С. 285.

[2147] Синицын А. Ю. О практике толкающих рук в боевом искусстве Тайцзи-цюань // Кюнеровские чтения 1995–1997 гг. Краткое содержание докладов. СПб, 1998. С. 57.

[2148] Яо Цзунсюнь. Сань Шоу (часть главы книги Яо Цзунсюня И цюань — Жонггуо Шижанг Куанксуэ (И Цюань — настоящее боевое искусство) / Пер.: А. Калиша (http://www.yi-quan.ru/texts/38-yao-zonxun-yiquan.html)

[2149] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 106.

[2150] Михайлов О. Н. Суворов. М., 1973. С. 98–99.

[2151] Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 122.

[2152] Садоков Р. Л. Веселые скоморохи // Глазами этнографов. М., 1982. С. 125–156.

[2153] Бертельс Е. Э. Суфизм. Избранные труды. М., 1965; Акимушкин О. Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем // Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989; Шиммель, Аннемари. Мир исламского мистицизма. Пер. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. М., 1999.

[2154] Сергеенко М. Е. Глава XX. Мимы, акробаты и фокусники / Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964.

[2155] Дуров В. С. Перебирая в памяти былое… СПб, 2012. С. 18.

[2156] Svet. D. Iul. 39, 2. Пер. М. Л. Гаспарова.

[2157] 24, 17.

[2158] 31, 98.

[2159] 22, 108.

[2160] Pers. 3, 104.

[2161] Iuv. 3, 171–172. Ср.: Иностранцев К. А. Парсийский погребальный обряд в иллюстрациях Гузератских версий книги об Арта-Вирафе // Известия Императорской Академии наук. СПб, 1911. С. 557–560.

[2162] Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. СПб, 2000. С. 202–203.

[2163] 84, 4. Пер. М. Л. Гаспарова.

[2164] Сергеенко М. Е. С. Глава XX. Мимы, акробаты и фокусники. 134–135.

[2165] Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 107–108.

[2166] Фра-Дьяволо (собственно Михаил Пецца) — известный разбойник, сын бедных родителей; родился в 1760 г. в Калабрии, был отдан в обучение ремесленнику, но убежал, пристал к шайке разбойников и скоро сделался их атаманом. Был заочно присужден к смерти, за его голову была назначена высокая цена; во время борьбы с французами, захватившими Неаполь (1799), Ф. объявил себя за короля Фердинанда I; за это кардинал Руффо выхлопотал ему прощение и чин полковника. Ф. реорганизовал свои шайки и принял участие в походе в римские владения, за что получил пенсион и землю. Когда французы в 1806 г. опять вступили в Неаполь, Ф. совершал на них набеги, причиняя им большой вред, теснил их со всех сторон и, наконец, взбунтовал всю Калабрию. При помощи измены его схватили, и, несмотря на то, что англичане оттеняли его чисто военную роль, он был повешен в Неаполе в 1806 г. Жизнь и приключения Ф. подали повод к разным сказаниям и песням, но содержание их часто (как, напр., в опере Обера того же имени) фантастическое: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб, 1890–1907. Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине (Fra Diavolo, ou L'hôtellerie de Terracine) — комическая опера в 3 действиях. Либретто написано Э. Скрибом. Первое представление состоялось 28 января 1830 года в Париже. Фердинандом, королем Испании, представлял себя герой Записок сумасшедшего Н. В. Гоголя (1835 г.).

[2167] Семен Шлиман. По материалам газеты «За решеткой». №1. 2011 г. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. Речевой и географический портрет советской тюрьмы. М., 1972. С. 124.

[2168] Iuv. 8, 187–188.

[2169] Mart. Spect. 7. Пер. Г. М. Север: http://www.martialis.net/index.xps?2.15.8

[2170] Лавреол: рассказ о беглом рабе, который стал главой целой шайки бандитов: Пантелеев А. Д. Римские мифологические мимы и христиане // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 7. СПб, 2008.

[2171] Сергеенко М. Е. С. 121–122.

[2172] Сергеенко М. Е. С. 130.

[2173] Пугаченкова Г. А. 1) Скульптура Халчаяна. М., 1971. С. 30–32; 2) Искусство Бактрии эпохи Кушан. М., 1979. С. 131–148: На эту мысль наталкивает явная индивидуальность облика каждой из них, равно как скульптура девушки из южной половины фриза. Лицо ее было деформировано при падении, но если устранить образовавшиеся вмятины, видно, что оно некрасиво — широкое, крутолобое, с мелкими чертами. Задачей ваятеля было достоверно передать хорошо известный современникам образ — вероятно, какой-то знаменитой певицы или актрисы.

[2174] Сергеенко М. Е. С. 140.

[2175] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 134.

[2176] http://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Darwin

[2177] The Origin of Species by Charles Darwin. L. 1873; Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» / Пер. под ред. Е. Е. Сыроечковского. М., 1975.

[2178] Рожицын В. Очерки по истории первобытной культуры (Лекции, читанные в Коммунистическом Университете имени т. Артема в 1922 академическом году). Харьков, 1922; Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953.

[2179] Сергеенко М. Е. С. 141.

[2180] Цехновицер О. В. История народного кукольного театра в Азии и Европе // Цехновицер О. В., Еремин И. П. Театр Петрушки. М.–Л., 1927.

[2181] Кит. трад. 孫悟空, упр. 孙悟空, пиньинь: Sūn Wùkōng.

[2182] The Beginning of Monkey by Xu Li. Beijing. 1985; The Ogre of Linked-Ring Cave by Zhen Huan. Beijing. 1987.

[2183] Самозванцева Н. В. Исторические сведения об Индии в записках Фа Сяня и Сюань Цзана // Вестник древней истории. №2. 1991. С. 144–157.

[2184] Путешествие на Запад. Пер. А. Рогачёва: http://www.nhat-nam.ru/biblio/west1.html

[2185] Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. М., 1964–1973.

[2186] 58, 121. Пер. и ком. Г. А. Тароняна. Plin. 54, 106; 35, 106. В неясном сообщении в произведении «Тридцать тиранов» (§ 32), приписываемом Требеллию Поллиону (в «Истории августов»), о кратковременном императоре Тите (в 238 г. н. э.), автор говорит, что у Кальпурнии, жены Тита, были, как считалось, жемчужины Клеопатры: Плиний Старший. Естественная история. Книга девятая. (Компиляция переведенных фрагментов): http://annales.info/ant_lit/plinius/09.htm#_ftn11

[2187] 3, 17, 14–18; по Макробию, каждая жемчужина стоила 10000000 сестерциев.

[2188] Об этом сообщают также: Гораций, Сатиры, 2, 3, 239 и Валерий Максим, 9, 1, 2

[2189] Calig, 37

[2190] Vitr. 8, 3, 19; Paus. 8, 18, 6.

[2191] Dio Cass. 53, 27, 2.

[2192] 112: Usu atteri non dubium est coloremque indiligentia mutare. dos omnis in candore, magnitudine, orbe, levore, pondere, haut promptis rebus in tantum, ut nulli duo reperiantur indiscreti: unde nomen unionum Romanae scilicet inposuere deliciae, nam id apud Graecos non est, ne apud barbaros quidem, inventores rei eius, aliud quam margaritae.

[2193] Плиний Старший. Естественная история. Архив истории науки и техники / Пер., ком., и заключительная статья Г. С. Литичевского. Вып. 1: Сб. статей. М., 1995. С. 141–190: Книга 9, 114–116: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1336867444#n155

[2194] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. Т. 1. М., 1954. С. 201–213.

[2195] N. H. 33, 1.

[2196] D. Iul. 43.

[2197] D. Iul. 47.

[2198] 56, 112–116. Пер. и ком. Г. С. Литичевского.

[2199] Три царевича. Пер. В. Балина // Сказки народов мира: переводы / Пред. Н. И. Никулина. Прим. А. В. Ващенко, Д. А. Ольдерогге, Н. И. Никулина, Б. Н. Путилова. М., 1987. С. 28–32.

[2200]孝成帝, xiàoxuāndi, личное имя Лю Ао, 劉驁, liúáo.

[2201]趙飛燕.

[2202]趙合德.

[2203] https://ru.wikipedia.org/wiki/Чэн-ди

[2204] Алимов И. А. 1) Бесы, лисы, духи в текстах Сунского Китая. СПб, 2008; 2) Лес записей. Китайские авторские сборники X-XIII вв. в очерках и переводах. СПб, 2009.

[2205] Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 101; Т. II. С. 210, 92, 102.

[2206] Гумилев Л. Н. XII. Возвращенная свобода / История народа Хунну: http://gumilevica.kulichki.net/HPH/index.html

[2207] Ковалёв А. А. Китайский император на Енисее? Ещё раз о хозяине ташебинского «дворца» // Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. Иркутск, 2007. С. 145–148.

[2208] Кожанов С. Т. Снаряжение и одежда воинов эпохи Хань // Древние культуры Китая, палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985. С. 113–116.

[2209] Иванов Г. Е. Новые находки оружия раннего железного века в степном Алтае // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993. С. 95–105. http://www.nsu.ru/aw/showBiblio.do?action=lib

[2210] Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 464–465.

[2211] Гаруда изображён на гербах Индонезии и Таиланда; на гербе Улан-Батора. В азиатской геральдике чаще всего изображается с красно-золотым оперением; может быть полностью золотым или белым.

[2212] http://en.wikipedia.org/wiki/Iron_pillar_of_Delhi

[2213] Комиссаров С. А. 1) Археология Западного Чжоу — 1027–770 гг. до н. э. (по материалам исследований 70-х гг.) // Древние культуры Китая, палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985. С. 86–112; 2) Клад бронзового оружия Баймяофань // Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990. С. 74–75.

[2214] Варенов А. В. Бронзовые шлемы на границе чжоуского Китая и их «кубанские» аналоги // История и культура востока Азии. Отв. ред. В. Е. Ларичев. Новосибирск, 1994. С. 86–94.

[2215] Кожанов С. Т. С. 113–116.

[2216] Лопатник, землекоп: Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 771.

[2217] Гумилев Л. Н. История народа Хунну.

[2218] Переломов Л. С. Краснобровых» восстание // Большая Советская Энцикопедия; Горбачева З. И. Крестьянское восстание "краснобровых" в Китае в 1 в. н. э., Л., 1935; Кудрин В. И. О некоторых сторонах социального кризиса империи Восточная Хань накануне восстания "Желтых повязок" // Ученые записки ЛГУ. 1962. №304. Вып. 14.

[2219] Кит. трад. 白馬寺, упр. 白马寺, пиньинь: Báimǎ Sì, Баймасы.

[2220] https://ru.wikipedia.org/wiki/Баймасы

[2221] Glück H. Die Entwicklungsgeschichtliche Stellung des Grabmalers des Huo Kiu-Ping (Zur Frage nach der Einheit der asiatischen Kunst // Artibus Asiae. Cur. ed. C. Hentze. MCMXXII. No. I. Dresden, 1926. P. 29–41.

[2222] Вроде русского ура! Его кричали на триумфах: Io triumphe!

[2223] Пер. О. П. Качановой: Traditional Chinese Medicine and Pharmacology by Fu Weikang. Beijing. 1985. P. 32–33.

[2224] Даль В. И. Сок. 1880: http://krotov.info/slovari/S/O/wrd_38106.htm

[2225] Гринспун Л. Бакалар Дж. Марихуана — запретное лекарство. М., 2003; Лекарство от рака (http://www.youtube.com), Run from the cure.

[2226] http://en.wikipedia.org/wiki/Gan_Ying

[2227] Шеманский А. Д. Военная история русского движения в Среднюю Азию // Средняя Азия, журнал, 1910–11 гг.; Шеманский А.Д. Ахал-Теке. Очерк из истории Русской армии и флота в Средней Азии // Военно-исторический вестник. №3. Киев, 1913.

[2228] Гумилев Л. Н. История народа Хунну.

[2229] Гаврилов А. К. Петербург в судьбе Генриха Шлимана. СПб, 2006.

[2230] Новокшонов Дмитрий. Лев Клейн решил гомеровский вопрос / Ъ-СПб, 1999: http://redshon.livejournal.com/477681.html

[2231] Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998.

[2232] Котлер Ф. Армстронг Г. Основы маркетинга (Principles of marketing). М., 2003; Селевич Т. С. Социально-экономические основы маркетинга / Лекции: http://selevich.professorjournal.ru/marketing/lekcii