Вопрос 13. Проектная технология в процессе обучения праву

Педагогическая технология (греч. techno — искусство, мастерство, умение и logos — учение) буквально означает «учение о педагогическом мастерстве». Под педагогической (обучающей) технологией понимается область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации и алгоритмизации приемов обучения.

Из определения видно, что педагогическая (обучающая) технология, во-первых, представляет собой, как и традиционная методика, взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения; во-вторых, предполагает конкретизацию общих педагогических целей; в-третьих, ориентирует весь ход обучения на реализацию этих целей как конечного результата, в-четвертых, представляет собой жесткую последовательность конкретных действий, ведущих к намеченным целям.

В чем же специфика педагогической технологии, ее отличие от традиционной методики? В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин и подчеркивают, что обучающая технология обладает большим, чем традиционная методика, уровнем инструментальности. Под инструменталъностью обучающих технологий будет пониматься совокупность предписаний (требований) к их осуществлению, включая постановку целей (через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся) и алгоритмизацию конкретных действий (определение этапов, шагов, последовательности операций), ведущих к достижению целей. Инструментальность обучающей технологии — свойство, которое обеспечивает ее воспроизводимость и гарантированность результата. Значение технологического подхода в том, что он позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, обеспечивающие получение планируемых результатов. В начале XXI в. в условиях перехода к информационному обществу и обновления всей системы российского образования технологический подход приобретает особую актуальность. Он ориентирует учителя на достижение новых целей и требований к уровню правовой подготовки выпускников, предлагает строить педагогический процесс на основе повышения степени активной самостоятельной деятельности учащихся. Способствует становлению коммуникативной, информационной и других базовых компетенций учащихся. Они предполагают развитие креативных (творческих) способностей школьников, приобретение ими опыта самопознания, самосовершенствования и самореализации во всех сферах общественной жизни.

Проектная технология представляет собой вид обучающей технологии, которая нацелена на самостоятельный поиск учащимися решения проблемы на основе совокупности исследовательских методов с обязательной презентацией «осязаемых» результатов». Основоположник проектного метода американский философ Джон Дьюи характеризовал его как «обучение через делание». Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, получая при этом реальный результат, полезный другим людям.

Проектная технология наиболее популярна в практике обучения обществознанию и праву. Разнообразие видов проектов, подчеркивает Л.Н.Боголюбов, дает основания для их классификации. Так, по содержанию и привязке к учебным дисциплинам можно выделить проекты монопредметные (один предмет — право) и межпредметные (два и более предметов). Пo количеству учащихся проекты могут быть индивидуальными и групповыми. В последнее время индивидуальная проектная деятельность уступает I место групповым видам работы. Это объясняется, в первую очередь, тем, что групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (способность к сотрудничеству и взаимодействию), которые наиболее востребованы на рынке труда и необходимы в любых областях общественной жизни.

По продолжительности деятельности проекты бывают краткосрочными (1 неделя), среднесрочными (от 1 до 4 недель) и долгосрочными (свыше 4 недель до 1 года). Работа над краткосрочными проектами проводится, как правило, непосредственно на уроках. Среднесрочные и долгосрочные проекты выполняются во внеурочное время, хотя началом запуска проекта является обычно урок. В школах, где проектная работа осуществляется по всем предметам, в сетку учебных часов вводится дополнительное время. Оно предназначено для консультаций преподавателя и отслеживания полученных промежуточных результатов. Существуют и так называемые проектные недели, в течение которых школьники освобождаются от традиционных уроков и включаются в работу над проектами.

По доминирующему виду деятельности выделяются проекты: информационные, исследовательские и практико-ориентированные (прикладные). Так, информационный проект предполагает доминирование деятельности по сбору, обработке и анализу информации. Результатом проекта может быть статья, таблица или видеоматериалы, В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска: определение актуальности, объекта, предмета, гипотезы исследования и пр. В итоге представляется на обсуждение чаще всего доклад. Преобладающий вид деятельности практико-ориентированных проектов создание социально-значимого продукта предложений по устранению недостатков чего-либо, планов мероприятий, законов и других нормативных актов, рекламы школы по принципу «дети — детям», школьной информационной службы и др.

Проектная деятельность может иметь разный масштаб. По этому критерию выделяются классные (и межклассные), общешкольные и внешкольные (социальные) проекты. Классные и межклассные проекты предполагают исследования, не выходящие за пределы одного класса или классов данной школы. Общешкольные проекты наиболее часто реализуются при организации и совершенствовании системы ученического самоуправления, а также при подготовке вечеров встреч с выпускниками и юбилеев. В этих случаях имитируются, как правило, отношения «заказчик—исполнитель», имеющие большое значение для будущей социальной жизни учеников. Во внешкольных (сетевых) проектах участвуют две и более школы, расположенные на территории одного района, города и пр. Результатом совместной работы может стать, например, межшкольное научное общество юных обществоведов. В сетевые проекты могут вовлекаться учреждения культуры, органов образования, правоохранительных органов и пр. Объединение усилий способствует продуктивному решению актуальных социальных проблем, например предупреждение детской и подростковой преступности, наркомании и других асоциальных явлений среди учащейся молодежи данного района.

Приведенная типология проектов является условной, ибо любой проект по своему характеру — комплексный, сочетающий в себе черты проектов различных типов. Тем не менее классификация может помочь учителю разнообразить проектную деятельность, характеризовать и описывать проекты, а главное — усилить движение к их комплексности. В этом особенно нуждаются, как показывает практика, исследовательские и прикладные проекты старшеклассников.

return false">ссылка скрыта

Общие требования к проектной деятельности: 1.Наличие проблемы, предполагающей интегрирование знаний и исследовательский поиск ее решения. Именно на решение проблемы направлена деятельность учащихся, ведущая к результату. Слово «проект» (proact) в переводе с латыни означает «брошенный вперед». Проблема проекта отражается в его названии — теме, которая может быть сформулирована в виде вопроса или в иной форме. Проблема — это всегда некоторое противоречие между действительным и желаемым, между известным и искомым. В ней присутствуют две стороны исходная и перспективная, а именно: нахождение неизвестного на основе использования связей с известным. Проблема должна учитывать возрастные особенности учащихся, их опыт и степень сформированности умений проектной деятельности и вызывать интерес.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Конечный результат проекта может быть материализован в разных формах: выводы по докладу, проект закона, план мероприятий, стенгазета, видеоматериалы и др. Полученный результат является следствием познавательной и практической деятельности школьников, а не специалистов-профессионалов. Ученик разрешает именно учебно-познавательную проблему. С учетом этого обстоятельства и следует подходить к оценке предполагаемых результатов,

3. Самостоятельная деятельность ученика. Учащиеся проводят исследование самостоятельно. Они несут полную ответственность за выбор темы проекта, выполнение плана исследования в намеченные сроки вплоть до получения конечного результата. При этом они обязаны осуществлять взаимопомощь в работе (если работа групповая), учиться не перебивать и слушать друг друга, с уважением относиться к иному мнению. Вместе с тем учитель не может совсем устраниться от этой работы, как полагают некоторые педагоги. Напротив, совместная деятельность учителя и учащихся — центральный принцип проектной технологии.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. В старших классах содержание комплексного, исследовательско-прикладного проекта может быть представлено, например, письменным отчетом. Он включает введение, основную исследовательскую часть, заключение, список литературы и приложения.

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий. Это требование ориентирует на то, чтобы процесс исследования происходил поэтапно, с соблюдением последовательности шагов. Этапы исследовательской деятельности могут быть представлены так: 1) определение проблемы, цели, задач и методов исследования, выдвижение гипотезы (разработка инструментария исследования); 2) обсуждение методов исследования, плана и сроков его выполнения, а также способов оформления конечных результатов; 3) сбор и систематизация, анализ полученных данных, подведение итогов и оформление результатов; 4) защита и оппонирование выполненной работы, выводы, выдвижение новых проблем.

Задание для студента. 1. Продумать возможность применения проектной технологии на примере одной из тем курса права.