Реформы в Пруссии

В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах — в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в государственных реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым, чем конкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.

В правление Фридриха II (1740-1788) завершилась централи­зация высшего управления. Сформировались полновес­ные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сфе­ры центрального государственного регулирования. Высшим админист­ративным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (фи­нансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г. В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по исто­рическим областям королевства) возникли несколько специализиро­ванных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), ак­цизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления, с тем чтобы в нем единственным на­чалом была централизованная законность. Было упо­рядочено верховное управление монарха. При короле сложился посто­янный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. — 6 секрета­рей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в право­вые границы — с тем чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справед­ливости» и «гражданской вольности»).

В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и об­щества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворян­ством были сохранены привилегии на доступ к военной и граж­данской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись иск­лючительные вотчинные права, вместе с тем им запрещались заня­тия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почет­ное сословие на дворян была возложена повышенная ответствен­ность за разного рода «позорные» преступления и моральные право­нарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недво­рян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано иск­лючительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на им­порт. В экономической политике в целом возросло значение про­текционизма. В 1763 — 1765 гг. по личной инициативе коро­ля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной за­висимости, однако реализовать удалось только частичные ограниче­ния на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладель­цев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.

Одними из самых показательных стали реформы в области юсти­ции. Указом 3 июня 1740 г. были отменены судебные пытки (кроме наиболее важных обвинений); в 1755 г. отмена распространилась на все без исключения процессуальные случаи. Начиная с 1747 г. пра­вительство под руководством видного правоведа канцлера С. Кокцеи провело судебную реформу. Начальный этап реформы был направ­лен только на введение новых, более простых процессуальных поряд­ков. Специальная комиссия в течение нескольких месяцев рассмот­рела основную массу «залежалых» дел. Введены были новые требова­ния к образованию судей. На место устаревшего законодательства был разработан новый судопроизводственный устав, получивший на­именование «Codex Fridericianus» (1749). Отменялись привилегии некоторых исторических судебных органов, в том числе права, пре­доставленные имперскими законами, о безапелляционном рассмотре­нии дел. На втором этапе реформы судебная система была централи­зована: на место ранее существовавших разрозненных инстанций (каждая для своей провинции государства) были созданы суды сред­него звена (трибунал в Кенигсберге, судебная палата в Берлине, су­дебные управления в других частях страны), а также единый Вы­сший трибунал для всего королевства. Судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии. Общеевропейскую известность в этом отношении получило дело мельника Арнольда (1780), неспра­ведливо осужденного по земельному спору со своим землевладель­цем, в итоге решенное лично королем. Дело Арнольда стало поводом к широкомасштабной реформе права (см. § 66).

Реформы в духе «просвещенного абсолютизма» коснулись и дру­гих сторон социально-политической жизни и культуры. В 1763 г. было введено обязательное начальное образование для всего населе­ния, причем школы следовало содержать не только за государствен­ный счет, но и на средства местных землевладельцев. Король покро­вительствовал научным и высшим учебным заведениям. Была огра­ничена цензура печати. В 1781 г. провозглашена в королевстве сво­бода вероисповедания христиан разных направлений.