Александр I

Новый рос. император родился в 1777 г., он был любимым внуком Екатерины Великой. Александр Павлович воспитывался при ее дворе и быстро усвоил царившие там повадки и нравы.

Воспитателем молодого великого князя был известный швейцарский политик, приверженец идей Просвещения Ф. С. Лагарп. Он не только способствовал получению А I европейского образования, но и пытался внести в познание будущего монарха либеральные идеи. Лагарп был удален от двора после того, как отказался поддержать план Екатерины об объявлении А I наследником престола, минуя Павла.

Участие А I в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла отстранить старших сыновей от власти. Окончательное согласие на участие в перевороте он дал лишь тогда, когда был подвергнут домашнему аресту и увидел подписанный Павлом указ о заточении императрицы в монастырь и заключении себя самого и брата Константина в крепость. Однако смерти отца царевич искренне не желал. В результате переворота 11 марта 1801 г. А I в возрасте 24 лет стал новым российским императором.

Характерной чертой Александровского царствования стан. борьба двух течений: либерального и консервативно-охранительного; лавирование императора между ними.

Большинство историков выделяют в царствовании А I два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки реформ и стремление провести масштабные преобразования либеральной направленности) и после победы, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. Начать рассмотрение первого периода следует с анализа деят-ти Негласного комитета (1801-1803), неофициального органа при А I , в который вошли “молодые друзья” императора П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. Планы комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. Следует иметь в виду, что под конституцией поним. создание представительного учреждения, провозглашение демокр. свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

Купцам, мещанам, государственным крестьянам указом 12 февраля 1801 г. предоставлялось право покупать ненаселенные земли. 20 февраля 1803 г. по инициативе графа С. П. Румянцева был издан указ “О вольных хлебопашцах”. В соответствии с ним, землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп). Получившие “вольную” на основании указа крестьяне стали именоваться “вольными хлебопашцами”. Однако этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное значение.

Указы 1804-1805 гг. в опред. степени огран. крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещ. продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фиксировались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение “Об устройстве учебных заведений”. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств.

Учреждение министерств завершило процесс реорганизации петровской системы центрального управления, основанной на коллегиальных принципах. Вместо коллегий образ. 8 министерств (военно-сухопутных и морских сил, иностранных дел, юстиции, внутр. дел, финансов, коммерции и народного просвещения). Министры, назначаемые царем и подотчетные ему, единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность. Коллегии не упразднялись, а включались в соответствующие министерства, сохраняя организационную самостоятельность и занимаясь текущими вопросами управления. В целях координации деятельности министерств, а также совместного обсуждения вопросов, учреждался Комитет министров.

Одновр. с учреждением министерств 8 сентября 1802 г. специальным указом императора расширялись права сената. Он являлся “хранителем законов”, высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией.

Новый виток реформаторской деятельности А I связан с именем Сперанского. Из всего того, что предл. реформатор, А I реализовал немногое. 1 января был учрежден Гос. совет – законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств. (О реформах Сперанского см. Билет 19 ). Реформаторскую деятельность А I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызывало негативную реакцию как слева, так и справа,

Второй период царствования (1815-1825) большинством историков хар. как консервативный. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связано с деятельностью А. А. Аракчеева. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осущ. своих конституционных идей.

В 1818-1819 гг. А I поручил А. А, Аракчееву и министру финансов Д. А. Гурьеву разработать проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По мнению Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован.

По личному распоряжению А I тайно, практически одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. А I подписал конституцию Польши, Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Первая палата сейма – Сенат – назначалась царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата – Посольская – избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых). Крестьянам избирательное право не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций своего времени.

А I рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституц. правления в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников (среди них был поэт П. А. Вяземский) во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой российской администрации в царстве польском Н. Н. Новосильцевым разработать проект конституции Лена России. В 1819 г. такой проект под названием “Государственная уставная грамота Российской империи” был представлен государю и одобрен им.

Конституция предусм. создание представительного органа (Государственного Сейма или Думы), состоявшего из двух палат (Сената и Посольской палаты). Сенат формировался царем из членов императорской фамилии и сенаторов. Посольская палата назн. императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым, если после обсуждения в палатах он утв. царем. Конституция провозглашала свободу слова, печати, свободу вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, ответственность чиновников. Вопрос о крепостном праве в проекте конституции не ставился.

Конституция Новосильцева явилась шагом назад по сравнению с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства). Однако на реализацию и этого проекта А I не решился.

В начале 20-х годов во внутр. политике А I преобладают охранительные тенденции. Это связано прежде всего с неудачами во внешней политике А I : антирусская позиция, занятая бывшими союзниками, неспособность Священного союза поддержать полит. стабильность. В рассм. период получили широкое развитие военные поселения – особая организация войск в России в 1810-1857 гг., совмещавших военную службу с занятием в сельском хозяйстве. Вводились они с целью снижения расходов на армию и создания резерва обученных войск. Фактически поселенцы дважды закрепощались – как крестьяне и как солдаты. Претерпела изменения и политика правительства в сфере образования. Ужесточилась цензура.

Почему же А I не осуществил своих планов?

  • в подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.
  • В проведении реформ А I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян А I не мог, опасаясь дворцового переворота.

Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие соц. базы реформ в конечном счете могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.