ПРЕДИСЛОВИЕ
В. Л. Штабнова
Концепции современного
Естествознания
Учебное пособие
Омск 2004
УДК 50
ББК 20
Ш 87
Штабнова В. Л.
Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск: ОГИС, 2004. – 116 с.
Цель учебного пособия – предоставить систематизированный материал основных разделов курса «Концепции современного естествознания».
Раскрывается взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур, этапы развития естествознания, современные представления о развитии природы от микрамира до макро- и мегамира, о пространстве и времени. Излагаются актуальные проблемы современной химии, концепции происхождения живой природы и человека, биосфера и экология, самоорганизация в различных системах.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями госу-дарственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана по дисциплине «Концепции современного естествознания».
Предназначено для студентов специальностей 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм» и 230600 – «Домоведение», а также может быть полезно студентам других специальностей, изучающим «Концепции современного естествознания».
УДК 50
ББК 20
Библиогр.: 54 назв. Рис. 2. Табл. 1. Прил. 2. Имен. указ. Предм. указ. (в конце).
Рецензент канд. хим. наук, профессор В. А. Хомич
© Омский государственный
институт сервиса, 2004
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………... | |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… | |
1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ…………………….……. | |
1.1. Естествознание как единая наука о природе……………………….……. | |
1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культура, их взаимосвязь………... | |
2. СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | |
2.1. Методы научного познания……………………………………………….. | |
2.1.1. Системный метод……………………………………………………… | |
2.2. Структура научного познания…………………………………………… | |
2.3. Логика и динамика развития естествознания…………………………... | |
2.4. Естественнонаучная картина мира……………………………………… | |
3. ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………. | |
3.1. Натурфилософский период………………………………………………. | |
3.2. Период схоластики……………………………………………………….. | |
3.3.Механистический период (XVI–XVIII вв.)…………………………….. | |
3.4. Стихийно-диалектический период………………………………………. | |
3.5. Период современного развития естествознания………………………... | |
4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ………………. | |
4.1. Типы материальных систем……………………………………………… | |
4.2. Микромир: концепции современной физики………………………….... | |
4.3. Фундаментальные взаимодействия в природе……………………….…. | |
4.4. Мегамир – современные концепции.…………………………..………... | |
4.5. Эволюция и строение галактик……………………………….…………. | |
4.6. Строение и эволюция звезд. Солнечная система. Земля…………..…… | |
5. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ…………….. | |
5.1. Законы сохранения……………………………………………………….. | |
5.2. Принципы симметрии физических законов…………………………….. | |
6. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………………….………………… | |
6.1. Развитие взглядов на пространство и время……………………………. | |
6.2. Специальная теория относительности……………………………….….. | |
6.3. Общая теория относительности…………………………………………. | |
6.4. Свойства пространства и времени……………………………………. | |
7. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХИМИИ………………………………. | |
7.1. Предмет познания химической науки…………………..……………….. | |
7.2. Система химии, логика ее построения……………………………..……. | |
7.3. Проблемы и перспективы химии…………………………………….….. | |
7.3.1. Проблемы и решения на уровне учения о составе……………………. | |
7.3.2. Проблемы и решения на уровне структурной химии………..……….. | |
7.3.3. Проблемы и решения на уровне учения о химических процессах……. | |
7.3.4. Эволюционная химия – высшая степень развития химических знаний | |
8. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ………………………………………………………………………. | |
8.1. Сущность живого, его основные признаки…………………………….… | |
8.2. Концепция возникновения живого……………………………………….. | |
8.3. Химический состав и значение клетки…………………………………… | |
8.4. Структурные уровни живого……………………………………………… | |
8.5. Эволюция живой природы………………………………………………… | |
8.6. Генетика в биологическом знании и культуре общества……………….. | |
9. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. | |
9.1. Сходства и отличия человека и животных……………………………… | |
9.2. Эмоции и творчество………………………………………………………. | |
9.3. Здоровье и работоспособность……………………………………………. | |
10. КОНЦЕПЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ…………………………………... | |
10.1. Порядок и беспорядок в природе………………………………………... | |
10.2. Синергетика………………………………………………………………. | |
10.3. Неравновесная термодинамика…………………………………………. | |
10.4. Самоорганизация в природе……………………………………………… | |
11. ЭКОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ………………………………….. | |
11.1. Эволюция представлений о биосфере…………………………………… | |
11.2. Состав биосферы………………………………………………………….. | |
11.3. Структурные единицы биосферы…………………………………….…. | |
11.4. Закономерности развития экосистем……………………………………. | |
11.5. Концепции ноосферы и устойчивого развития ………………………... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Практические занятия…………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица фундаментальных мировых постоянных……... АЛФАВИТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ…………………………………… | |
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ………………..……………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Процесс изучения многих дисциплин, формирующих профессиональные знания и навыки студентов, обычно включает две формы аудиторных занятий: лекции и практические занятия. Теоретические знания становятся более глубокими и полезными, если удачно сочетаются с практическими навыками. При изучении концепций современного естествознания практические занятия особенно важны. Данное пособие представляет собой цельное учебно-мето-дическое издание для изучения теоретической части учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» и для проведения практических занятий.
Пособие полностью соответствует учебной программе курса и основным задачам его освоения. Оно предназначено для студентов специальностей 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм» и 230600 – «Домоведение».
Это второе дополненное и переработанное издание учебного пособия «Концепции современного естествознания» (1-е изд. ОГИС, 2000 г). В новом издании существенно переработаны и дополнены темы: 2. «Структура и методы научного познания», 4. «Структурные уровни организации материи», 6. «Пространство и время в современной картине мира», 7. «Современные концепции химии», 8. «Особенности биологического уровня организации материи». Вторая тема дополнена характеристиками всеобщих методов познания. Четвертая тема: схемой структурного строения мира; кварковой моделью атома; строением и историей геологического развития Земли. Основательно переработана 7 тема. Логика нового пострного строения мира; кварковой моделью атома; строением и историей геологического развития Земли. Основательно переработана 7 тема. Логика нового построения данной темы подводит студентов к восприятию темы «Особенности биологического уровня организации материи». Изменилась структура и содержание темы «Концепции самоорганизации».
Особенностью данного издания является введение новых тем, таких как 3. «Важнейшие этапы развития естествознания», 5. «Законы сохранения и принципы симметрии», 9. «Человек как предмет естественнонаучного познания».
В приложении 1 приведен практикум, изложенный в соответствии с учебными планами специальностей 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 230600 «Домоведение».
Предлагаемый практикум включает планы занятий, контрольные вопросы и задания, темы рефератов, а также важнейшие справочные сведения. Представленные вопросы и задания ориентированы на более глубокое изучение фундаментальных проблем естествознания.
Пособие содержит библиографический список, который не следует рассматривать как исчерпывающий, он носит рекомендательный характер. Для удобства к каждой теме рекомендована основная (выделена жирным шрифтом) и дополнительная литература.
При подготовке к занятиям, а также рефератов и докладов, кроме литературы, указанной в каждой теме, дополнительно следует использовать статьи из периодической печати (журналы: «GEO», «Наука и жизнь», «Свет. Природа и человек», «Человек», «Здоровье населения и среда обитания», «Экология человека», «Химия и жизнь», «Природа и ресурсы», «Туризм: практика, проблемы», «Человек и труд», «Наука и религия», «Туризм и образование» и др).
Справочный аппарат представлен именным и предметным указателями.