А. ДИСТЕРВЕГ - УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКИХ УЧИТЕЛЕЙ
Адольф Дистервег (1790-1866) требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.
Кроме того, он выдвинул требование, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. «При воспитании должно принимать во внимание условия места и времени, при которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика в широком и всеобъемлющем смысле слова».
Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».
Свои основные дидактические требования он изложил в виде 33-х законов и правил обучения. Обучение должно идти в соответствии с особенностями детского восприятия, основываться на началах наглядности. От примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений - к понятиям.
В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения. Наглядное обучение реализуется через правила «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.
Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину: «кто хорошо преподает, тот хорошо и дисциплинирует».
Эффективность того или иного метода обучения определяется тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения Дистервег рекомендует «элементарный» или развивающий метод; для университетов - «научный» или сообщающий метод.
Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. «Учитель для школы - это тоже, что солнце для вселенной, он - источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мертвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в нее жизнь и движение».
Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. «Невозможно дать другому того, что не имеешь сам; и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным». Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием.
Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. «Дидактическая способность учителя есть сила твердого характера». Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним.
Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Он требовал постоянной работы над собой: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием».
Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике.
Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Учащиеся семинарий, которые возглавлял Дистервег, проходили длительную практику в образцовых школах, овладевая в совершенстве педагогическим мастерством.
Автор «Руководства для немецких учителей» хотел, чтобы деятельность учителя носила подлинно творческий характер и приводила к максимальному возбуждению умственных сил учащихся. Разработанная им дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.