Методы научного познания

 

Метод (от греческого «metodos» – путь к чему-либо) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, с помощью которых он может достичь намеченной цели. Способности людей различны, и, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод.

Классификация методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (анализ, моделирование) – и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. В свою очередь, эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

Другим принципом классификации является сфера использо­вания метода: применение не только в науке, но и в других отрас­лях человеческой деятельности; применение во всех областях на­уки; применение в отдельных разделах науки (специфические ме­тоды). Таким образом, методы могут быть всеобщими, общенаучными и конкретно-научными.

К всеобщим методам относятся:

анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всесто­роннего изучения;

синтез– соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отноше­ний;

обобщение – прием мышления, в результате которого ус­танавливаются общие свойства и признаки объектов;

индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

дедукция – способ рассуждения, посредством которого изобщих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

аналогия – прием познания, при котором на основе сход­ства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в дру­гих признаках;

моделирование – изучение объекта (оригинала) путем со­здания и исследования его копии (модели), замещающей ориги­нал с определенных сторон, интересующих исследователя;

классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описа­тельных науках – многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и т.п.).

Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значе­ния, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.

Остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.