Установление монархии

Ближайшие политические события — как внутренние, так и внешние — по­зволили Бонапарту сломить оппозицию и укрепить режим едино­личной власти. Были проведены централизаторские административ­ные реформы, оздоровлены финансы. Погашена гражданская война в Вандее, которая тлела с 1792 г. Были прощены эмигранты, более 40% которых вернулись в страну. Разгромлена якобинская оппозиция. Важными для правительства соглашениями окончились перего­воры с Римской церковью. Победы в войнах привели к выгодному для Франции и Бонапарта Амьенскому миру (март 1802 г.). На этом общественном фоне почти полное одобрение вызвало дальнейшее укрепление единоличной власти Бонапарта.

Конституционные перемены были закреплены сенатус-консультом 2-4 августа 1802 г. (в 86 ст.). Он был принят по итогам нового плебисцита (3,6 млн.: 8,3 тыс. «против»). Причем официальные итоги плебисцита в значительно большей мере, чем в 1799 г., от­ражали реальную общественную поддержку. Существенно расши­рялась власть Первого консула: он мог выбирать себе преемника, представлял кандидатов для назначения 2-го и 3-го консулов, созывал Сенат, распускал Законодательный корпус, от­менял смертные приговоры судов, заключал мирные и союзниче­ские договоры. Самой главной переменой было объявление Бона­парта пожизненным консулом, т. е. превращение его, по сути, в монарха. Такое возвышение единоличной власти было проведено за счет компромисса с Сенатом, который стал первой властной структурой в государстве. Взамен утраченного права на­значать консулов, Сенату было предоставлено право издания сенатус-консультов по вопросам, «не оговоренным конституцией, одна­ко важным для ее успешного функционирования». Сенат впредь мог распускать Трибунат и Законодательный корпус, вводить чрез­вычайные меры, ограничивать индивидуальные свободы. Состав Сената в еще большей мере зависел от Первого консула: он мог до­вести его состав до 120 членов, назначая вне избирательных колле­гий тех граждан, «кто отличился своими талантами и заслугами». Зависимость от правительства возросла и путем конституционного «подкупа» сенаторов: наделением их земельными угодьями за счет государства, комфортабельным жильем, доходом до 25 тыс. фран­ков. «Сенат, — писал Бонапарт, — обрел свой вес в обмен на по­слушание правительству. Ему суждено было стать собранием пожи­лых, изношенных людей, не способных оказать сопротивление кон­сулу».

Режим пожизненного консульства в течение двух лет закономер­но преобразовался в завершенную монархию, хотя и в конституцион­ном обличье. Собственно для признания монархией власти консула недоставало только идейно-политического оформления. Важную роль сыграло создание в 1802 г. новой корпоративной военно-госу­дарственной структуры — ордена Почетного легиона. Иерархия ордена, даровавшегося за военные или гражданские заслу­ги, подкреплялась системой значительных государственных пенсий Для его членов. Тем самым создавалось как бы новое дворянство (взамен разрушенного старого), но всецело из лиц, предан­ных новому строю, притом довольно многочисленное (к 1808 г. было до 21 тыс. легионеров). Немалое значение в эволюции власти сыграл новый государственный быт, уподоблявшийся нравам и куль­турным образцам Римской империи времен цезарей. Расширение за­воевательной политики в Европе, успехи французской армии сдела­ли ее главной политической силой страны. Заговоры монархистов «старого режима» объединили даже левых республиканцев вокруг идеи новой монархии в о и м я Революции. Чем не замедлил воспользоваться Бонапарт для укрепления личной власти.

Новая редакция конституции была утверждена сенатус-консультом 18 мая 1804 г. Третий референдум (с главным предложением — о наследственной власти Бонапарта) завершился полным одобрени­ем (3,5 млн. : 2,5 тыс.).

Конституция X (1804) года (142 ст.) преобразовала Францию в Империю. Идее империи было отдано предпочтение перед королевской властью, потому что она напоминала о временах Рима и Карла /Великого. Хотя конституировалось весьма своеобразное положение: «Управление республикой вверяется императору» (ст. 1). Императо­ром объявлялся Наполеон Бонапарт (ст. 2). Власть его была наследственной по мужской линии. При этом никаких династических привилегий не признавалось. По существу, императорская власть была разновидностью военной цезаристской диктатуры, только снабженная новыми атрибутами.

Компетенция главы республики — императора — расширилась. За ним сохранялось право обнародования сенатус-консультов и других законов, председательствования в Сенате и Государственном совете, назначения министров и должностных лиц, ведения внешней политики. Император приобрел право принимать или отвергать представления Сената о законах, истолковывать законы, назначать главных должностных лиц империи и председателей законодательных органов, высших судов, подписывать приговоры Верховного суда. Правосудие впредь осуществлялось от имени императора. За императором отныне признавалось право издания декретов по самым разным законодательным вопросам, в том числе и в обход полномочий Законодательного корпуса.

Система законодательных учреждений в целом сохранилась. Однако уже с 1802 г. глава республики получил право созывать их по своему усмотрению. В правление Наполеона Законодательный корпус и Трибунат не созывались по нескольку лет. Согласно авторитетному официальному разъяснению, «первый представитель нации — это Император»[20]. Идея народного представительства была видоизменена по образцу римских цезарей. Диктатура превраща­лась в новый абсолютизм.