Бенин и народы йоруба

 

Побережье Верхней Гвинеи, от Берега Слоновой Кости до устья Нигера, населяли народы (кру, эве, акан, йоруба, ибо), очень близко стоявшие друг к другу по языку и этническим осо­бенностям. Об истории населенной ими территории, и в первую очередь Юго-Западной Нигерии, мы узнаем из устных преданий «придворной» историографии, из ценных материалов археологиче­ских раскопок, поразивших специалистов прекрасными произве­дениями искусства, а также из рассказов португальских и гол­ландских путешественников, которые с конца XV в. сообщали интересные подробности быта и государственного устройства этих народов. Однако недостаток письменных источников чрезвычайно затрудняет детальную реконструкцию их истории.

В 1486 г. Аффонсу д'Авейру по приказу португальского короля предпринял торговую и исследовательскую экспедицию ко двору правителя Бенина — обы. К этому времени Бенин, подобно дру­гим городам-государствам йоруба, существовал уже много веков. Первые португальские путешественники описывали большие ко­рабли, вмещавшие около ста человек. Европейские купцы, которых манила торговля у побережий, с удивлением рассказывали о ве­личине и красоте города, о богатстве его жителей, о впечатляю­щем придворном церемониале, о высоком развитии ремесел и ис­кусства. Анонимный автор второй половины XVI в., подписавший­ся инициалами Д. Р., в своем «Описании королевства Бенин» дает известное представление об этом центре западноафриканской культуры: «Дома в этом городе стоят в большом порядке и по­строены один возле другого, так же, как дома в Голландии. В до­ма, в которых живут важные люди, знать или другие, надо по­дыматься на две-три ступени. Они имеют спереди галерею, где можно укрыться в дождь... Каждое утро галерею подметают рабы»8.

Голландский географ О. Даппер, живший в XVII в., также, сравнивал города Западной Африки с голландскими. Он оставил описание дворца правителя Бенина. Квадратный в плане, дворец не уступал размерами тогдашнему голландскому городу Харлему и был обнесен прочной стеной с воротами.

Однако прославили Бенин на весь мир ценнейшие памятники искусства. Экспедиции 1897 г. (во время которых английские ко­лонизаторы разграбили дворцы и похитили ценные бронзы), ис­следования немецкого африканиста Лео Фробениуса, раскопки и случайные находки в стране йоруба, например во дворце они в Ифе в 1938—1939 гг., выявили большие коллекции и отдельные предметы из бронзы и латуни, а также прекрасные резные работы из слоновой кости в Бенине и соседнем Ифе. Они привлекли к се­бе самое пристальное внимание и вызвали множество гипотез и предположений. Стены дворца были украшены бронзовыми изо­бражениями и рельефами знатных людей, военачальников, свя­щеннослужителей, богов и священных животных. Прекрасные бронзовые фигуры и головы членов царской фамилии, стилизо­ванные изображения животных, в том числе змеи и петуха, вы­полненные из высококачественного литья, служили культовыми предметами и украшали так называемый алтарь предков во двор­це правителя.

Большую известность получили и найденные Бэконом в 1897г. бронзовые доски. На более поздних из них запечатлены, иногда во весь рост, европейцы. Придворное искусство синтезировалось в культе предков с творчеством деревенских мастеров, которые в сельских общинах объединялись в касты резчиков и литейщиков. Неудивительно поэтому, что многие произведения, предназначен­ные прославлять правящую династию и ее предков, демонстриро­вать богатство и могущество царя, поражают своим «крестьян­ским» характером. Деревенские мастера работали чаще всего с деревом, глиной, терракотой, т. е. с быстро разрушающимися ма­териалами, тогда как при дворе по приказанию обы и его чинов­ников создавали изделия в основном из бронзы, слоновой кости и терракоты.

Как и в творениях искусства долины Нок и прилегающей об­ласти, появившихся на свет приблизительно на тысячу лет рань­ше, дошедшие до нас произведения Бенина представляют собой стилизованные портретные изображения, доведенные почти до со­вершенства. В них подчеркнуты типические черты, индивидуаль­ные же особенности играют второстепенную роль, они, даже если говорят о разнице в социальном положении, выявлены лишь во второстепенных деталях — в одежде, драгоценностях, раскраске тела и головных украшениях. Высококвалифицированные придвор­ные резчики и литейщики владели искусством особого литья мето­дом потерянного воска и достигли в нем высокого мастерства.

Датирование этих прекрасных по форме и богато украшенных отливок было иногда сопряжено с большими трудностями, но в некоторых случаях ясность внесли аналитические исследования с применением современных химико-физических методов. В на­стоящее время общепринята точка зрения, что преобладающая часть произведений искусства создана при дворах правителей Бенина и Ифе в XIII—XVII вв. Если верить устной традиции, Бе­нин заимствовал технику бронзового литья у Ифе. В первой по­ловине XIII в. правитель Бенина Огуола якобы пригласил из Ифе, тогдашнего религиозного центра всех городов-государств йоруба, опытных литейщиков. На самом деле некоторые из прелестных терракотовых и бронзовых фигурок Ифе, а также бронзы Тады, Джеббы и Гираги или Игбо-Укву (ок. 900 г. н. э.) относятся к бо­лее раннему периоду.

Необходимые для бронзового литья металлы, в том числе медь, ввозили из очень отдаленных местностей, благо торговля с ними велась с глубокой древности. Добывали их, скорее всего, в копях Северной Африки, в Южной Сахаре и в Дарфуре. Выявленные к настоящему времени предметы искусства из Ифе и Бенина, осо­бенно бронзы, по совершенству технического выполнения не толь­ко превосходят соответствующие произведения самого Судана, но и не уступают по тщательности художественной обработки и качеству литья произведениям мастеров европейского Ренес­санса.

После открытия этих прекрасных творений многие буржуаз­ные ученые пытались приписать их чужеземным влияниям, от­вергнуть их африканское происхождение. Не раз даже «доказы­валось», что бронзы Бенина были изваяны в XV и XVI вв. порту­гальцами. Их родиной объявляли Грецию, в них даже усматрива­ли индуистские влияния. Широкий отклик получили оказавшиеся впоследствии совершенно необоснованными предположения Лео Фробениуса, будто цивилизация йоруба создана древними этрус­ками и представляла собой окраину легендарной Атлантиды на западном берегу Африки. Реальные результаты изучения подлин­ной истории народов Африки опровергли многие из этих теорий и гипотез, которые в период империалистических завоеваний и ко­лониального господства пополнили арсенал расистских и колони­ально-апологетических аргументов. Что касается произведений Бенина и Ифе, то сейчас уже невозможно отрицать, что они — творение рук африканских мастеров.

Это не означает, что следует полностью отвергать наличие культурных контактов по старым торговым путям, достигавшим Средиземноморья, Египта, Нубии и Эфиопии. Еще ждут ответа многие вопросы, в частности о связях между отдельными центра­ми искусства в Южной Нигерии (у ибо) и в Береге Слоновой Ко­сти, где издавна производилось золотое литье по методу потерян­ного воска. Но это никоим образом не подтверждает иноземного происхождения искусства Бенина и Ифе, глубоко негроидного по своему существу.

Государство Бенин основал, очевидно, в середине XII в. пра­витель Эвека, выходец из Ифе, религиозного центра йоруба. Тер­ритория Бенина соответствовала области расселения группы пле­мен эдо, которых устные предания называют близкими родичами йоруба. Даже еще в начале XX и. голову каждого умершего обы Бенина хоронили в Ифе. Нигерийскому историку Дж. И. Эгхарезбе принадлежит заслуга реконструкции истории Бенина на осно­ве перечня правителей и других преданий.

В более или менее самостоятельной роли Бенин выступает начиная с XII в., когда он выделился из союза городов-государств йоруба, но этому, несомненно, предшествовала борьба за власть между членами царских фамилий. Образование в Бенине государ­ственных институтов повлекло за собой, как и в других городах-государствах йоруба, появление сложной системы титулов и свя­занных с ними прав и обязанностей и, конечно, отношений экс­плуатации. В первой половине XIII в. Эведо ввел культ новых правителей, построил тюрьму, учредил много новых придворных должностей и упрочил свою власть по отношению к государст­венному совету. Его преемнику традиция приписывает строитель­ство в XIII в. укрепленных стен вокруг Бенина и введение брон­зового литья. Некоторые правители Бенина своими военными по­ходами против соседних племен заслужили занесение в хроники. Так, к моменту появления на земле Бенина в конце XV в. первого португальского посла оба Озуола уже много лет воевал против эгба и заставил их платить дань. Над покоренными областями он ставил вождями и правителями своих сыновей.

Государственное устройство и все социально-экономические условия в Бенине убедительно свидетельствуют о наличии важных черт племенного строя. Это была, скорее, система управления свободными крестьянскими общинами в сельских местностях, сохранившая почти без изменений многие элементы древней сель­ской организации (роль старост и совета старейшин, формы кол­лективного и индивидуального культа предков). Деревенская об­щина как коллектив также осталась неприкосновенной. Каждый городской округ в союзе йоруба имел своего отдельного вождя, т. е. правителя. Как и в случае с городами-государствами хауса, легенды устанавливают династическую связь между всеми госу­дарственными образованиями йоруба.

Начиная с XI в. Ойо (Старый Ойо, или Катунга, к западу от Джеббы) считался политической столицей и резиденцией алафина, являвшегося общепризнанным верховным правителем. Напро­тив, они из Ифе выступал лишь как религиозный глава и храни­тель священного меча; он короновал алафина. Ислам только в XIX в. распространился в некоторых северных областях. До этого времени он не мог поколебать влияние древней традиционной ре­лигии йоруба — культа предков с поразительно богатым пантео­ном. Правители, однако, были объектами истового религиозного поклонения. Города-государства йоруба очень часто враждовали между собой и подчиняли одно другое. Примером могут служить Эгба и Ифе.

Власть алафина или отдельных оба была ограничена советом сановников. Эта служилая знать поддерживала тесный контакт с родовой аристократией через тайное религиозное общество. В то же время правители Бенина и всех других государств йоруба жа­ловали своим приближенным, правда без права передачи по наследству, титулы, привилегии и статьи дохода, пополняя таким об­разом правящую верхушку. Теоретически доступ к иерархической лестнице был открыт для всех, и это надолго задержало образо­вание широкого слоя наследственной знати. Доходы правящей верхушки состояли преимущественно из податей и трудовых по­винностей свободных крестьян и таможенных сборов и налогов с внутренней и внешней торговли и с ремесел.

Рассказы португальских и голландских путешественников XVI и XVII вв. об эксплуатации многочисленных рабов не могут быть безоговорочно отнесены к социальным условиям в Бенине и дру­гих государствах йоруба в XIII—XV вв. Появление здесь рабов вполне могло быть следствием основания европейских факторий, занимавшихся работорговлей, и их обратного воздействия на аф­риканские государства. Хотя первые колониальные завоевания европейцев и основание колоний развязали процессы дифферен­циации и на первых порах правители Бенина извлекали выгоду из некоторых торговых сделок, именно с XVI в. город-государст­во Бенин начинает клониться к упадку, типичному для этого пе­риода.

Почти одновременно с образованием Бенина и других городов-государств йоруба вдоль побережья Западной Африки и до са­мого устья Конго возникали центры объединений племен, нахо­дившихся на поздней стадии родового общества.