Центральная администрация

Традиционно Объединенное королевство располагало незначительным (сравнительно с другими ропейскими странами) бюрократическим аппаратом управления. Его увеличение пришлось только на вторую половину XIX в. К этому времени оно состояло из десяти министерств и центральных управлений (бюро).

(1) Казначейство, или министерство финансов, было наиболее важным ведомством. Номинально его возглавлял Первый лорд казначейства, он же премьер-министр, как старший в комиссии лордов из трех человек (учрежденной еще в XVII в.). Настоящим минист­ром финансов был Второй лорд казначейства. Законами специально оговаривалось, что управляющим финансами не может быть като­лик или еврей. Окончательное становление министерства пришлось на реформу 1834 г. Тогда же была учреждена пожизненная долж­ность генерального контролера (специальное аудит-бюро существо­вало с 1785 г.). Казначейство управляло всей налоговой системой, включая ее разработку, учет и собственно взимание налогов. Основ­ными публичными доходами были внутренние налоги (акцизы, по­земельные, на собственность), а также доходы от таможен, почт, с домена. Важной особенностью английской системы налогов стало с XIX в. то, что большинство их уплачивалось в виде гербового сбора (при помощи особых знаков или марок).

(2) Ведомства Тайного совета, не входя формально в аппарат правительства, были важнейшей частью государственной админист­рации. Учрежденный еще в 1660 г. комитет (бюро) торговли вXIX в. превратился в подлинное министерство экономики из 9 управлений: по статистике, железнодорожному строительству и др. В 1843-1844 гг. в его составе появились особые бюро регистрации про­мышленных образцов, акционерных компаний. Вторым важнейшимиз ведомств был Комитет образования (1839), в ведение которого входила организация начального образования.

(3) Министерство внутренних дел координировало деятельность полиции и полицейских судов. К сер. XIX в. в его составе появились специальные бюро: записи актов гражданского состояния, местного самоуправления, обществ взаимопомощи и т. п. — а вместе с ними и новые функции по обеспечению координации правительственной и общественной деятельности самоуправления, развитого в королев­стве.

(4) Департамент иностранных дел формально был учрежден в 1782 г., хотя должность соответствующего секретаря существовала с 1660-х гг. С начала XVIII в. существовал и аппарат секретаря, включая выделившуюся службу агентурной разведки (Интеллидженс Сервис), в становлении которой большую роль сыграл известный английский писатель Д. Дефо. Департамент поддерживал отно­шения с 5 странами на уровне послов, с 20 —посланниками, имел и Других представителей.

(5) Военный департамент (1854) фактически существовал с 1660 г., когда заново после Революции сформировалась постоянная королевская армия. В XVIII в. в составе армии было около 100 тыс. солдат и офицеров, содержание которых определялось особым парламентским Mutiny act. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности (для мужчин 16-60 лет) и за счет волонтеров (ко­торые служили 17-25 лет, после 21 года службы имея право на пен­сию).

Тесные связи и взаимную подчиненность с Военным департаментом или Министерством внутренних дел имели (6) Департамент ко­лоний и (7) Департамент по делам Индии (1858), образованный после краха политики Ост-Индской компании и восстания в Индии. |

Старшим британским ведомством было (8) Адмиралтейство | (1512), возглавлявшееся коллегией шести лордов во главе с Первым лордом Адмиралтейства. Флот был постоянным, первые законода­тельные акты о службе на флоте относились еще к 1661 г.

В XIX в. появились специальные ведомства, занимавшиеся соци­альными вопросами: Бюро надзора за исполнением закона о бедных, Бюро эмиграции.

53.2. Парламент и политические партии