Административные и социально-правовые реформы

Последовавшие за политическим переворотом реформы практически полностью ликвидировали остатки феодальных отношений в управлении страной, захватив и социально-правовую сферу.

После реставрации в 1868 г. императорское правительство прове­ло конфискацию значительной части владений княжеств, поддержи­вавших сегуна, и собственные его владения, а также 8 феодальных городов. В 1869 г. князья — дайме «возвратили» императору права по управлению своими княжествами, включая и тех, кто выступил инициатором переворота. (Большинство дайме Сацума, Тесю и др. были возвращены правителями в бывшие княжества в качестве гу­бернаторов.) За этим вскоре последовало уничтожение клановой иерархии и полное упразднение княжеств. Вместо княжеств было введено новое административно-территориальное деление (1871 г.) из 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов), правители кото­рых были уже чисто правительственными чиновниками. В 1878 г. в городских и сельских округах было учреждено всесословное само­управление в виде объединенных собраний, в которых участвовали граждане с высоким, правда, имущественным цензом.

Завершением ликвидации военно-аристократических принципов сегуната стало упразднение сословия дайме. В 1872 г. вместо исто­рического деления на четыре сословия было введено новое — на 3 сословия: высшее дворянство, рядовое дворянство, простые гражда­не. Следом были приняты законы о гражданском равенстве, введе­нии обязательных для всех фамилий, об отмене прежних ограниче­ний в браках. Запрещались цеховые организации в городах (1868 г.), что сделало относительно свободными занятия ремеслом и предпринимательством. В ноябре 1872 г. была введена всеобщая во­инская повинность (хотя и со значительными конкретными ограни­чениями), что упразднило одну из важнейших сословных самурай­ских привилегий.

Параллельно сословно-правовым преобразованиям правительство провело аграрную реформу. Были отменены запреты (1872 г.) на продажу и куплю земель, существовавшие с 1643 г. (!). Для очищения владельческих прав от полуфеодальных пережитков проведено межевание земель (1875-1881 гг.), в ходе которого вла­дельцам стали выдаваться особые удостоверения (тикэн) о пра­вах на землю. Благодаря этому значительная масса помещиков, ранее пользовавшихся землей на вассальных от дайме правах, приоб­рели реальное право частной собственности; это же коснулось и мелких самостоятельных крестьян-арендаторов. Вместо традиционных феодальных рисовых пайков вводились де­нежные пенсии самураям (1876 г.), что лишило их значительной части доходов. Был установлен единый поземельный налог (3% от стоимости земли).

Толчком для ускоренной капитализации экономики стала фи­нансово-денежная реформа. После унификации денежных знаков в 1869 г. и упрощения налогов была введена единая общегосударст­венная монета — иена с десятичным подразделением (до того, к 1867 г. в стране легально обращалось 1694 вида денежных знаков). В 1872 г. был организован государственный банк — в по­следующем с эмиссионными правами. В 1876 г. возник первый в стране частный банк купеческого дома Мицуи (кредитовавшего борьбу с сегунатом). Благодаря установленному законами особому государственному протекционизму и почти регулярным бюджетным дотациям финансово-промышленным домам (до 1 млн иен в год) эти дома стали превращаться в крупнейшие корпорации не только эко­номического, но и политического ж значения.

Проводником преобразований выступило центральное правитель­ство, организация которого приобрела новый вид. В идейно-поли­тическом и правовом отношении реставрация осуществлялась под знаком восстановления древней японской монархии «эры Дзимму» (VIII-IX вв.). Поэтому номинально были восстановлены действия законов Тайхо-рицуре (см. § 48). Разумеется, фактически это было нереализуемо, как и провозглашенное возрождение принципов древней администрации, во главе которой стоял бы императорский двор. Такие лозунги означали прежде всего легализацию упраздне­ния учреждений и институтов сегусуната. В 1868 г. Это был переиме­нован в Токио и сделан новой столицей.

Номинально государственная власть полностью принадлежала императору. Его статус и восстановленные права были зафиксиро­ваны в особом Законе об императорском доме (11 февраля 1869 г.). Законом устанавливался строгий порядок престо­лонаследия в роде монарха (от отца к старшему сыну), определя­лись обязательность процедуры коронации, новые условия совер­шеннолетия (18 лет). Собственность императорской фамилии про­возглашалась наследственной и неотчуждаемой. Для управления де­лами императорского дома учреждался императорский Семей­ный совет. Государственные полномочия монарха в законе от­ражены не были. Во многом потому, что после реставрации ре­альная полнота власти перешла к аристокра­тическому правительству, что было закреплено не­сколькими политическими (конституционными) соглашениями.

Новое центральное императорское правительство было учреждено в ходе самой реставрации по китайскому образцу VII в. (!) Правительство — сансеку возглавлял премьер (сосаи), ко­торым стал принц Арисугава. Организационно сансеку было объеди­нением сановников еще двух уровней: 10 государственных минист­ров (гаджи) и 20 государственных советников (сенио).

Основы более политически реальной и плюралистической орга­низации высшей администрации были закреплены в особой импе­раторской клятве в 5 статьях 14 марта 1868 г. Импе­ратор гарантировал (1) создание широкого собрания и решения го­сударственных дел соответственно общему мнению, (2) единство за­боты об общенациональных интересах со стороны как правителей, так и управляемых, (3) свободу развивать свою деятельность всем военным и гражданским лицам, (4) упразднение дурных обычаев и упрочение правосудия, (5) обращение лицом ко всему цивилизован­ному миру «для заимствования знаний».

Соответственно первым двум «обещаниям» правительство было реорганизовано по специальному декрету о государственном пере­устройстве — Сейтасе (17 мая 1868 г.). Сансеку упразднялось, и главенствующим властным органом стал Государственный совет (дадзекан). Он считался высшим законодательным, правительствен­ным и судебным учреждением империи. Состав его определялся им­ператором из высших сановников и кугэ, верхушки самурайского чиновничества. Позднее в Совете были созданы департаменты: по делам синтоистской религии, финансов, военный, иностранный и юстиции. В 1871 г. Государственный совет был еще раз реорганизо­ван, поделен на 3 ведомства (центральную, правую и левую пала­ты); основная власть сосредоточилась в центральной палате.

В социально-политическом отношении реставрация знаменова­лась безусловным господством дворянства (самурайского сословия). К 1871 г. правительственный аппарат всех уровней на 89% состоял из самураев. Позднее стала быстро расти численность выходцев из горожан (к 1880 г. они составили уже до 25% чиновников). Высший эшелон власти был доступен только придворной аристократии и влиятельным самурайским родам. Самурайская поддержка рестав­рации была не абсолютной. Немалая часть этого весьма многочис­ленного в Японии XIX в. сословия (до 1/10 населения) выступила с консервативных позиций. В 1874-1878 гг. правительству пришлось столкнуться с крупными самурайскими мятежами. Мятежи были подавлены, но подтолкнули правительство к активизации агрессив­ной внешней политики. С другой стороны, самурайское сословие стало социальной базой формирования либерально-конституционно­го движения.