Законодательная защита гражданских прав

Ко второй половине XX в. одним из самых острых вопросов государственно-политической жизни и одновременно конституционной системы США стал вопрос об укреплении граж­данских прав и о равноправии. В силу разного рода обстоятельств (наличия многочисленных расовых, национальных, религиозных меньшинств, особых традиций правовой системы, недостаточности внимания федеральной администрации к реализации провозглашен­ных в XVIII-XIX вв. конституционных принципов) бытовое и адми­нистративное ущемление гражданских прав по самым разным осно­ваниям приобрело политический размах, вызвало общественные со­мнения в справедливости установившегося право-государственного уклада. Законодательные и верховные судебные власти США доста­точно быстро отреагировали на проблемы, сформировав практически новое правовое «поле» взаимоотношений граждан и государственных властей.

В соответствии с Законом о гражданских правах 1957 г. в рамках исполнительной власти была создана особая Комиссия по гражданским правам (членов которой назначал прези­дент с согласия Сената). Комиссии вменялось в обязанность рассле­довать заявления граждан об ущемлении их политических прав при голосовании по мотивам расы, цвета кожи, вероисповедания, возра­ста и иных обстоятельств, а также оценивать нормативные акты ад­министрации, законы и политику федерального правительства под углом зрения допускаемого в актах или в политике неравноправия. Для предотвращения дискриминации Комиссия должна была проводить квазисудебные слушания, наделялась координационными полномочиями.

В сфере национально-расовой политики одним из важнейших стал Закон о гражданских правах 1964 г. Его изданием правительство как бы откликнулось на вспыхнувшие было много­летние негритянские волнения, особенно в южных штатах, где бы­товая правовая ситуация и в XX в. оставалась далекой от провозгла­шенных в середине XIX в. конституционных принципов расового равноправия. Законом были установлены «новые общественные стандарты», которые гарантировали равноправие по расовому при­знаку при составлении списков избирателей, при найме на работу и увольнении, при обслуживании в общественных местах, устраняли дискриминационную практику в работе профсоюзов. Однако вскоре судебные власти столкнулись с реакцией на проблему расового рав­ноправия с другой стороны: обеспечение гарантий для цветного и негритянского населения США путем введения разного рода квот при приеме в университеты, на работу в полицию, в государствен­ные учреждения и т. д. приводило подчас к ущемлению прав уже белого населения. Только в 1980-е гг. законами удалось сформиро­вать условия своего рода «расового нейтралитета» в обеспечении важнейших социальных прав граждан.

Важную роль в реальном обеспечении гражданских прав сыграли законы, ставившие под контроль администрацию всех уровней в их действиях по обращениям граждан. Законом о свободе ин­формации (1967) гражданам открывался доступ к разного рода административным досье, собранным на них властями и правоохра­нительными органами. Согласно другому закону (1974 г.,), админи­страции вменялось в обязанность отвечать на обращения граждан и предоставлять запрошенную ими информацию (если она не касается вопросов безопасности и государственных секретов) в течение 10 дней; отказ в предоставлении можно было обжаловать. (До этого дей­ствовало правило почти абсолютного отказа со ссылкой «на интересы государства»). Законодательство об информации послужило важной гарантией против разного рода административных злоупотреблений.

Чтобы оградить гражданские интересы личности и с другой сто­роны, от нежелательного или неконституционного вторжения в лич­ную жизнь (особенно со стороны средств массовой информации, правоохранительных органов) законодательство сформировало осо­бое понятие «частной жизни» (privacy), посягательство на которую впредь расценивалось как правонарушение. Специальным законом (31 декабря 1974 г.) было постановлено, что сведения, относящиеся к такой частной жизни (и касающиеся состояния здоровья, семейных отношений, личных склонностей, семейных тайн и т. п.) не могут оглашаться без согласия гражданина или его законных предста­вителей, ограничивался доступ посторонних лиц к разного рода досье, содержащих такие сведения.

Законодательство объективно не могло решить всех проблем ук­репления фажданского равноправия. Большое значение в этом ас­пекте политической и социальной жизни имела деятельность Вер­ховного суда США, особенно в период председательства верховного судьи Э. Уоррена (1960-е гг.), когда более половины поступивших в Верховный суд дел об ущемлении гражданских прав оканчивались решениями не в пользу правительства.

Новое законодательство и судебная практика конца XX в. суще­ственно восполнили недостаток чисто конституционных гарантий гражданских прав, особенно в отношении охраны прав детей, равно­правия женщин, национальных меньшинств, инвалидов и других со­циально незащищенных групп населения.

Развитие государственно-политической системы США (также как и другой страны англосаксонских политических и правовых тра­диций — Великобритании) в XX в. не было затронуто стремления­ми к авторитаризму, что было характерно для всех других стран Старого Света. Это стало едва ли не важнейшей особенностью ее новейшей истории. Эта особенность в том числе показала значи­мость начал федерализма для сохранения в принципе конституци­онных принципов демократии, но вместе с тем и исключи­тельность американской модели государственного устройства и правового функционирования, опыт которых всецело определен соб­ственной историей и традициями.