Индия. Государства и культура
1. Индийские княжества. В VI—VII веках в Индии образовалось до 70 самостоятельных княжеств. Князья— раджи —жили в роскошных дворцах вместе со своими придворными, воинами и высшими чиновниками, разъезжали на специально обученных, в богатом убранстве слонах, которых держали и в своем войске.
Земля считалась собственностью государства. За пользование землей раджи собирали с крестьян налог. Часть земель вместе с крестьянами князья раздавали своим родственникам и приближенным за несение военной службы. Много земель получали и служители древней индуистской религии — брахманы, а также буддийские храмы и монастыри. Особенностью средневекового общества в Индии (отчасти сохранившейся до наших дней) являлось деление людей на касты — слои, различающиеся не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту, занимаемому в обществе. Если каста брахманов была на самом верху общественной пирамиды, то далеко внизу располагались касты «неприкасаемых», то есть людей, даже прикосновение к которым могло «осквернить» (уборщики, обдиратели падали и многие другие беднейшие люди). Переход в более высокую касту был труден даже для богатых людей.
Иногда отдельным правителям удавалось объединить часть страны. Но такие государства были непрочными и быстро распадались. Раджи то заключали между собой союзы, то вновь становились врагами и воевали друг с другом.
2. Вторжение мусульман. Ослабленная междоусобными войнами страна становилась легкой добычей завоевателей. В начале VIII века арабы завоевали Синд — часть Западной Индии. После распада Багдадского халифата на Индию совершали разорительные набеги правители мусульманских государств, образовавшихся на территории нынешних Ирана, Афганистана и Средней Азии. Постепенно мусульмане завоевали всю северную часть Индии.
В начале XIII века из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели — Делийский султанат. Султаны подчинили большую часть Индии, присвоили земли изгнанных и истребленных во время войн индийских князей; султан ставил во главе областей своих приближенных и военачальников, чтобы они за счет собранных налогов содержали наемные отряды.
Знатные люди закрепили за собой полученные в управление земли. Они передавали их по наследству и перестали подчиняться султану. С середины XIV века от султаната отделялись одна за другой независимые области.
Окончательный удар ослабевшему Делийскому султанату нанесло в 1398 году вторжение войск Тимура — правителя Самарканда из Средней Азии, который наводил ужас на соседние народы. Всюду, где проходили его войска, они сеяли смерть и опустошение. Вступившие в Дели воины Тимура несколько дней грабили город. По его приказу были перебиты 100 тысяч пленников; он почти поголовно истреблял в захваченных областях жителей, которые сопротивлялись вторжению, и сооружал башни из черепов убитых. Нагруженный добычей, с массой пленников Тимур вернулся в Самарканд. После его нашествия на севере Индии долго свирепствовали голод и эпидемии. Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Всюду царили междоусобицы и поднимались мятежи.
3. Страна сказочных богатств. В Западной Европе слагались легенды о богатствах индийских правителей. Эти богатства были действительно велики. Но простой народ жил трудной и нередко голодной жизнью.
Крестьяне орошали засушливые земли и получали по два-три урожая в году, но значительная часть его уходила в уплату налогов. В стране выращивали рис, просо, пшеницу, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья. Эти культуры заимствовали потом из Индии многие другие народы.
Индийские ювелиры делали изящные золотые и серебряные сосуды с тонкой чеканкой, умели хорошо шлифовать драгоценные камни, которыми славилась Индия. Славилась она и изделиями из слоновой кости и ценных пород дерева. Ткачи вырабатывали тонкие, как паутина, ткани.
На побережьях Индии возникло много портовых городов. На шумных, многолюдных базарах продавались местные и привозные товары.
За тканями, пряностями и красками, за изделиями ткачей, ювелиров и резчиков приезжали купцы из Китая, Африки и арабских стран. В торговле с Индией главенствовали арабские купцы, имевшие свои постоянные поселения в индийских портах. С большими трудностями добирались до Индии и отдельные европейские путешественники.
4. Наука. Уже с первых веков нашей эры в Индии пользовались десятеричной системой счисления — индийскими цифрами, которые сейчас применяются во всем мире (под названием «арабские»). Математики умели производить действия с дробями, вычислять площади фигур и объемы тел. Индийский математик и астроном Арьябхата (начало VI в.) с высокой точностью определил число к. Он же высказал догадку, что Земля — шар, который вращается вокруг своей оси. В ряде городов Индии в Средние века существовали обсерватории.
В книгах по медицине описывалось строение человеческого тела и его внутренних органов. Врачи умели делать сложные операции, используя до 200 хирургических инструментов и средства обезболивания. Индийские медики славились во всех восточных странах.
5. Искусство. Архитектура Индии отличалась удивительным разнообразием. От Средних веков сохранилось много храмов и дворцов.
Сначала храмы высекали в скалах и горных пещерах. Самые знаменитые буддийские храмы в Аджантпе (Центральная Индия) строились и украшались в течение девяти веков и насчитывают до 30 залов. Стены помещений расписаны фресками. Изображены сцены из жизни князей, придворных, горожан, отражены легенды и исторические события. В индуистском храме на Элефантпе (Западный Индостан) высечено из скалы гигантское изображение трехликого бога Шивы высотой в 6 м.
С VII—VIII веков индуистские храмы стали возводить в виде огромных башен. В Центральной Индии выросли целые храмовые городки, обнесенные мощными каменными оградами. На юге Индии храмы строили в виде прямоугольных пирамид, на севере — удлиненной или овальной формы. Стены храмов были сплошь покрыты рельефами, статуями и искусной резьбой.
Скульпторы представляли сцены из легенд и сказаний. Они великолепно изображали людей и животных в движении. Вблизи храмов расположены статуи слонов и коней, а внутри — статуи многоруких богов, отлитые из бронзы или высеченные из камня.
С XIII века на архитектуру и живопись Индии оказало большое влияние искусство мусульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы — мавзолеи. Лишенные скульптур, они привлекали пропорциями и четкостью линий. В них сочетались индийские колонны и резные украшения, арабские арки, купола и минареты.
Художники украшали яркими миниатюрами книги древних легенд, сборники народных сказок, исторические произведения. Они рисовали портреты, передавая мельчайшие детали с удивительной точностью.
Искусство Индии в Средние века вобрало в себя лучшие достижения мастеров многих стран Востока.