Политико-юридические основы конституции

Сложившийся строй конституционной парламентской монархии был юридически оформлен и закреплен рядом за­конодательных актов, принятых на протяжении 1689-1709 гг. Вме­сте с некоторыми историческими актами они составили части не­писаной английской конституции (в том смысле, что конститу­ция не представлена каким-то единым документом, разработанным и принятым в соответствующей политической и юридической проце­дуре). Особенно важной чертой этого конституционного закрепле­ния было то, что эти законодательные акты были изданы представи­тельным органом и представляли как бы политическое со­глашение с короной (а не были октроированы — изданы монархом в виде самоограничительных условий, которые формально нельзя было запретить отозвать). Это гарантировало юридическую прочность конституционных актов, а также изначальное изменение политико-юридических позиций в сторону несомненного преимуще­ства парламента.

Важнейшим из конституционных актов нового строя стал Билль о правах 1689 г. (в первоначальном виде изданный как «Деклара­ция о правах и свободах подданных и о наследии короны»). В нем устанавливалось: (1) законодательное верховенство парламента — изъятие из-под действия законов, их приоста­новление объявлялось его прерогативой, подразумевая, что и изда­ние законов невозможно без парламента; верховенство парламента распространялось на регулирование налогообложения и на организа­цию вооруженных сил в мирное время; (2) независимость и свобода парламента как государственного органа: выборы должны происходить «достаточно часто», быть свободными, т. е. неподконтрольными монарху; (3) неотъемлемые граждан­ские права: право избирать представителей в Палату общин, право обращаться с петициями к королю, право для протестантов носить оружие; гарантиями этих и других гражданских прав должно было стать запрещение взимать чрезмерные залоги, налагать общие штрафы и применять «жестокие и необычные наказания»; за парла­ментом признавалась «свобода слова, прений и всего того, что про­исходит в парламенте» — все это было неподсудно обычной юсти­ции; тем самым устанавливался в общей форме парламент­ский иммунитет; (4) независимость суда при­сяжных, который только и признавался вправе, в частности, ре­шать «судьбу человека в делах об измене».

Положения Билля о правах были объявлены законом королевст­ва «на вечные времена» и установленными с согласия всех «ветвей» исторических властей: короны, духовных и светских лордов, общин, Вторым важнейшим документом был Акт об устроении 1701 г. В нем регулировались в главном будущее положение английской коро­ны, порядок престолонаследия и основные вопросы деятельности правительственной власти. Поводом к его изданию послужили кончина бездетного Вильгельма и приглашение на престол ганновер­ской герцогини Анны.

Акт об устроении устанавливал (1) под законность королевской власти и даже личности монарха. Определялось, что обладать английской короной может лишь принадлежащий к англиканской церкви. Возможному монарху воспрещалось иметь вла­дения вне Англии и вообще покидать пределы страны бел согласия на то парламента. Провозглашалась (2) под законность и с дополнительной власти: правительство в лице Тайного совета должно было действовать не самостоятельно, а «по законам и обычаям королевства». Вводилась персональная ответственность членов правительства за принятые решения на основе правила и контрасигнатуры — обязательного визирования правительственного решения. Вмешательство короля в подконтрольность правительства парламенту не допускалось. Вводилась (3) подконт­рольность судов парламенту — по решению обеих палат допускалось смещение судей под предлогом, что «ведут себя на хорошо».

Законность деятельности власти представляла еще один важный мотив при формировании нового государственного уклада. В особенности это начало было оформлено в статуте 1695 г., согласно которому законное управление (legitimacy) должно составлять вообще основу социального порядка: «Всякий англичанин должен управляться по законам страны. Все короли и королевы, которые восходят на трон этого королевства, держатся в управлении названных законов) и все их чиновники и министры, каждый в своих функциях, должны будут повиноваться и их соблюдать».

Самостоятельность существования парламента как представи­тельства нации составила еще один конституционный принцип, раз­витый и закрепленный в конце XVII в. На протяжении XVI-XVII вв. парламент рассматривался исключительно, как королевский и подразумевалось, что он прекращает свои полномочия с кончиной монарха. Теперь законодательно было признано, что при смене коро­ны парламент неизменно существует еще на протяжении полугода, если его специально не распустят. При отсутствии вновь избранного парламента следовало созывать членов последнего. Парламент тем самым превращался в постоянного носителя государ­ственной власти. Согласно статуту 1694 г. «парламент дол­жен был собираться, по крайней мере, один раз в три года». Соответст­венно полномочия избранного парламента считались действительны­ми в течение трех лет. В 1716г. срок полномочий парламента был ус­тановлен в 7 лет. По своему составу парламент также был обособлен от правительства и исполнительной власти короны: согласно Акту о должностях (1707) не допускалось одновременно исполнение обязан­ностей члена Палаты общин и пребывание на королевской службе с получением жалованья или выплатой пенсии.

Основными началами конституционного строя английской пар­ламентской монархии тем самым были закреплены (1) государ­ственное верховенство парламента, которому не только принадлежала вся полнота законодательной власти, но и право контроля за правительством и судами; (2) отделение законодательной власти от правительства и(3) отделение короны от непосредственной прави­тельственной деятельности, воплощенное в правиле конституционного обычая: «Король правит, но не управляет». Дея­тельность всех ветвей государства должна быть основана (4) на верховенстве закона, выражающего, прежде всего уста­новленный уровень независимости граждан и состояние их поли­тической свободы.

По существу, конституция новой монархии возродила принципы, декларированные в период Республики.

Принципы английского конституционного устройства стали моделью для наилучшего государственного устройства вообще в представлении политической мысли своего времени. В ка­честве идейного отражения происшедшего в Англии политико-пра­вового поворота от абсолютизма к парламентской монархии возник­ла доктрина «разделения властей» в государстве, которое Должно стать главной гарантией народной свободы и обеспечения прав нации и гражданина. Последовательное и полное свое выражение эта доктрина получила в труде английского философа Джона Локка «Два трактата о государственном правлении», появившемся вскоре после «Славной революции» (1690). Новая доктрина была са­мым тесным образом связана с возвеличиванием результатов анг­лийского переворота (сам Д. Локк прибыл в Англию из эмиграции в качестве секретаря Вильгельма Оранского).

Форма правления в обществе устанавливается самим обществом в зависимости от того, кому оно по первоначальному ус­ловному договору передало законодательную власть. «Фор­ма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной». Законодательная власть пер­вой созидалась в обществе, ибо эта власть важнейшая, и ни одно распоряжение не получит силы и значения, если на него не будет получено согласие общества в виде санкции законодательного орга­на. «Эта законодательная власть является не только верховной вла­стью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило».

Верховный характер законодательной власти не предполагает то­го, что она в своих проявлениях является «абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа». Власть эта ограничена, во-первых, общественным благом, а во-вторых, должна отправлять правосудие и охранять права подданного на основании установленных законов (в этом рассуждении имелось, конечно, некоторое противоречие, но главным было подчеркнуть подза­конный характер действий любой власти в государстве).

Наряду с законодательной в государстве формируется и исполни­тельная власть. Эта власть производная и менее значимая, хотя она может и должна действовать постоянно и даже иметь полномочия по созыву и, роспуску законодательного органа: «Исполнительная власть... явно является подчиненной и подотчетной законодательной власти и может быть по желанию изменена и смещена». Свободна исполнительная власть от такого подчинения только в тех государствах, где законодательная и исполнительная власти сливаются и одном лице (т. е. в особе абсолютного монарха). Однако такое слияние пагубно для блага народа и для народной свободы. И хотя в жизни повреждения соотношения двух властей встречаются неоднократно и системы правления распадаются под влиянием самых рьяных причин, народ всегда остается вправе заново взять власть, а свои руки и пересоздать систему правления в государстве: «Цель и правления является благо человечества; и что лучше для человечества — это чтобы народ всегда был предоставлен ничем не ограниченной воле тирании или чтобы можно было иногда оказывать coпротивление правителям, когда они переходят всякую меру в использовании своей власти и направляют ее на уничтожение, а не Я сохранение собственности своего народа».

Доктрина «разделения властей», идея о праве народа на смену правления (вместе с ними и политический опыт английских револю­ций XVII в.) стали важнейшим источником будущих политических и государственно-правовых движений в мировой истории.