Внутренняя политика Екатерины II и Павла I

Екатерина II (София Августа Фредерика) появилась в Рос­сии в 1747 г. в воз­рас­те 16 лет в ка­честве невесты, а за­тем и жены Петра III. 29 июня 1762 г. после дворцового переворота она возглавила российский престол. 34 го­да ее правления называют «золотым веком» Екатерины II. При ней наиболее полное развитие получила политика просвещенного абсолютизма, характеризующегося тем, что сами монархи с целью продвижения общества по пути прогресса и сглаживания социальных противоречий проводят либеральные реформы, но при этом сохраняют абсолютизм[371].

Осуществление политики просвещенного абсолютизма зависело от личности монарха. Екатерина II была самой просвещенной российской императрицей, выделялась образованностью, широтой интеллектуальных запросов, масштабностью государственных замыслов. Она хорошо знала основы западноевропейского государственного устройства, изучала идеи французских просветителей, писала в ли­бе­ральном духе собственные сочинения. Все это позволило Екатерине II осознать необходимость перемен в Рос­сии.

Прежде чем приступить к ре­фор­мам, Екатерина II предприняла несколько поездок по стране, изучила состояние дел в об­ществе, подобрала советников, приобрела опыт управления, подготовила идейную платформу для преобразований. Политическая доктрина Екатерины II представляла собой совокупность западноевропейских либеральных идей, скорректированных в со­от­ветствии с рос­сийски­ми национальными особенностями. Императрица предполагала наделить подданных всеми естественными правами при сохранении абсолютизма. В этом уже заключалось противоречие, которое и проявилось в по­ли­ти­ке Екатерины II. С од­ной стороны, она проводила либеральные реформы, с дру­гой – снижала их эффект усилением са­мо­дер­жав­но-кре­постни­чес­кой власти.

В со­от­ветствие со своими представлениями о ро­ли абсолютизма в Рос­сии Екатерина II в те­че­ние всего своего правления охраняла и укрепляла личную власть. Сразу же после переворота она ускорила коронацию, чтобы узаконить свое восшествие на престол. Затем она избавилась от претендентов, оспаривавших ее права на верховную власть, включая Ивана Антоновича и княжну Тараканову, выдававшую себя за дочь Елизаветы. Екатерина II удалила из столицы и отстранила от государственных дел и сына Павла, зная, что многие считали его более законным наследником престола. Наконец, она жестоко расправилась с Е. Пу­га­че­вым, движение которого подпитывалось идеей возвращения на престол законного монарха Петра III. Этими мерами Екатерина II показала, что любое посягательство на ее личную власть, от кого бы оно ни исходило – от знати или черни, будет жестоко подавлено. С целью усиления власти монарха Екатерина II ограничила роль Сената, разделила его на департаменты, часть из которых разместила в Москве, а часть – в Пе­тер­бур­ге, и наделила его только су­деб­но-над­зи­ра­тельны­ми полномочиями. Одновременно она отказала советнику Н. И. Па­ни­ну, предложившему создать при царице Императорский совет. Екатерина II увидела в этом проекте ущемление своих монархических прав, отказалась внедрять его в жизнь, и новая попытка аристократии демократизировать политическую власть не удалась. При Екатерине II утратили свое значение коллегии. Часть из них была упразднена, а ос­тав­ши­еся перестроены и поставлены под контроль императрицы. В ре­зульта­те Екатерина II сосредоточила в сво­их руках всю полноту законодательной, судебной и исполнительной власти.

Другой стороной ее внутренней политики стали либеральные преобразования, охватившие фактически все сферы жизни российского общества. На Западе основным инструментом преобразований были законы. В Рос­сии последний свод законов был принят в 1649 г. и ко времени воцарения Екатерины II уже устарел. Императрица решила упорядочить российское законодательство, для чего распорядилась созвать Уложенную комиссию. Предполагалось, что комиссия станет сос­лов­но-предста­ви­тельным органом, опираясь на который можно проводить реформы. Чтобы облегчить работу комиссии по составлению нового свода законов, Екатерина II написала знаменитую инструкцию «Наказ», состоящую из 20 глав и 546 ста­тей. В ос­но­ву этого документа легли идеи западноевропейских просветителей. 106 ста­тей были заимствованы из книги юриста Ч. Бек­ка­риа «О прес­туп­ле­ни­ях и наказаниях» и 245 – из книги Ш. Мон­тескье «О ду­хе законов». «Наказ» свидетельствовал об искреннем желании императрицы избавить страну от наиболее варварских обычаев и законов, продвинуть ее по пути прогресса. По сути, это была программа действий по просвещению народа, предоставлению каждому человеку, включая крепостных, личных прав и свобод, установлению равенства всех перед законом и верховенства законов в об­ществе, признанию всех существующих религиозных верований и т. д. «Наказ» был настолько революционен, что его запретили во Франции, а в Рос­сии под давлением советников Екатерина II трижды его переделывала. Первый раз он вышел в свет в 1767 г., а за­тем переиздавался еще 7 раз.

Работа Уложенной комиссии, начавшаяся в 1767 г., показала утопизм идеи преобразования страны на основах общественного договора и естественного права человека на свободу. Общественное сознание России не было готово к но­вой системе общественных отношений. Поведение депутатов от всех сословий было направлено на удовлетворение только своих корпоративных интересов, включая всеобщее желание иметь крепостных. Екатерина II, осознав, что согласия не достигнуть, в кон­це 1768 г. распустила комиссию, не решив задачу создания нового законодательства. Попытка Екатерины II осуществить преобразования совместно с предста­ви­те­ля­ми различных социальных групп оказалась бесплодной. Однако императрица использовала идеи и материалы работы комиссии в своей реформаторской деятельности.

Екатерина II учредила новое административное устройство и создала более совершенную систему местного управления. Вместо прежнего не совсем удобного трехчленного административного деления страны на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды с оп­ре­де­лен­ным числом жителей в каж­дом из них. Укрепилась и стала более четкой система управления этими территориями. В гу­бер­ни­ях административная власть находилась в ру­ках губернского правления в сос­та­ве губернатора[372], ви­це-гу­бер­на­то­ра и двух губернских советников. В го­ро­дах вместо воевод появились городничие. Уездом стал управлять ка­пи­тан-исправ­ник, избираемый из местного дворянства. Движением вперед было решение Екатерины II дополнить чиновничью власть на местах властью органов сословного самоуправления в ли­це дворянских собраний, городских дум и собраний. Екатерина II также сделала крупный шаг на пути к раз­де­ле­нию ветвей власти. При ней судебная власть была отделена от административной. Каждое сословие получило свой суд: дворяне в гу­бер­ни­ях – верхний земский суд, в уез­дах – уездный суд; горожане в гу­бернских городах – губернский магистрат, в не­гу­бернских городах – городской магистрат; государственные крестьяне в гу­бер­ни­ях – верхнюю расправу, в уез­дах – нижнюю расправу. Во всех этих судах заседали выборные от своих сословий. Кроме того, существовал мировой суд (суд совести), призванный выполнять примирительные функции, имевший право контролировать аресты и освобождать заключенных.

Противоречивость политики просвещенного абсолютизма наиболее рельефно проявилась в от­но­ше­нии Екатерины II к сос­ло­ви­ям. Она хотела, чтобы в Рос­сии, как и в За­пад­ной Европе, существовало третье сословие из тор­го­во-ре­мес­лен­но­го населения городов. В 1785 г. императрица обнародовала Жалованную грамоту городам, разделила горожан на 6 раз­ря­дов[373] и дала льготы тем, кто занимался торговлей и предпринимательской деятельностью. Горожане, как уже отмечалось, получили свое управление и суд. Однако попытка сформировать буржуазное сословие до конца императрице не удалась. К это­му времени дворянство окрепло настолько, что не позволило Екатерине II повысить роль городского сословия. В не­ма­лой степени этому способствовала и сама Екатерина II. В том же 1785 г. она подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». По сути, это был юридически оформленный свод дворянских привилегий. В нем подтверждалось монопольное право дворян на владение крестьянами, недрами, землями, на торговлю и предпринимательскую деятельность, на сословное самоуправление и суд. Дворян освободили от обязательной государственной службы, налогов, телесных наказаний, наложили запрет на конфискацию их имущества. Отныне дворянское звание передавалось по наследству и лишить дворянина этого звания мог только суд. Не случайно время Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства. Была подведена черта под длительной борьбой дворян за свои привилегии. К кон­цу XVIII в. на законной основе одно из сословий освободилось из‑под опеки государства. Положительным результатом этого явления было и то, что расширились возможности для интеллектуального труда, появился слой образованных людей из среды дворянства, перешедших в оп­по­зи­цию самодержавию и крепостничеству.

Неоднозначной была политика Екатерины II по отношению к крестьянству. Превращение дворянства в гос­подству­ющее сословие еще более усилило крепостное право в Рос­сии. Законодательство Екатерины II предоставило помещикам право ссылать крестьян на каторгу в Си­бирь, отдавать их в сол­да­ты, покупать, продавать и дарить, разделять семьи, т. е. рас­по­ря­жаться ими как своей собственностью. Любая жалоба крестьянина на помещика приравнивалась к на­ве­ту и жестоко наказывалась. Но Екатерина II не была слепой сторонницей крепостного права. Она первая из российских монархов поставила вопрос о це­ле­со­об­раз­нос­ти и вреде крепостного права. Императрица, кроме того, предприняла ряд мер по его ограничению. Она запретила свободным гражданам вступать в кре­постную зависимость. При образовании из сел новых городов государство выкупало крестьян и превращало их в сво­бод­ных горожан. После секуляризации церковных земель все ранее работавшие на них крестьяне были переведены в раз­ряд государственных. Екатерина II планировала превратить детей крепостных в сво­бод­ных, запрещала торговать крестьянами во время рекрутских наборов, рекомендовала помещикам разрешать им заниматься экономической деятельностью. При Екатерине II стали наиболее заметны процессы капитализации экономики во всех ее отраслях. В про­мыш­лен­нос­ти наряду с го­су­дарствен­ны­ми формами развивается частное предпринимательство, особенно купеческое, а пос­ле 1775 г. и крестьянское[374]. Постепенно, в ос­нов­ном за счет крестьян-от­ход­ни­ков, складывается и расширяется рынок вольнонаемного труда. Это ведет к сни­же­нию удельного веса мануфактур, основанных на принудительном труде, и к раз­ви­тию тех отраслей, в ко­то­рых преобладает вольнонаемная рабочая сила. Наиболее динамичной в этом отношении оказалась хлопчатобумажная промышленность. Однако ведущей отраслью в стра­не по‑прежнему оставалась металлургия, по выплавке чугуна Россия вышла на первое место в Ев­ро­пе. А в це­лом число промышленных предприятий в 60–90‑е гг. XVIII в. выросло с 600 до 2 294.

Подъем сельского хозяйства в ука­зан­ный период в ос­нов­ном шел на феодальной основе, за счет распашки новых земель Причерноморья, Поволжья, Урала и Сибири. Но появляются приметы разложения натурального хозяйства и втягивания деревни в ры­ноч­ные отношения. Во второй половине XVIII в. хлеб становится товаром, а его потребителями выступают горожане, население промысловых сел, армия. В 1762 г. разрешается свободный вывоз хлеба за границу, что превращает этот товар в важ­нейшую статью экспорта. На рынок выходит и помещичье, и крестьянское хозяйство. Возрастание интереса дворян к по­вы­ше­нию доходов своего имения приводит к рас­ши­ре­нию барской запашки, к сок­ра­ще­нию, а не­ред­ко и к ис­чез­но­ве­нию крестьянских наделов. Наконец, в час­ти помещичьих хозяйств шире используется новая агротехника.

В го­ды правления Екатерины II продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Этому способствовало провозглашение в 1762 г. свободы торговли и учреждение Коммерческого банка для предоставления кредитов купечеству. Формой реализации товаров по‑прежнему были ярмарки. Но меняется характер ярмарок: из транзитных пунктов они превращаются в эко­но­ми­чес­кие центры регионов. Развитие внешней торговли выразилось в рос­те объема внешнеторгового оборота. В го­ды правления Екатерины II он поднялся с 21,3 до 109,1 млн р.[375] Благодаря политике меркантилизма в сфе­ре торговли неизменно сохранялся благоприятный торговый баланс, вывоз из России превышал ввоз, поощрялась продажа изделий, а не сырья. Подъем экономики обеспечивал рост финансовых доходов. В 1763 г. государственный бюджет составлял 18,5 млн р., а в 1796 г. – уже 73,1 млн р.[376]

Вместе с тем фе­одально-кре­постни­чес­кий характер государства сдерживал поступательное развитие экономики. Промышленность была основана на труде крепостных, частное предпринимательство не достигло нужного размаха, рынок наемной рабочей силы по‑прежнему был крайне узок, преобладание ярмарочной торговли было показателем неразвитости то­вар­но-де­неж­ных отношений. Капиталистические ростки только еще появились и не завоевали прочных позиций в эко­но­ми­ке.

Эпоха Екатерины II – это время расцвета русской культуры. В го­ды ее правления наблюдается очевидный прогресс в сфе­ре просвещения. Воспитанная на идеях европейского Просвещения, Екатерина II всег­да считала своим важнейшим долгом покончить с не­ве­жеством подданных[377]. Когда она заняла престол, расходы на образование в стра­не составляли 0,15% бюджета, к кон­цу же ее правления они выросли до 1,28%[378]. В ос­но­ву системы образования были положены идеи просветителей и опыт передовой европейской школы. Наиболее последовательным их проводником был талантливый педагог И. И. Бец­кий. По его инициативе была создана система двух- и четырехклассных народных училищ, по сословному признаку основана сеть учебных заведений закрытого типа, где организовывалось и обучение, и воспитание[379]. Для подготовки специалистов были открыты Медицинская академия, Горное училище, Землемерная школа и т. д. Всего в кон­це XVIII в. действовало 550 учеб­ных заведений, в ко­то­рых обучалось 60–70 тыс. человек[380]. В це­лом система образования охватила более широкий, чем прежде, круг молодых людей, хотя преимущественно образование получали выходцы из господствующего сословия.

Русская наука в 60–90‑е гг. XVIII в. во многих областях достигает общеевропейского уровня. Научные исследования ведутся в рам­ках Петербургской академии наук, Московского государственного университета и Вольного экономического общества, созданного Екатериной II. Ученые первых двух учреждений огромное внимание уделяли развитию естествознания и изучению природных богатств страны. Экспе­ди­ции И. И. Ле­пе­хи­на, В. Ф. Зу­ева, П. Пал­ла­са собрали огромный материал по географии, геологии, ботанике, зоологии, этнографии. Вольное экономическое общество занималось проблемами сельского хозяйства, совершенствования агротехники, обработки сырья. Основателем русской агрономии стал А. Т. Бо­ло­тов. Значительных достижений добились русские техники. И. И. Пол­зу­нов на Урале в 1766 г. изобрел паровую машину, И. П. Ку­ли­бин создал оптический телеграф, лифт, механическую коляску, разработал проект од­но-ароч­но­го моста через Неву. Развивается и об­ществен­но-по­ли­ти­чес­кая мысль. В центре политических дискуссий, в ко­то­рых участвовала и Екатерина II, были вопросы о на­ибо­лее эффективных формах власти в России[381], о це­ле­со­об­раз­нос­ти существования крепостного права, о по­лез­нос­ти законов и свободе личности. В ис­то­ри­чес­кой науке следует отметить выход трудов М. М. Щер­ба­то­ва, И. Н. Бол­ти­на, Н. И. Но­ви­ко­ва.

Больших успехов достигла русская литература, сменившая в этот период несколько стилей. В 1750–80‑е гг. ведущим стилем был классицизм, ярким представителем которого стал Г. Р. Дер­жа­вин. В пос­лед­ней трети XVIII в. начинает складываться реализм, основателем которого считается Д. И. Фон­ви­зин, написавший бессмертные комедии «Недоросль» и «Бригадир». В пос­лед­нее десятилетие развивается сентиментализм, связанный с твор­чеством Н. М. Ка­рам­зи­на, известного по произведениям «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь», «Письма русского путешественника». В эти годы наблюдается массовый приток иностранной литературы в Рос­сию. Сама Екатерина II вы­пи­сы­ва­ла из‑за рубежа целые библиотеки, включая труды Вольтера, Руссо, Аламбера. В 1795 г. была открыта первая публичная библиотека.

Екатерина II считала себя покровительницей муз и всячески содействовала развитию различных искусств. Под патронаж государства было взято театральное дело, создана специальная театральная дирекция во главе с И. П. Ела­ги­ным, определен театральный штат и оклады актеров. Параллельно развивались крепостные театры, действовали театральные труппы при Московском университете и воспитательных домах. Высокой степени совершенства достигла русская живопись. Основным ее жанром было портретное искусство. На портретах изображали правителей, государственных деятелей, фаворитов, полководцев, писателей, жен и дочерей известных людей. Знаменитыми портретистами были Ф. С. Ро­ко­тов, Д. Г. Ле­виц­кий, В. Л. Бо­ро­ви­ковский. Во второй половине XVIII в. осуществляются грандиозные архитектурные проекты. Идет застройка Петербурга, возводятся новые города Одесса, Севастополь, Николаев, в ко­то­рых появляются общественные здания, дворцы, церкви. В это время были построены императорские дворцы в Гат­чи­не, Павловске, Царском селе. Вокруг Москвы раскинулись усадьбы аристократов: Кусково, Останкино, Архангельское. В стро­ительстве принимали участие талантливые зодчие, вышедшие из простого народа. Сын сельского дьячка В. И. Ба­же­нов создал дом Пашкова в Москве, здание Арсенала в Пе­тер­бур­ге, ансамбли дворцов в Ца­ри­цы­но. Сын московского подьячего М. Ф. Ка­за­ков спроектировал здания Московского университета, Сената, Колонный зал Дворянского собрания, Петродворец. Русская скульптура этого периода представлена творчеством Ф. И. Шу­би­на, М. И. Коз­ловско­го, Э. Фалько­не. Таким образом, при Екатерине II русская культура продолжает усваивать лучшие достижения европейской культуры, но одновременно в ней появляются ростки национальной культуры, полный расцвет которой произойдет в XIX в.

Главными достижениями внешней политики эпохи Екатерины II стали две выигранные Россией русско-ту­рец­кие войны и три раздела Польши между Австрией, Польшей и Россией[382]. В ре­зульта­те страна превратилась в ав­то­ри­тет­нейшую мировую державу, диктовавшую свою волю другим государствам.

Все вышеизложенное, несомненно, свидетельствует об успехах отдельных направлений политики просвещенного абсолютизма Екатерины II, что позволило стране продвинуться вперед по пути прогресса. Но полностью осуществить данную политику императрице не удалось. Это объяснялось слабостью позиций либерализма, отсутствием в стра­не третьего сословия и поддержки со стороны широких масс, инерцией традиционного общества, сопротивлением дворянства и нередко нежеланием самой Екатерины II идти до конца.

Екатерина II умерла в 1796 г. в воз­рас­те 68 лет. Ее место занял сын Павел I. Многие исследователи, например А. Пред­те­ченский и Н. Эй­дель­ман, рассматривали режим нового царя как «непросвещенный абсолютизм». Другие полагали, что в ус­ло­ви­ях тех лет сильная, пусть и противоречивая, власть Павла I была во многом благом для России.

Новый монарх был сложной личностью, что обусловливалось рядом обстоятельств. В детстве он был жизнерадостным ребенком, имел острый ум, развитое воображение, легко учился. Однако по мере взросления Павла I и осознания им своего положения при дворе его характер стал меняться. В ос­но­ве этой эволюции лежали отношения с ма­терью. Екатерина II ви­де­ла в сы­не претендента на престол, оспаривающего ее права, и в те­че­ние всей своей жизни отдаляла его от себя. Павел I рано почувствовал холодность, отсутствие внимания и неприязнь матери. Она отстранила его от государственных дел, не предоставила ему место в со­от­ветствии с ран­гом ни в Се­на­те, ни в дру­гих органах власти, отправила в Гат­чи­ну, где он находился в изо­ля­ции от двора. Екатерина II вме­ши­ва­лась и в лич­ную жизнь сына, подбирая ему по своему усмотрению жен и отнимая рождавшихся сыновей, чтобы самой заниматься их воспитанием[383]. Наконец, она составила завещание о пе­ре­да­че престола внуку Александру, лишив этого права Павла[384]. Безусловно, все это отразилось на характере Павла, превратив его в мни­тельно­го, подозрительного, раздражительного и язвительного человека. Вместе с тем современники отмечали, что он был отходчив, умел признавать ошибки, заботился о под­чи­нен­ных, имел доброе сердце, стремился быть справедливым, честным, любил дисциплину и порядок. Иными словами, в 1796 г. страну возглавил порядочный, но со сложным характером, не имевший опыта управления и навыков поведения в све­те человек.

Дореволюционные историки, говоря о мо­ти­вах деятельности Павла I, в ка­честве главного из них выделяли желание противопоставить себя ненавистной ему матери. В ра­бо­тах советских ученых личные мотивы вообще отвергались. Утверждалось, что Павел I действовал в со­от­ветствии с объек­тив­ны­ми со­ци­ально-эко­но­ми­чес­ки­ми обстоятельствами, проводил дворянскую политику, а его «контрреформы» касались второстепенных моментов. В действи­тельнос­ти политика Павла I была сложной и противоречивой, обусловленной целым комплексом субъективных и объективных факторов. Несомненно, его неприязненные отношения с Ека­те­ри­ной II отразились на содержании проводимой им политики. Но нельзя забывать, что у Пав­ла I было свое виденье пути дальнейшего развития России, нашедшее отражение в прог­рам­ме, которую он составил, еще будучи наследником[385], и частично пытался реализовать, став императором.

Придя к влас­ти, Павел I прежде всего отменил указ Петра I о прес­то­ло­нас­ле­дии (1721), справедливо полагая, что он ударил по престижу царской власти и нанес вред российскому престолу. По новому закону от 5 ап­ре­ля 1797 г. престол мог передаваться только лицам из царствующего дома и только по мужской линии[386]. Затем Павел I стал быстро изменять политику своей предшественницы, упраздняя порядки, введенные Екатериной II.

Принципиально другой стала сословная политика нового царя. Он, как и Петр I, считал, что все сословия, включая и дворян, должны служить государю. Поэтому император сделал попытку вновь превратить дворянство в слу­жи­лое, зависимое от царя сословие. Он отменил действие «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», запретил дворянские собрания и депутации дворян к ца­рю, обложил их денежным сбором для содержания государственной службы, ввел телесные наказания, до мелочей зарегламентировал быт дворян, запретив носить фраки и круглые шляпы, устраивать ночные балы и обязав носить немецкие камзолы, треуголки, башмаки и парики.

Повысились требования к дво­ря­нам, занятым на государственной службе. К кон­цу царствования Екатерины II среди чиновничества процветали коррупция и безнаказанность, просматривалось явное пренебрежение к сво­им обязанностям. Сенаторы, например, много лет могли не появляться в Се­на­те. Павел I обязал служащих начинать работу в 5 ча­сов утра и заканчивать поздно вечером, ввел суровую систему наказаний за взятки и лихоимство, установил специальный ящик для жалоб на работу высших чиновников, лично рассматривал их и печатал ответы в га­зе­тах. Таким образом было раскрыто много преступлений, и виновные в них наказывались независимо от личных заслуг и знатности происхождения. В сис­те­ме управления стал наводиться порядок.

Если дворянские свободы урезались, то политика императора по отношению к крестьянам стала более мягкой. Крестьянам было разрешено присутствовать на коронации царя, что демонстрировало признание их полноправными подданными государства, а не рабами. Были предприняты шаги по улучшению экономического положения крестьян. С них сняли недоимки по подушной подати, казенным крестьянам выделили дополнительные земельные наделы от 8 до 15 де­ся­тин. Павел I был одним из первых монархов, ограничивших власть помещиков над крепостными. Помещикам запретили заставлять крестьян работать на барской запашке по воскресеньям, рекомендовали ограничить барщину тремя днями в не­де­лю, не разрешили продавать крестьян без земли, а дво­ро­вых и безземельных – с мо­лот­ка. Но эти меры нельзя преувеличивать. Павел I был убежденным сторонником крепостного права и даже запретил обсуждать эту проблему. При нем крепостное право распространилось на область Войска Донского и Новороссию, было роздано в частные руки 600 тыс. душ, а чис­лен­ность крепостных увеличилась на 500 тыс. человек. С этих позиций политика Павла I носила консервативный и даже реакционный характер.

Павел I имел свой взгляд на предназначение русской армии. Он оказался единственным императором в ди­нас­тии Романовых, не поддержавшим имперскую доктрину на внешнеполитической арене. Новый царь был сторонником мирных отношений между государствами, видя в них гарантию стабильности Российской империи. Павел считал, что армия должна готовиться не к нас­ту­па­тельным, а к обо­ро­ни­тельным войнам. К на­ча­лу царствования Павла I русская армия переживала кризис, до 70% офицеров только числилось на бумаге, гвардия из воинов превратилась в ца­ред­вор­цев. Новый император видел выход из положения в стро­гой регламентации военной жизни от обмундирования до строевых занятий. В этом ключе были приняты новые уставы о морской, пехотной и конной службе. Регулярно стали проводиться строевые занятия, разводы, вахт-па­ра­ды, за которыми следил сам Павел I. Была повышена ответственность офицерского состава за состояние армии и гвардии. Император отменил практику записи в гвар­дию с рож­де­ния, ввел строгие правила продвижения по службе, запретил длительные отпуска, повысил персональную ответственность офицера за выучку своего подразделения[387]. Одновременно было несколько облегчено положение рядового состава. Армия была сокращена, часть солдат уволена в за­пас, а со­дер­жа­ние оставшихся улучшено. Павел I следил за выполнением своих указов, проверял условия быта солдат. В ито­ге армия стала более дисциплинированной, организованной и боеспособной[388].

Мирную позицию Павла I на международной арене продемонстрировал выход России из антифранцузской коалиции и заключение договора с Фран­цией. Это было сделано, несмотря на недовольство Англии и проанглийски настроенных кругов в Рос­сии. Данным дипломатическим актом была проявлена также лояльность к революции во Франции.

В эко­но­ми­чес­кой области Павел I только приступил к ре­фор­мам. Для стабилизации финансовой обстановки из обращения изъяли часть ассигнаций, установили постоянный вес серебряного рубля, восстановили свободный таможенный тариф. При Павле I были открыты новые водные каналы, установлено porto franco (свободная экономическая зона) в Кры­му.

Вместе с тем, несмотря на желание Павла I добиться благополучия России и наличие личных качеств для решения этой задачи, он не смог удержаться на престоле. Политика Павла I в це­лом не соответствовала интересам дворянства. Колесо истории превратило его в гос­подству­ющее сословие, успевшее к кон­цу века консолидироваться, и всякая попытка лишить дворян привилегий была тогда обречена на поражение. Одна из причин неудач видится в том, что император пытался реализовать свою программу с по­мощью консервативных, порой реакционных методов, путем давления сверху, приближая к се­бе исполнительных, но не имевших своего мнения людей и отталкивая самостоятельных, с твор­чес­кой инициативой, прогрессивно настроенных лиц. В ре­зульта­те против императора объединились и те, кого лишили привилегий, и те, кто прогрессивно мыслил. Все начинания Павла I стали выдавать за бредни душевнобольного человека. Екатерининские вельможи во главе с Пав­лом Зубовым и графом Паленом подготовили заговор, в ре­зульта­те которого 11 мар­та 1801 г. император был убит. Убийство Павла I ознаменовало политический кризис монархии, так и не сумевшей в XVIII в. до конца приспособиться к но­вым условиям.

Итак, XVIII в. был важным этапом в ис­то­рии России. Встав на путь европеизации в на­ча­ле века, страна добилась к кон­цу столетия впечатляющих успехов. Оформился и окреп российский абсолютизм. Династия Романовых создала новую, более эффективную государственную машину, добилась роста экономического потенциала и увеличения численности населения, построила одни из лучших по тем временам армию и флот, расширила территориальные рамки страны[389], способствовала небывалому расцвету русской культуры, обеспечила превращение России в им­пе­рию, имеющую большой международный вес.

Однако рывок был сделан в ос­нов­ном на фе­одально-кре­постни­чес­кой основе. Ростки буржуазных отношений только появились, полностью преодолеть отставание от западноевропейских государств не удалось. Поэтому в на­ча­ле XIX в. Россия встала перед необходимостью более глубокой модернизации.

XVIII в.

 


[1] Автохтонность происхождения восточных славян отстаивал советский историк Б.Рыбаков.

[2] Восточно-Европейская равнина простиралась от Белого до Черного морей, от р. Днестр до Уральских гор.

[3] Родоначальниками миграционного подхода был автор «Повести временных лет» Нестор. Он считал, что расселение восточных славян началось с Дуная, который был их прародиной. Это мнение разделяли С.Соловьев, В.Ключевский и др.

[4] Впервые она была зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее была поддержана учеными, в том числе А.Соболевским. Согласно этим представлениям предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль черноморского побережья на «север» и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы».

[5] Этой точки зрения придерживался А.Шахматов, по мнению которого первой прародиной славян, известных под именем венедов, был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике.

[6] Арктическую или полярную теорию выдвинули сегодня В.Демин и Н.Гусева. Они считают, что в далекие времена на Севере России существовала высокоразвитая цивилизация, которая стала прародиной не только ариев, славян, но и всех народов Земли.

[7] Из Скандинавии через Черное море в Византию.

[8] Из Скандинавии к Хазарии и Азовскому морю

[9] Из Скандинавии к Волжской Булгарии и Каспийскому морю.

[10] Вернадский Г. Начертание русской истории. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000, с.25.

[11] При этом он ссылался на летописца Нестора, который говорил, что в большинстве своем славяне «живяху звериньским образом».

[12] Платонов С. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть I. М.: Владос, 1994, с.65.

[13] Древнегерманский писатель Иордан утверждал, что у восточных славян не было в древности городов. В свою очередь скандинавские саги называют Древнюю Русь «Гардарикой», т.е. страной городов. Самыми древними городами считали Киев у полян, Чернигов у северян, Любеч у радимичей, Смоленск, Полоцк, Минск у кривичей, Новгород у ильменских словен. Всего по подсчетам историков в IX в. у восточных славян было не менее 24 крупных городов-крепостей.

[14] Община называлась на юге «вервью», на севере «миром».

[15] По свидетельству ПВЛ племенными центрами были Изборск, Белоозеро, Смоленск, Полоцк, Ладога, Киев, Муром, Ростов.

[16] Заключительным этапом объединительных процессов на Восточно-Европейской равнине стало создание на основе вышеупомянутых союзов единого Древнерусского государства в 822г.

[17] Тотемизм.

[18] Вера в русалок - божество вод, водяных - духов рек, леших - духов лесов, полевиков, вампиров.

[19] Почитание давно умерших предков, покровителей потомства и очага, которых называли чурами, щурами, пращурами, домовыми (духами жилья).

[20] Почитание сверхъестественных различных существ, за каждым из которых «закреплялась» определенная сфера мироздания. Появились божества плодородия Род и Рожаница. Род был верховным богом вселенной.

[21] В VIII - VII вв. до н.э. - скифы, в конце I в. н.э.- сарматы, с середины IV в. н.э. - гунны, с VI в. - авары, с VII в. н.э. - черные болгары, с VIII в. - хазары, с IX - печенеги, со второй половины XII - половцы, в XIII в. - монголо-татары.

[22] На западе - эсты (чудь), водь, ижора, лопари, емь (карелы), финны; на севере - югра, остяки, вогулы; в районе Белоозера - весь; в Волго-Окском бассейне - мещера, мурома, меря, черемисы, мордва; в пермском краю - вотяки, зыряне, пермяки (коми).

[23] Литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и др.

[24] Это были немецкие ученые, работавшие в Российской Академии наук в XVIIIв. во времена Елизаветы Петровны.

[25] Историки по-разному относятся к рассказу летописца о призвании варягов на Русь. С.Юшков вообще отрицал реальность этого факта в нашей истории. Б.Греков, Б.Рыбаков видели в ней некоторые отголоски действительных событий. Современные ученые считают сюжет «о призвании варягов» вполне правдоподобным. Дискуссионным является вопрос о том, кого считать варягами. Одни видят в них скандинавов, другие - германцев, третьи - славян из прибалтийской ветви, родственной новгородским славянам.

[26] К экономическому фактору возникновения государства у восточных славян следует отнести углубляющее разделение труда, развития земледелия, ремесла, торговли рост производительности труда, возникновение имущественного расслоения и социального неравенства. Сторонники марксизма считали экономический фактор основным при формировании государственности у этносов. Современные ученые признают влияние экономики на становление государства, но считают, что оно не было ни прямым, ни определяющим. А. Головатенко, например, считает, что «государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны… На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война» и только позднее она берет на себя обязательство защиты имущественных интересов привилегированных слоев общества. См.: История России: спорные проблемы, с.13,14.

[27] Сегодня историки при решении проблемы о предпосылках объединения восточных славян в государство на первый план ставят именно внешние факторы и особенно отношениям славян с Хазарией.

[28] Ключевым здесь является понятие «наряд», которое по-разному трактуется историками. Одни историки рассматривают его как «порядок» и считают, что варяжские князья нужны были для примирения враждующих славянских племен. Другие понимают это слово, как «ряд», «договор», «распоряжение», утверждая, что цель приглашения - создать в славянских землях надплеменную управленческую структуру. В.Ключевский полагал, что славяне рассматривали варягов как наемную военную силу. Многие историки вообще не признают версию летописца о добровольном призвании и мирном пришествии варягов в земли славян. Они считают, что это было насильственное вторжение, с которым вели борьбу и славянские и финские племена. В результате варяжское нашествие закончилось не завоеванием славянской территории, а растворением варягов среди местного населения.

[29] Рюрик правил с 862 по 879 гг. (в том числе с 864г. после смерти братьев и в их землях).

[30] Приверженцы крайнего антинорманнизма отрицают историчность Рюрика. Другие считают вымышленными фигуры Синеуса и Трувор, утверждают, что выражение «…сине хус трувор» в переводе с древнешведского означает «…с домом и дружиной», а не имена собственные.

[31] Среди ученых нет единства и по вопросу о происхождении названия «Русь», однако уже доказано, что это термин не славянского происхождения. Первоначально «Русь»- это варяжское племя, из которого вышли первые князья. Затем это слово получило сословное значение - высший класс, княжеская дружина из варягов. Позднее «Русь» стала означать географическое название. Впервые выражение «Русская земля» появилось в договоре Игоря с Византией 945г. применительно к Киевской области. В XI - XII вв. «Русью» стали называть всю территорию, подвластную русским князьям со всем христианским славянским населением, т.е. термин приобрел политическое значение.

[32] По одним сведениям Олег был родственником, по другим - соратником Рюрика. После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре, Олег несколько лет правил в Новгороде.

[33] В том числе: словен, кривичей, вятичей, северян, древлян, радимичей, полян, хорватов, дулебов, тиверцев и т.д.

[34] Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил киевских правителей Аскольда и Дира на встречу, на которой их избили дружинники Олега.

[35] Киев имел благоприятный климат, был своеобразными воротами, открывавшими путь из Руси на Византию, являлся удобным форпостом для наблюдения за передвижениями кочевников-азиатов. Все вышеназванное обусловило выбор Олегом Киева в качестве столицы созданного государства.

[36] В литературе нет единого мнения о том, как называть платежи в пользу князя и дружины. И.Я.Фроянов считает, что несвободное население платило принудительную «дань». Свободные люди данью не облагались, а делали добровольные приношения - «полюдье». При этом ученый говорит, что полюдье находилось не в статике, а в динамике, постоянно изменялось. При родоплеменном строе, оно выступало как вознаграждение князю и дружине за исполнение ими общественнополезных (в основном военных) функций, а позднее приобретало значение налога - социальной платы за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего порядка и внешнего мира. Историк Б.Рыбаков отождествлял эти два понятия, считая «полюдье» способом сбора «дани», а данью называл любые платежи с подвластных племен.

[37] По договору 907г. торговля с Византией приобрела постоянный, регулярный характер. При этом русские купцы получали ряд льгот: право беспошлинной торговли; возможность до полугода находится в Византии и торговать, получать помесячное содержание в виде продуктов питания; пользоваться бесплатно византийскими банями и т.д. Договор 911г. состоял из 13 статей и углублял отношения Руси и Византии по экономическим, юридическим и военным вопросам. Договоры позволяют выявить еще ряд важных моментов в развитии Руси того времени. Тот факт, что соглашения составлялись на греческом и древнерусском языках, свидетельствует о существовании письменности на Руси в дохристианский период. Ссылки в договорах на «закон русский» позволяют сделать вывод о том, что в правлении Олега уже действовал свод статьи, которого применялись для составления международных соглашений.

[38] Несколько раз от Киева отходили вятичи и древляне. После упорной 3-х летней борьбы Игорем были присоединены, уличи. Сепаратизм племенных союзов сохранялся вплоть до XI в..

[39] В советской литературе восстание древлян 945г. считали первым народным выступлением в Киевской Руси. Но в чистом виде оно народным не было. Его возглавлял древлянский князь Мал и его дружина.

[40] Согласно византийским источникам древляне привязали Игоря к двум склоненным деревьям, которые после того как их отпустили, разорвали князя на части.

[41] По преданию Ольга сначала истребила древлянских послов, часть из которых сожгла в бане, а часть закопала живьем в землю. Затем она предприняла поход на столицу древлян - Искоростень, овладела им, покарала его жителей. Древлянская земля вновь вошла в Киевскую Русь.

[42] Ольга осознавала силу язычества на Руси. Поэтому она по примеру многих европейских правителей (английского, шведского, норвежского) выбрала к христианству осторожный путь, решила сначала креститься сама и этим подать пример другим.

[43] Возможно, что крещение состоялось и раньше, накануне поездки в Византию. По иностранным источникам это произошло в 944г. при императоре Романе I.

[44] Летопись описывает его как храброго и сурового воина, талантливого полководца, который «идя в поход возов за собой не возил, мясо не варил, а пек; шатра не имел, спал на конском потнике, подложив седло под голову». Решив начать войну, он направлял народу послание «Иду на Вы».

[45] Византия, чтобы ослабить и покорить Болгарию, подтолкнула к войнам с ней Святослава в 967 и 970 гг. Когда же Святослав одержал победу над Болгарией и решил там остаться, Византия в 971г. навязала Руси тяжелую войну, вынудила ее пойти на заключение мира.

[46] После смерти Святослава разразилась первая междоусобная война среди его трех сыновей: Ярополка, Олега, Владимира. Сначала победу одержал Ярополк, а потом Владимир.

[47] В 981г. Владимир отнял у Польши Перемышль и Червенские города, возвратил под власть Киева вятичей, в 983г. подчинил литовское племя ятвегов, в 984г. вновь покорил радимичей. Он вел упорную борьбу с печенегами, укрепив южные границы с помощью застав, и укрепленных линий с крепостями на реках Десна, Осетр, Трубеж и др.

[48] Крещение Руси стало переломным рубежом в истории Древнерусского государства, что обусловливает интерес к этой проблеме и дискуссии в научной среде. Полемичным является вопрос о своевременности появления христианства на Руси. С точки зрения И.Фроянова его введение в X в. было забеганием вперед. По мнению историка, в это время христианство не имело в древнерусском обществе твердой социальной опоры, отвечало интересам только верхушки племени полян, консервировало, а не устраняло родоплеменные порядки, вызывало сопротивление населения и стало официальной господствующей религией только в XIV - XV вв. Вместе с тем большинство историков стоят на позициях объективной закономерности возникновения христианской религии на Руси в X в.

[49] По преданию Владимир отверг ислам, т.к. эта религия запрещала употребление вина, иудаизм не имел своего государства, а католицизм был отвергнут еще его бабкой Ольгой. В православии его очаровала красота храмов, церковной службы и сама вера. В действительности ориентация Владимира на византийское православие было обусловлено давними и прочными связями Руси и Византии, наличием столетнего опыта пробивания православием дороги на Русь. Кроме того, в Византии существовала теория единства церковной и светской власти, при подчинении церкви главе государства, что соответствовало восточнославянской традиции, когда великий князь выступал главой религиозного культа.

[50] Так в Новгороде Великом дядя Владимира I Добрыня при обращении горожан в новую религию применил вооруженную силу.

[51] Языческая символика лежала в основе новогодних гаданий, колядования, ритуала поминания усопших и т.д. Поклонение богам соединялось с культами святых (Купала - Иоанн Креститель, Перун - Илья Пророк, культ Богородицы, Масленица) и т.д.

[52] С введением христианства прекратились убийства жен, рабынь и слуг на похоронах мужей и господ. Известно, что на первых порах киевский князь отказался от применения уголовных наказаний, прощал разбойникам, организовывал регулярные трапезы на княжеском дворе с приглашением голодных людей, раздавал пропитание неимущим.

[53] После смерти Владимира I развернулась вторая междоусобная война среди его 8 (12) сыновей, победу в которой одержал Ярослав.

[54] «Слово…» прославляло вхождение Руси в семью христианских народов.

[55] Храм был возведен в 1036г. в честь победы над печенегами. Он стал Кафедральным Собором, где размещалась резиденция митрополита, хранились государственные документы, рукописные книги, работала школа. В ней был погребен Ярослав Мудрый.

[56] Приемники Ярослава Мудрого продолжили эту работу, дополняя и корректируя «Русскую правду». Во второй половине появилась «Правда Ярославичей» (1072г.), составленная сыновьями Ярослава. После изменений этих двух сводов законов Владимиром Мономахом появилась пространная редакция «Русской правды» (1113г.).

[57] Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля; три его дочери вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии, а внучка была женой германского императора Генриха IV.

[58] Термин «феодализм» использовался в марксистской науке для обозначения длительного периода отечественной истории с возникновения у восточных славян государства и до XIX в. Чтобы объяснить многообразные различия и противоречия в общественных порядках на разных этапах истории России сторонники феодальной концепции ввели термины «раннефеодальное государство», «период феодальной раздробленности», «зрелый феодализм», «поздний феодализм».

[59] До этого земля принадлежала всему народу, объединенному в общины. «Окняжение» означает переход ее к великому князю - главе государства, т.е. земли становятся государственными, а общинники за пользованием ею платят налоги.

[60] Княжеские и церковные земельные владения появляются в конце X в.

[61] Холопы прежде были заняты лишь домашним хозяйством господина. С XI в. бояре стали давать им участки земли для того, чтобы они могли обеспечивать за счет своего хозяйства себя и, одновременно, работать во владениях хозяина.

[62] В том числе «закупов» (не выплативших ссуду-казну феодалу), «рядовичей» (служивших по ряду-договору), «изгоев» (людей, покинувших общину) и др.

[63] При раннефеодальной монархии наряду с княжеской властью сохраняются элементы родоплеменной власти.

[64] По преданию Владимир I говорил, что «богатство, которое лежит мертво (т.е.земля) ничто по сравнению с храброй и сильной дружиной. С нею можно доискаться и больше этого».

[65] В том числе: село Берестово князя Владимира I и Ольжичи княгини Ольги.

[66] Кони нужны были князьям и дружине для военных походов.

[67] О развитии рабства, по мнению этих ученых, свидетельствуют многочисленные статьи о рабах в «Русской правде». Рабство на Руси существовало до XV в. и исчезло после распада Золотой Орды.

[68] Ведущую роль в войнах играл вооруженный народ, организованный по десятичной системе в сотни и тысячи, в народное ополчение. Дружина воспринималась как военный «штаб», влияние которой было существенным, но не решающим.

[69] Некоторые историки называют Киевскую Русь конфедерацией. Историк С.Платонов считает, что она представляла из себя совокупность различных княжений, объединенных династией Рюриковичей, единством религии, языка, самосознания.

[70] Выборы князей, власть аристократии, вечевые собрания, и т.д.

[71] Половцы, вытеснив из южных степей печенегов, в 1061г. подошли к границам Киевской Руси и в течение многих десятилетий вели войны с русскими князьями. В 1220 годах они были завоеваны монголо-татарами

[72] Среди наследников Ярослава Мудрого самыми выдающимися были его внук Владимир Мономах (1113 - 1125) и сын Мономаха Мстислав Великий (1125 - 1132 гг.). При них прекратились междоусобные войны, шла успешная борьба с половцами (только Мономах совершил против них 13 победных походов), началось освоение Северо-Восточной Руси. «Поучение детям» Владимира Мономаха стало кодексом морали для людей этого времени. При этих киевских князьях существовали равноправные отношения с Польшей, Венгрией, Чехией, Византией, Швецией (Мстислав был женат на шведской принцессе). После смерти Мстислава Великого в 1132г. разгорелась очередная смута между князьями и Киевская Русь распалась.

[73] Она простиралась от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

[74] См.: Г.В.Вернадский. Начертание Русской истории - СПб.: Лань, 2000, с.84.

[75] Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т., т.2, с.55.

[76] Располагаясь на торговом пути «из варяг в греки» Новгород устанавливал экономические связи со Швецией, Норвегией, Волжской Булгарией, Хазарией, странами Востока, Византией и т.д. После упадка пути «из варяг в греки» Новгород стал главным центром торговли с Западом. Впоследствии новгородцы торговали и с Золотой Ордой.

[77] Во дворах бояр и крестьян основывались ремесленные мастерские, продукция которых реализовывалась на рынке. Бояре занимались также ростовщичеством. Они использовали свои владения для добычи и поставки на внешние рынки леса, смолы, кож, меда, воска, китового и моржового сала.

[78] Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

[79] Некоторые историки ограничивают число участников собраний 300-400 человек. Другие считают, что самые влиятельные и знатные горожане собирались в центре Новгорода на Ярославском дворе, а остальные на вече концов и улиц. Принцип выборности существовал не только в центре, но и на местах. Территория Новгородской земли делилась на области - пятины, пятины - на волости, волости на погосты. Во всех этих административных единицах действовало вечевое самоуправление.

[80] С 1165 - архиепископ. При этом он был не только главой церкви, но и хранителем государственной казны, городского архива, эталонов веса и длины. Епископ также руководил летописанием, подписывал торговые договоры, замирял вечевые страсти, имел свой полк.

[81] У князя также были представительские функции в отношениях с другими землями.

[82] Это пожизненный орган власти из 300 человек, включавший в себя прежних и действующих высших должностных лиц и готовивший вопросы на вечевые собрания.

[83] Первая берестяная грамота была обнаружена археологами в середине 1950 годов. Сегодня их найдено более 1000.

[84] Среди известных храмов: Георгиевский Собор Юрьева монастыря, церкви Св.Георгия на берегу Волхова и Спаса на Нередице.

[85] В 1240г. в битве на Неве были разбиты шведы, в 1242г. на Чудском озере - немецкие рыцари (Ледовое побоище).

[86] В 1239г. Батый не дойдя 100 верст до Новгорода, развернулся и ушел в свои степи.

[87] В 1252г. Александр Невский был поставлен Золотой Ордой Великим Владимирским князем, помогал хану в переписи русского населения (1257-1259 гг.), сдерживал антиордынские народные выступления на Руси.

[88] Реки Днестр, Прут, Буг, Припять, Сан связывали Юго-Западную Русь с Черным и Балтийским морями и находящимися на них странами. По Дунаю шел торговый путь на Восток.

[89] С Востока Галицко-Волынское княжество граничило с Киевским, заслонявшем его от агрессивных вторжений и принимавшие удары на себя.

[90] Объединитель Галицкого и Волынского княжеств Роман Мстиславович, имея в виду борьбу с боярами, заявлял: «не передавивши пчел, меду не есть».

[91] Речь идет о Венгрии и Польше с аристократией которых, русские бояре постоянно общались.

[92] Великое княжество Литовское возникло в середине XIII в. из северо-западных русских земель. Его основателем был князь Миндовг (к. 1230 - 1263 гг.), объединивший племена ауктоитов, ятвегов, курши и часть Черной Руси. С самого начала Литва складывалась как балто-славянское государство. Она избежала ордынского завоевания и гнета, включила в свой состав ослабевшие русские земли и уже к концу правления Миндовга представляла из себя значительное по размерам государственное образование. Подлинный расцвет государства наступил при Гедемине (1316 -1341 гг.), его сыновьях Ольгерде (1345 - 1377 гг.), Кейстуте (1345 - 1382 гг.), когда к Литве были присоединены Полоцк, Витебск, Минск, Брест, Гродно, Брянск, Киев в 1362г. после битвы при Синей воде), Переяслав, Смоленщина, Галицко-Волынские земли и т.д.

[93] Литовской письменности поначалу не существовало.

[94] Сами Гедеминовичи обрусевали, принимали православие в русском варианте.

[95] С.Платонов отмечал, что литовские князья «собрали под своей властью» всю южную и западную Русь, освободив ее от владычества татар (на сто лет раньше, чем в Северо-Восточной Руси - Н.С.) и дав ей единую сильную власть.

[96] С учетом вышесказанного представляется неверной точка зрения тех, кто сводит политику литовских князей до уровня вражеской экспансии.

[97] Ягайло правил Литвой с 1377 по 1392 гг.

[98] В 1386г. Ягайло женился на наследнице польского престола Ядвиге. Цель брака - объединить военные силы Литвы и Польши с тем, чтобы избавиться от угрозы завоевания со стороны немецких Тевтонского и Ливонского орденов. Ягайло под именем Владислава II правил Польшей до 1434г. Власть в Литве перешла к его двоюродному брату Витову I (1392 - 1430). В 1386, 1413 и 1447 гг. создавались временные объединения Литвы и Польши, что привело к разгрому Тевтонского ордена после битвы при Грюльваде в 1510г. Люблинская уния 1569г. закрепила создание уже постоянного государства.

[99] Московские правители в свою очередь считали своим долгом присоединить «исконно русские» земли и начали войны за них с Литвой. Самые крупные завоевания осуществил Иван III, отняв у Литвы в ходе войн 1492 и 1500 гг. 19 городов и 70 волостей. Последние белорусские и украинские территории отвоевала в ходе трех разделов Польши Екатерина II.

[100] Первоначально до середины XII в. - Ростово-Суздальская земля. Его коренными жителями было балто-язычное и финно-угорское население, с VIII в. началась славянская колонизация, а в XII в. в регион хлынул поток переселенцев с юга под ударами половецких кочевых народов.

[101] Оно появилось только в конце XI - XII вв.

[102] Первыми городами, основанные русскими поселенцами, были Ростов Великий и Суздаль. При Владимире Святославовиче на р. Клязьме был основан город Владимир, при Ярославе Мудром - Ярославль-на-Волге.

[103] Прозвище получил по названию своей резиденции Боголюбово, расположенной рядом с Владимиром.

[104] С этого времени Северо-Восточная Русь стала называться Владимиро-Суздальское княжество.

[105] Выбор Владимира в качестве столицы был обусловлен и тем, что еще при отце до 30 лет Андрей Юрьевич княжил в этом уделе, привык и любил его.

[106] Так, князь отнял у боярина Кучки замок, а затем и казнил его. Это переполнило чашу терпения бояр. Родственники Кучки стали во главе заговора. В него были вовлечены даже жена и слуги князя.

[107] Авторы «Слова о полку Игореве» говорил о могуществе Всеволода: «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».

[108] Так называли совет бояр. Термин «Боярская дума» впервые был введен В.О.Ключевским.

[109] Монголо-татары - это кочевники-скотоводы, обитавшие в степях Центральной Азии южнее Байкала. В конце XII в. монгольские племена были объединены в сильное военизированное государство во главе с Темучином (Чингисханом), начавшим походы на Запад. Первое столкновение русских и монголо-татар произошло в 1223г. в половецких степях на р.Калке и было проиграно объединенными русско-половецкими дружинами. В конце 1230-х годов внук Чингисхана Батый совершил два похода в собственно русские земли. Первый поход 1237-1238 гг. в Владимиро-Суздальскую Русь, где сначала пала Рязань, а затем и другие города, включая Владимир после битвы на р.Сити. Несмотря на героическое сопротивление народа (примером является 49-дневная оборона Кезельска, прозванного Батыем «злой город»), регион остался лежать в руинах. Второй поход был совершен в 1239г. - 1240 гг. на Южную и Юго-Западную Русь, которую постигла та же участь, что и Северо-Восточную (в 1240г. взят Киев).

[110] Это было крупное средневековое государство со столицей в г.Сарой, где проживали половцы, грузины, черкесы, мордва, башкиры, русские, татары, а по вероисповеданию язычники, православные, мусульмане. Здесь были развиты различные отрасли хозяйства, чеканилась своя монета, основано более 100 городов, устанавливались связи с другими странами. Расцвета государство достигло при хане Узбеке (1313 - 1342 гг.).

[111] Историки Г.Губайдуллина и Х.Юнусова отрицают какое-либо влияние Золотой Орды на Русь, считая, что это были два независимых друг от друга государства.

[112] Термин «иго» введен митрополитом Кириллом в 1275г.

[113] В ходе Батыева нашествия только в Северо-Восточной Руси было разорено 18 из 28 городов, множество сел, погибло 2/3 старшей дружины, значительная часть людей была угнана в рабский плен. В огне сражений были разрушены многие храмы, монастыри, замки, а, также сгорели летописи, литературные произведения, иконы. На долгие годы прекратилось каменное строительство, забыто умение изготовлять оконное стекло, посуду из стекла, многоцветную керамику, украшения ювелирных изделий зернью и сканью и т.д. Золотой Орды поставила под контроль русскую экономику. После переписи русского населения с него стали систематически выколачивать значительные материальные средства в виде «ордынского выхода» (15 тыс.серебром в год), поставок зерна (по 2 тонны зерна с деревни ежегодно), шкур ценных зверей (соболя, бобра, черной лисицы, медведя по одной на каждого жителя), меда, воска. Взимались, кроме того, дополнительные поборы («запросы») и подарки ханам и его родственникам «поминки». Население обязано было содержать послов, баскаков, татарских воинов. Были прерваны экономические связи с Европой, что также отрицательно сказалось на развитии экономики Руси.

[114] Политическая зависимость проявилась в назначениях по своему усмотрению правителей русских княжеств, в выдаче ханами князьям ярлыка (грамоты, т.е. права) на княжение, в контроле наместниками Золотой Орды - баскаками деятельности князей, в перекраивании границ русских княжеств, в запрете вечевых собраний и т.д.

[115] Создание объединенных монголо-русских дружин, организация совместных военных походов, помощь ханам в борьбе за власть, династические браки и т.д.

[116] В частности, денежный счет (слово «деньги» - татарского происхождения), «тамгу» (пошлины с товаров), организацию почтой службы («ямы», «ямщики»).

[117] Известны антиордынские восстания 1262, 1289 и 1320 г. в Ростове, 1327г. - в Твери, 1257г. - в Новгороде.

[118] Участие в военной организации и военных акциях Золотой Орды обусловливалось не добровольным согласием русских и их союзническими отношениями с монголо-татарами, а выполнением воинской повинности, которая была возложена ханами на Русь.

[119] Российское государство сформировалось под эгидой Северо-Восточной Руси, которая больше всего пострадала от монголо-татар и дольше других русских земель находилась под влиянием Золотой Орды.

[120] Эту тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция.

[121] То есть производители работают не на рынок, а на хана, князя, боярина, выплачивая им большие подати.

[122] Становление централизованных государств в Западной Европе завершилось в конце XV в, в России - в XVIв.

[123] Чтобы выполнить военные задачи объединения, надо было иметь большое централизованное войско. Старый тип войска при котором удельные князья и бояре имели право отказа от участия в военном походе и даже перехода на сторону противника не годился. Поэтому стала формироваться новая армия из числа слуг князя, посадских людей, крестьян и т.д. на условиях полного подчинения. Их военная служба оплачивалась землей с крестьянами, т.е. феодальными владениями - поместьями. Военнослужащие этого войска находились при дворе князя и получили название служилых дворян. К середине XVI в поместные владения составляли половину феодальных владений, а в конце - большинство.

[124] Формированию такого типа русского государства способствовали, как уже отмечалось выше традиции Северо-Восточной Руси и восточный тип философии и политики, заимствованный русскими у Золотой Орды.

[125] Этот подход ведет свое происхождение от Н.Карамзина, С.Соловьева, В.Ключевского и позднее был взят за основу советскими историками.

[126] Этой точки зрения придерживался русский историк-эмигрант Г.П.Федоров, современные ученые А.Буровский, Л.Гумилев и др.

[127] Бесконфликтно и легитимно получили престол Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, Василий I, что на протяжении длительного времени исключало междоусобные войны за власть внутри княжества.

[128] Некоторые историки выделяют три этапа: с конца XIII до 80-х годов XIV вв.; с 80-х годов XIV до середины XV вв. с середины XV до 40-х годов XVI вв.

[129] Даниил Александрович находился у власти с 1276 по 1303 гг.

[130] г.Коломна был важным стратегическим пунктом при впадении Москвы-реки в Оку.

[131] Юрий Даниилович возглавлял Московское княжество с 1303 по 1325 гг.

[132] Юрий получил впервые ярлык благодаря своей женитьбе на сестре могущественного золотоордынского хана Узбека. Тверской князь недовольный решением хана пошел войной на Юрия. Москва войну проиграла. В плен к тверичам попала жена Юрия и там при невыясненных обстоятельствах погибла. В ее смерти Юрий обвинил Михаила. Разгневанный Узбек вызвал тверского князя в Золотую Орду и казнил.

[133] Ханы Золотой Орды использовали ярлык как средство для укрепления своей власти на Руси, манипулировали им, передавали от одного князя к другому, тем самым разжигали между ними вражду.

[134] Иван I правил с 1325 по 1340 гг.

[135] «Калита» означает денежный мешок.

[136] Это были богатые торгово-ремесленные города, связанные с добычей соли и других полезных ископаемых.

[137] Так Иван I добился казни в Орде тверского князя Александра Михайловича.

[138] Иван Калита не раз увеличивал сбор дани с населения, что приводило к голоду, порождало народные выступления, которые с жестокостью властью подавлялись.

[139] Речь идет о войне 1433-1453 гг., которую называют феодальной, либо династической.

[140] Василий II возглавлял Московский престол с 1425 до 1462 гг.

[141] Василий I передал власть своему сыну Василию II, а не брату Юрию, как того требовало завещание Дмитрия Донского. Тем самым он отказался от лествичного принципа передачи власти к старшему в роде и перешел на новый принцип престолонаследия по прямой линии. Это вызвало недовольство Юрия и привело к затяжной двадцатилетней войне. Она велась жестоко, без всяких правил. Сначала Василий II захватил в плен своего двоюродного брата Василия и приказал выколоть глаз. Позднее он сам был захвачен Шемякой и ослеплен на оба глаза. В итоге один получил прозвище «Косой», другой - «Темный».

[142] В 1450г., последний из противников Шемяка, был разбит в большом сражении при Галиче, бежал в Новгород и там вскоре умер от отравления. Земли северных князей перешли к Москве. А.Зимин считал, что гибель свободы Галича повлекла за собой падение Твери и Новгорода, а затем и кровавое зарево опричнины.

[143] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть 1. М.: Владос, 1994, с.169.

 

[144] До Ивана III решить эту задачу пытались все Московские князья. В Новгороде в XV в. почти утратило свою роль вече, и республика стала боярской. Бояре тяготели к Литве, где феодалы в отличие от Московского княжества имели практически полный иммунитет, Рада ограничивала власть князя. В 1470г. новгородцы во главе с посадницей Марфой Борецкой заключили договор с Литвой о переходе под ее власть. Ответом Москвы стал поход Ивана III на Новгород 1471г., закончившийся разгромом новгородцев на р. Шелони. В этот раз московский князь не лишил Новгород самостоятельности, ограничился отказом новгородцев от союза с Литвой, выплатой контрибуции в 15 тыс.рублей, казнью Борецкой. В 1478г. Иван III совершил новый поход на Новгород, после которого включил его в состав своих владений, ликвидировал в нем республиканские порядки, 87% земель, принадлежавших новгородским боярам передал московским феодалам, а самих бояр выслал в центральные уезды.

[145] В начале появления Ивана III площадь Московского княжества составляла 400 тыс. км2, а в конце - 2 млн.км2.

[146] Последним собирателем Руси летопись называет Василия III (1505-1533) при котором в 1510г. была присоединена Псковская республика, в 1514г. - Смоленское княжество, в 1517 - Рязанское, в 1517-1523 гг. - Черниговское и Северское.

[147] Он заключил договоры С Крымским ханом, Ногайской Ордой и Персией, направленных против Ахмата.

[148] Возникшее в русских землях государство по-разному называлось как самими русскими, так и иностранцами, в том числе: «Русия», «Московия», «Российское государство», «Московское царство». Окончательная победа названия «Россия» над словом «Русь» произошла только в XVII в.

[149] Набег был организован Иваном III, пославшим в главное становище Золотой Орды служилого царя Нур-Даулета и вывозку Василия Ноздроватого.

[150] См.: Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - СПб. «Лань», 2000, с.155-156.

[151] Шар, символизирующий землю.

[152] Сейчас уже не только собственное окружение, но и иностранные послы должны были низко кланяться московскому государю. Великий князь изменил свой внешний вид. Стал одеваться в расшитые золотом и серебром одежды, на голове была кованная из золота, обтянутая бархатом с драгоценными камнями, обитая мехом, и увенчанная крестом, тюбетейка. (Считалось, что эта шапка была подарена в XII в императором Мономахом князю Владимиру, а в действительности это подарок хана Узбека Ивану Калите).