Методы научного познания
Метод (от греческого «metodos» – путь к чему-либо) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, с помощью которых он может достичь намеченной цели. Способности людей различны, и, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод.
Классификация методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (анализ, моделирование) – и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. В свою очередь, эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.
Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение не только в науке, но и в других отраслях человеческой деятельности; применение во всех областях науки; применение в отдельных разделах науки (специфические методы). Таким образом, методы могут быть всеобщими, общенаучными и конкретно-научными.
К всеобщим методам относятся:
анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;
синтез– соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;
абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений;
обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;
дедукция – способ рассуждения, посредством которого изобщих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;
аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках;
моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;
классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках – многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и т.п.).
Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.
Остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.