ПРЕДИСЛОВИЕ

В. Л. Штабнова

 

Концепции современного

Естествознания

 

Учебное пособие

 

Омск 2004

УДК 50

ББК 20

Ш 87

Штабнова В. Л.

Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск: ОГИС, 2004. – 116 с.

 

Цель учебного пособия – предоставить систематизированный материал основных разделов курса «Концепции современного естествознания».

Раскрывается взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур, этапы развития естествознания, современные представления о развитии природы от микрамира до макро- и мегамира, о пространстве и времени. Излагаются актуальные проблемы современной химии, концепции происхождения живой природы и человека, биосфера и экология, самоорганизация в различных системах.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями госу-дарственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Предназначено для студентов специальностей 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм» и 230600 – «Домоведение», а также может быть полезно студентам других специальностей, изучающим «Концепции современного естествознания».

УДК 50

ББК 20

 

Библиогр.: 54 назв. Рис. 2. Табл. 1. Прил. 2. Имен. указ. Предм. указ. (в конце).

 

Рецензент канд. хим. наук, профессор В. А. Хомич

 

 

© Омский государственный

институт сервиса, 2004

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ…………………….…….
1.1. Естествознание как единая наука о природе……………………….…….
1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культура, их взаимосвязь………...
2. СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
2.1. Методы научного познания………………………………………………..
2.1.1. Системный метод………………………………………………………
2.2. Структура научного познания……………………………………………
2.3. Логика и динамика развития естествознания…………………………...
2.4. Естественнонаучная картина мира………………………………………
3. ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ…………….
3.1. Натурфилософский период……………………………………………….
3.2. Период схоластики………………………………………………………..
3.3.Механистический период (XVI–XVIII вв.)……………………………..
3.4. Стихийно-диалектический период……………………………………….
3.5. Период современного развития естествознания………………………...
4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ……………….
4.1. Типы материальных систем………………………………………………
4.2. Микромир: концепции современной физики…………………………....
4.3. Фундаментальные взаимодействия в природе……………………….….
4.4. Мегамир – современные концепции.…………………………..………...
4.5. Эволюция и строение галактик……………………………….………….
4.6. Строение и эволюция звезд. Солнечная система. Земля…………..……
5. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ……………..
5.1. Законы сохранения………………………………………………………..
5.2. Принципы симметрии физических законов……………………………..
6. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………………….…………………  
6.1. Развитие взглядов на пространство и время…………………………….
6.2. Специальная теория относительности……………………………….…..
6.3. Общая теория относительности………………………………………….
6.4. Свойства пространства и времени…………………………………….
7. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХИМИИ……………………………….
7.1. Предмет познания химической науки…………………..………………..
7.2. Система химии, логика ее построения……………………………..…….
7.3. Проблемы и перспективы химии…………………………………….…..
7.3.1. Проблемы и решения на уровне учения о составе…………………….
7.3.2. Проблемы и решения на уровне структурной химии………..………..
7.3.3. Проблемы и решения на уровне учения о химических процессах…….
7.3.4. Эволюционная химия – высшая степень развития химических знаний
8. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ……………………………………………………………………….  
8.1. Сущность живого, его основные признаки…………………………….…
8.2. Концепция возникновения живого………………………………………..
8.3. Химический состав и значение клетки……………………………………
8.4. Структурные уровни живого………………………………………………
8.5. Эволюция живой природы…………………………………………………
8.6. Генетика в биологическом знании и культуре общества………………..
9. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ..
9.1. Сходства и отличия человека и животных………………………………
9.2. Эмоции и творчество……………………………………………………….
9.3. Здоровье и работоспособность…………………………………………….
10. КОНЦЕПЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ…………………………………...
10.1. Порядок и беспорядок в природе………………………………………...
10.2. Синергетика……………………………………………………………….
10.3. Неравновесная термодинамика………………………………………….
10.4. Самоорганизация в природе………………………………………………
11. ЭКОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ…………………………………..
11.1. Эволюция представлений о биосфере……………………………………
11.2. Состав биосферы…………………………………………………………..
11.3. Структурные единицы биосферы…………………………………….….
11.4. Закономерности развития экосистем…………………………………….
11.5. Концепции ноосферы и устойчивого развития ………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Практические занятия……………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица фундаментальных мировых постоянных……... АЛФАВИТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ……………………………………
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ………………..………………

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Процесс изучения многих дисциплин, формирующих профессиональные знания и навыки студентов, обычно включает две формы аудиторных занятий: лекции и практические занятия. Теоретические знания становятся более глубокими и полезными, если удачно сочетаются с практическими навыками. При изучении концепций современного естествознания практические занятия особенно важны. Данное пособие представляет собой цельное учебно-мето-дическое издание для изучения теоретической части учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» и для проведения практических занятий.

Пособие полностью соответствует учебной программе курса и основным задачам его освоения. Оно предназначено для студентов специальностей 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм» и 230600 – «Домоведение».

Это второе дополненное и переработанное издание учебного пособия «Концепции современного естествознания» (1-е изд. ОГИС, 2000 г). В новом издании существенно переработаны и дополнены темы: 2. «Структура и методы научного познания», 4. «Структурные уровни организации материи», 6. «Пространство и время в современной картине мира», 7. «Современные концепции химии», 8. «Особенности биологического уровня организации материи». Вторая тема дополнена характеристиками всеобщих методов познания. Четвертая тема: схемой структурного строения мира; кварковой моделью атома; строением и историей геологического развития Земли. Основательно переработана 7 тема. Логика нового пострного строения мира; кварковой моделью атома; строением и историей геологического развития Земли. Основательно переработана 7 тема. Логика нового построения данной темы подводит студентов к восприятию темы «Особенности биологического уровня организации материи». Изменилась структура и содержание темы «Концепции самоорганизации».

Особенностью данного издания является введение новых тем, таких как 3. «Важнейшие этапы развития естествознания», 5. «Законы сохранения и принципы симметрии», 9. «Человек как предмет естественнонаучного познания».

В приложении 1 приведен практикум, изложенный в соответствии с учебными планами специальностей 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 230600 «Домоведение».

Предлагаемый практикум включает планы занятий, контрольные вопросы и задания, темы рефератов, а также важнейшие справочные сведения. Представленные вопросы и задания ориентированы на более глубокое изучение фундаментальных проблем естествознания.

Пособие содержит библиографический список, который не следует рассматривать как исчерпывающий, он носит рекомендательный характер. Для удобства к каждой теме рекомендована основная (выделена жирным шрифтом) и дополнительная литература.

При подготовке к занятиям, а также рефератов и докладов, кроме литературы, указанной в каждой теме, дополнительно следует использовать статьи из периодической печати (журналы: «GEO», «Наука и жизнь», «Свет. Природа и человек», «Человек», «Здоровье населения и среда обитания», «Экология человека», «Химия и жизнь», «Природа и ресурсы», «Туризм: практика, проблемы», «Человек и труд», «Наука и религия», «Туризм и образование» и др).

Справочный аппарат представлен именным и предметным указателями.