Развитие общегосударственной администрации

По Конституции 1871 г. исполнительная власть империи реально осуществлялась канцлером. Его контрасигнатура на исполнительные указы монарха считалась обязательным условием их действительности, и канцлер тем самым принимал на себя ответственность за деятель­ность правительства. Правительственный аппарат поначалу исчер­пывался канцелярией, которой канцлер располагал как прусский министр-президент.

Прусские административные учреждения (военные комитеты, Счетная палата, почтовые, таможенные и другие управления) пер­воначально выполняли функции общегерманских административ­ных ведомств. Только с конца 1870-х гг. стала формироваться, в том числе за счет преобразования прусских ведомств, имперская прави­тельственная администрация.

Основополагающим актом в формировании имперского прави­тельства стал закон 17 марта 1878 г., согласно которому канцлер во всех правительственных делах мог иметь заместителей, которым бы вручал управление определенной областью (оставаясь при этом единственно ответственным за деятельность правительства в целом перед монархом). Заместители получили звание статс-секре­тарей — по внутренним делам, иностранным, финансам, юсти­ции и др. По этому же закону появилась должность вице-кан­цлера, которым считался имперский секретарь по внутренним делам.

К началу XX в. сформировались 9 общеимперских правительст­венных ведомств. Центральным была Имперская канцеля­рия (1878), которая была координирующим органом для всех ми­нистерств и ведомств и одновременно непосредственно правительст­венным учреждением власти канцлера. Существование такого орга­на было существенной особенностью германской правительственной администрации. В ведении Имперского ведомства внутренних дел (1867-1879) были статистика, здравоохране­ние, почта, вопросы гражданства и натурализации, а также надзор за органами городского и земского самоуправления. Имперское ведомство внешних дел (1870), помимо внешнеполи­тических обычных задач, занималось отношениями с автономиями. Имперское морское ведомство (1889), кроме органи­зационных, выполняло задачи по командованию военным флотом; его глава одновременно был генерал-адмиралом. Роль военного ми­нистерства выполнял Генеральный штаб, или Верховное военное командование. Кроме этих важнейших, были Поч­товое ведомство (1880), Ведомство юстиции (1876), выделившееся из Имперской канцелярии и занимавшееся в том числе подготовкой законов, ведомство железных дорог (1870), Ведомство финансов (1879). В начале XX в. из Ведомства иностранных дел выделилось особое Ведомство колоний (1907). В годы Первой мировой войны в связи с ростом экономически регулирующей роли государства воз­никли центральные: Ведомство продовольствия (1916), Ведомство по делам хозяйства (1917), Ведомство труда (1918).

Основой центральных правительственных полномочий была об­щеимперская конституция. Но в первые годы империи канцлер Бис­марк постарался серией законов и особых мероприятий еще более укрепить централизацию империи. В 1873 г. была установлена еди­ная валюта с золотым эквивалентом (райхсмарка). В 1875 г. был со­здан Имперский банк. С 1877 г. были приняты новые законы о гражданском и уголовном судопроизводстве, по делам о несостоя­тельности и др., которые также увеличили пространство общеим­перской правительственной деятельности.

Усилению влияния центральной администрации империи на воп­росы образования, культуры, даже регулирования гражданских прав послужила длительная борьба правительства Бисмарка с оппозици­онной политикой католической церкви, получившая название культуркампфа. Создание империи и откровенно светская секуляризационная политика правительства Бисмарка возбудили сильные оп­позиционные настроения в католических кругах. Эта оппозиция бы­ла подкреплена нарастанием антипрусских настроений в южных го­сударствах (которые в большинстве были католическими странами). После непростой борьбы в райхстаге, где католические партии рас­полагали значимым числом депутатов, правительство провело серию законов 1872-1875 гг. Государство взяло под свой контроль подго­товку и назначение духовных лиц, включая епископов (что до того было в руках римской курии). Церковная юрисдикция была ограни­чена чисто церковно-религиозными вопросами, особенно после при­нятия в 1875 г. закона о гражданском браке. Дисциплинарные нака­зания внутри церкви могли налагать только германские подданные (что также было направлено против Рима). Предельно упрощен был процесс перехода в другое вероисповедание — всего лишь через от­каз перед местным судьей. Запрещена была деятельность Ордена иезуитов. Правда, после активизации католических кругов и рим­ской курии законами 1882-1887 гг. были несколько изменены поста­новления предыдущих, в частности возвращено совместное влияние на назначение священнослужителей. Но в целом культуркампф был одним из наиболее значимых поворотных явлений во взаимоотно­шениях церкви и нового государства.