ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА

Дж. Локк (1632-1704) является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят прежде всего из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.

Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где по мнению Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния».

Особое внимание он придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам, - писал Дж. Локк, - для наших дел и нашего благополучия. Поэтому, с раннего детства необходимо закаливать тело ребенка, добиваться выносливости, умения преодолевать усталость, невзгоды, перемены». Он рекомендует легко одевать и обувать детей, кормить простой пищей и заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости.

Настоящий джентльмен - человек, умеющий достичь собственного счастья, но в то же время не препятствующий в этом другим джентльменам. Люди должны быть мудрыми и, добиваясь своей цели, учитывать реальные возможности. Поэтому человеку необходимо умение руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Выработка характера, воли, нравственной дисциплины - важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать капризам ребенка, но нельзя и не удовлетворять его законных желаний. Достигается это в раннем детстве через страх и уважение к воспитателю, в более зрелые - власть воспитателя поддерживается любовью и дружбой.

Главные воспитательные средства - пример, среда, окружение ребенка, а не рассуждения. Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат. При этом не следует одновременно формировать несколько привычек.

Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.

«Рабская дисциплина создает и рабский характер» - писал Локк, выступая противником телесных наказаний. Но, в то же время, считал возможным их применение в случаях упорства и открытого неповиновения.

Так же своеобразно он относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное - не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к богу, как к высшему существу.

Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому и латинскому языкам, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, истории, законоведению, бухгалтерии, верховой езде и танцам. Воспитанник должен овладеть каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Возможно обучение парфюмерному делу, гравированию и навыкам лакирования.

Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности.

Воспитатель должен разбудить в ребенке интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо, считал Локк, превращать учение в занятия, которые неприятны ребенку. Учитель, используя стремление детей к новому, в то же время должен приучать их заниматься и неинтересным делом. Следует помнить, что из детского любопытства вырастает стремление к знаниям и надо относится к этому со всем вниманием и уважением, не давая лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельному мышлению.