Местное управление

Усиление централизованного регулирования коснулось и местного самоуправ­ления вместе с территориальной администрацией. Политическая ли­ния реорганизации заключалась в обеспечении исполнения вместо оппозиции, постоянным источником которой были выборные власти. Новая организация местной власти (с сохранени­ем в главном сложившейся административно-территориальной структуры) была установлена законом 17 февраля 1800 г. Согласно общим началам реорганизации, коллегиальность местных властей подавлялась и заменялась единоначалием, местная автономия заме­нялась централизацией, выборность уступала назначению, низовые административные органы превращались в исполнительные, лиша­ть прав решать что-либо значительное. Произошло и частичное ви­доизменение структуры: уезды переименовывались в округа, одинаковые для городского и сельского управления.

Главной фигурой департаментской администрации стал префект. назначал персонально Первый консул (затем император), и ему передавалась вся исполнительная власть. В качестве помощников при нем действовали генеральный секретарь, коллеги­альный генеральный совет и исполнительный со­вет. Советы назначал также глава государства, руководствуясь выборным департаментским списком нотаблей. В округе аналогич­ное положение занял супрефект. При нем действовал окружной со­вет из 11 членов — для вотирования некоторых исполнительных ре­шений. В низовых коммунах управление поручалось мэру (в комму­нах с населением до 5 тыс. жителей его назначал префект, в более значительных — непосредственно глава государства). У мэра были заместители, а также муниципальный совет — в 10, 20 или 30 чле­нов; членов советов выбирал префект согласно коммунальному вы­борному списку.

По-особому было преобразовано управление Парижа — с тем чтобы изжить революционно-коммунальные традиции. Городу с ок­рестностями был придан статус департамента, и он был разделен на 11 округов во главе с мэрами и двумя заместителями (их выбирал глава государства лично). Центральное управление было поделено между префектом департамента и префектом полиции, которые обладали непересекающимися полномочиями и отчасти контролиро­вали друг друга.

Со временем выборность местных советов все более была замене­на назначением, состав коллегии выборщиков был сделан пожиз­ненным (1802), а затем вовсе — зависящим от усмотрения импера­тора, который присвоил право определять в местные органы любых, по своему усмотрению, «достойных лиц» (например, членов Почет­ного легиона).

Система местного управления, сформированная в период Кон­сульства и Империи, оказалась едва ли не самым долгоживущим ус­тановлением Империи и не претерпела значительных изменений (кроме выборности советов с 1870 г.) до XX века.

Государственные финансы

Усиленная централизация государства в особенности благотворно сказалась на упорядочении финансов и налоговой системы. Финансовый кризис конца XVIII в., усилившийся в прав­ление Директории, был окончательно преодолен, и государственное регулирование обеспечило выход из экономического кризиса. Хотя оно одновременно создавало благоприятные условия для быстрого роста финансовой плутократии.

Налоговая система империи была основана на системе мер, сфор­мированных начиная с первого года революции. Основным и прак­тически всеобщим был земельный налог (по закону 23 сен­тября 1790 г.), которым облагалась любая, застроенная и незастро­енная земельная собственность. В 1791 г. была введена также всеоб­щая личная контрибуция, исчислявшаяся соответственно доходам с движимого имущества (критерием которых было содержание значительных квартир, наличие слуг, лошадей). Существовал налог с патентов (восстановлен в 1798 г.). По образцу Анг­лии был введен налог «на двери и окна» (1794), подра­зумевавший повышенное обложение более зажиточных жилищ. Первоначально система косвенных налогов была ограни­ченной: на юридические операции и таможенные пошлины. В пери­од Империи, особенно в связи с возрастанием военного потребления, многообразные косвенные налоги, характерные для «старого режи­ма», были восстановлены: акцизы на потребляемое спиртное (1806), на соль, табак (1810), государственная монополия на производство пороха (1807). Косвенные налоги к концу правления Наполеона да­вали доход до 43 млн. франков. В качестве главного регулятора фи­нансовой системы был основан Банк Франции (1800). Формально это было акционерное общество, но большая часть акций принадле­жала государству, которое обеспечивало патронат. Банку было пре­доставлено исключительное право выпуска государственных ассиг­наций. В 1803 г. была проведена денежная реформа с введением в обращение новой единицы — франка — и с утверждением га­рантированного государством соотношения драгоценных металлов в монетах (золото и серебро в отношении 2:1).

Упрочение государственных финансов наряду с ограблением соседних стран в ходе завоевательных войн наполеоновской эпохи обеспечило длительное поддержание высокой военной активности Империи. Культ армии, военной доблести, а вместе с тем во­енной субординации и произвола составляли неотъемлемую, но важную часть политической системы и администрации начала XIX в. Воинская обязанность была всеобщей (на основании за­кона 1798 г.) для мужчин старше 20 лет. Срок службы опре­делялся в 5 лет. Однако успешные войны, предоставляемые ве­теранам льготы и раздачи обеспечили Наполеону большое ко­личество волонтеров во французской армии. В течение 15 лет Империи и Консульства под ружье было призвано свыше 2,7 млн. чел. Из них более 1 млн. погибло в ходе многочисленных кампаний, особенно неудачного для Наполеона русского похода 1812-1813 гг. Преувеличенное значение военного фактора в си­стеме Империи предопределило то, что чисто военные неудачи стали главной причиной падения Империи в 1814 г.