Законодательство о социально-хозяйственных связях

На втором этапе политики «нового курса», после переизбрания в прези­денты Ф. Рузвельта (1936), правитель­ство завершило законодательное построение новой системы регули­рования социально-хозяйственных отношений.

Первые законы в этих областях, правда, чрезвычайного содержа­ния, были приняты еще в первый год президентства Рузвельта. Смыслом их были чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. В мае 1933 г. был принят закон об ассигновании 500 млн. долл. на по­мощь безработным, для распределения которой была организована Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи. В особенности эти целевые меры должны были ликвидировать чрезвы­чайную ситуацию с занятостью молодежи. Правительство организо­вало систему лесных молодежных лагерей, где обеспечивались рабо­той молодые люди (на срок до 6 мес. с гарантированной оплатой в 30 долл.) Через эти лагеря смогли пройти до 2 млн. чел., что послу­жило быстрому снятию напряженности с занятостью в городах. Бы­ли созданы специальные общефедеральные органы — Администра­ция гражданского строительства, Администрация гражданских работ (1933-1934), — на которые возлагались обязанности и права по фи­нансированию общественных работ в любом месте США. Правительство централизованно финансировало строительство до­рог, даже не очень нужных в ближайшее время, только чтобы дать людям оплачиваемую работу.

Устанавливалась федеральная система социального страхова­ния. Законом о страховании (17 августа 1935 г.) вводились — впервые в США — пособия по безработице и пенсии по старо­сти. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основ­ной массы населения страны (пенсии — всех, начиная с 65 лет, по­собия — кроме сельскохозяйственных рабочих, прислуги, государст­венных служащих). Они устанавливались за счет специальных на­логов: пенсии — за счет налогов с предпринимателей и служащих (в размере 1 %, с 1944 г. — 3 %), пособия — с налогов на фонд зара­ботной платы.

Государство устанавливало основные параметры трудового пра­ва. Уже Законом о восстановлении промышленности 1933 г. предус­матривалось право на объединение в профессиональные союзы, ко­торые бы выступали посредниками в социально-трудовых отношени­ях (ст. 7а). Профсоюзы должны были участвовать в подписании ти­пового соглашения с предпринимателем о «восстановлении занято­сти» (на условиях, гарантировавших бы 35 час. или 40 час. в неделю при оплате на уровне 1929 г.). После того как Верховный суд анну­лировал некоторые части законодательства «нового курса» и чтобы не было сомнений в действительности социальных мероприятий, правительство инициировало принятие новых трудовых законов. За­коном Уолша-Хили (1935) была установлена нормативная продол­жительность рабочей недели и минимум заработной платы для рабо­чих предприятий, которые выполняют заказы федерального прави­тельства; оплата сверхурочной работы должна была обязательно производиться в полуторном размере, запрещалось принимать на работу мужчин до 16 лет, женщин — до 18 лет. Законом Блэка — Коннора (1938) «справедливые условия труда» были распространены на всю промышленность, вводилась минимальная оплата труда (0,25 долл. в час, с 1945 г. — 0,40 долл.), проведено было сокраще­ние рабочей недели с нормативной оплатой (до 40 час.)[34].

Наконец, произошла легализация профсоюзной деятельности. Законом Вагнера (5 июля 1935 г.) разрешалась деятельность проф­союзов по объединению рабочих, по проведению стачек, пикетов и т. п. Вмешательство предпринимателей в профсоюзные дела стало расцениваться как «нечестная трудовая практика» (по аналогии с антитрестовским законодательством). Правительство сформировало специальное Национальное управление трудовых отношений, кото­рое имело вышестоящие распорядительные права в отношении тру­довых конфликтов; отменить эти распоряжения можно было только путем апелляции в Верховный суд. Несмотря на многочисленные протесты консерваторов, обновленный Рузвельтом Верховный суд признал конституционность (1937) основных принципов законода­тельства о профсоюзах и их государственной защите.

Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозг­лашено Рузвельтом в одной из речей в марте 1939 г. Скорректиро­ванные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933-1934 гг. и, особенно 1935-1938 гг., заложили основы государственно­го регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Новый этап усиления административно­го вмешательства в экономику пришелся на годы Второй мировой войны.

В связи с обстоятельствами военного времени администрация Рузвельта сформировала несколько правительственных управлений, на которые было возложено просто централизованное управление связанными с войной отраслями экономики и трудовыми отношени­ями. Управление военного производства (1942) в годы войны представляло собой почти сверхминистерство экономики -из 30 отделов с 22 тыс. служащих. Его распоряжения о размещении военных контрактов, заказов, о сокращении производства тех или иных видов продукции были обязательны. На военное Управле­ние труда (1942) возлагались задачи по контролю над ценами и заработной платой. Всего таких управлений было создано до 20, и они значительно повысили степень вмешательства государства в экономику и трудовые отношения — не только на общеправовом, но и прямо на административном уровне.

Превалирование административного принципа регулирования экономики и социально-хозяйственных связей (созданием прави­тельственных управлений, особыми полномочиями) было вызвано преимущественно условиями кризисов или военного времени. С на­чалом экономической и социальной стабилизации (после Второй мировой войны) административное регулирование уступило место главным образом общеправовому. В особенности законодательное сокращение государственного регулирования пришлось на 1970-е гг. (ограничением вмешательства в авиаперевозки, финансовые опера­ции и др.). Вместе с тем законодательное регламентирование стало более детализированным. Специальные акты были посвящены под­держке малого бизнеса, охране окружающей среды. Значительному ограничению производственная деятельность корпораций и произво­дителей услуг подверглась после принятия целой серии законов и правил о защите гражданских потребительских прав (1960-е — 1970-е гг.)

Вместе с актами антитрестовского законодательства, законами о регулировании социально-хозяйственной сферы 1930-х гг. (ко­дифицированными в разделе 15 свода законов США) все они составили принципы весьма детализированного правового регули­рования экономики, которое характерно для США конца XX в. (не нарушая основ экономики частной инициативы и свободной конкуренции).