Структура научного познания

В основе любого, в том числе и научно-естественного познания действительности лежит сложный творческий процесс ученого, включающий, прежде всего, творческий анализ, который, по мнению А. Пуанкаре, состоит из чередования не только сознательных, но и подсознательных элементов.

Структуру научного познания можно рассмотреть на примере открытия Ньютоном закона всемирного тяготения. Будем считать эмпирический факт (падение яблока) исходным пунктом развития естествознания. Эмпирический факт, ставший отправной точкой научного исследования, становится научным фактом.

Необходимо множество одинаковых фактов, которые ученый мог бы единообразно объяснить. Следовательно, необходимо использование эмпирических методов исследования для накопления фактов.

Далее следует записать результаты эмпирических исследований с тем, чтобы каждый желающий мог их проверить и убедиться в их правильности.

На основании эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения.

Чтобы двинуться дальше, нужно придумать удовлетворительную гипотезу, объясняющую (в нашем примере) падение тел. Только эмпирических фактов для этого недостаточно. Необходимо все предшествующее знание, касающееся данной проблемы. Требуются понятия, которые создаются заново или берутся из других разделов науки.

После выдвижения определенной гипотезы исследование опять возвращается на эмпирический уровень для ее проверки.

Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона, если нет – считается опровергнутой, и поиски новой, более приемлемой, продолжаются.

Принцип фальсифицируемости научных положений, т.е. их свойство быть опровергаемыми на практике, остается в науке непререкаемым. Проверочные эксперименты ставятся таким образом, чтобы не столько подтвердить, сколько опровергнуть данную гипотезу. Эксперимент, который направлен на опровержение данной гипотезы, носит название решающего эксперимента. Именно он наиболее важен для принятия или отклонения гипотезы.

Естествознание изучает мир с целью творения законовего функционирования, отражающих периодически повторяющиеся факты действительности.

Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания, называется теорией. Теория считается истинной до того момента, когда будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные, а также новые эмпирические факты, ставшие известными уже после принятия данной теории и противоречащие ей.

Итак, схематично структуру научного познания можно представить следующим образом:

Эмпирический факт ® научный факт ® наблюдение ® эксперимент (реальный, модельный, мысленный) ® фиксация результатов эмпирического уровня исследований ® эмпирическое обобщение ® использование имеющегося теоретического знания ® образ ® формулирование гипотезы ® проверка ее на опыте ® формулирование новых понятий ® введение терминов и знаков ® выведение закона ® создание теории ® проверка ее на опыте ® принятие в случае необходимости дополнительных гипотез.

Итак, чудес не бывает, если не в самой природе, то, по крайней мере, в формировании законов ее развития, и от падения яблока на голову Ньютона до открытия им закона всемирного тяготения – дистанция огромного размера, даже если в голове самого Ньютона она может быть пройдена мгновенно.