Вопрос 11. Диагностика результатов обучения и качества подготовки учащихся по праву

Вспомним общепедагогические требованияк проверке знаний:

- индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний каждого ученика в отдельности по результатам его личной учебной деятельности; - систематичность, означающая регулярность проведения контроля успеваемости учащихся на протяжении всего процесса обучения; - разнообразие форм проведения контроля, способствующего выполнению обучающей и воспитывающей функции контроля успеваемости, повышению интереса учащихся к его проведению и результатам; - всесторонность, охватывающая все разделы учебных программ, знание теоретических положений, практические умения и навыки учащихся; - объективность, исключающая субъективные и ошибочные суждения и выводы учителя; - единство требований учителей, осуществляющих контроль успеваемости учащихся в данном классе.

Основные методические требования к проверке: отбор содержания материала для проверки исходя из целей обучения; полнота содержания проверки и объем (проверка главного, основного); принцип тематической связи вопросов и заданий; разнообразие видов и форм проверки; результативность проверки: сколько оценок поставлен, качество ответов учащихся; активность класса во время проверки (рецензирование ответов, дополнительные вопросы и задания, работа учащихся в тетрадях); обязательное подведение итогов проверки знаний и умений.

Видыпроверки знаний и умений по праву определены в государственном образовательном стандарте по обществознанию:

1.Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Имеет большое значение для стимулирования учащихся привычки к систематической самостоятельной работе по выполнению учебных заданий, повышения их интереса к учению и чувства ответственности. Текущий контроль сочетается с изучением материала, его повторением и практическим применением.

2.Этапно-тематический (периодический контроль) успеваемости обычно проводится после изучения логически законченной части (раздела) программы или в конце четверти с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке знаний, умений, навыков учащихся, охватывающей сравнительно небольшой материал.

3.Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года. Особая форма итогового контроля – единый государственный экзамен.

Формыпроверки знаний и умений: устная и письменная.

Методы диагностирования (контроля) – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

а) методы устного контроля:

1.Устный фронтальный опрос. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по небольшому объему материала, дают краткие ответы. Он удачно сочетается с задачами повторения и закрепления пройденного материала. 2.Краткие ответы с места. Предполагает лаконичные ответы с выделением главного. 3. Индивидуальный опрос у доски. Цель: основательный контроль знаний ученика. Учащийся вызывается к доске. При ответе обращается внимание на обстоятельность, осознанность ответа учащихся, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых положений, умение практически применять усвоенные знания. Подлежащих опросу учитель намечает при планировании урока. Важно также привлечь внимание всех учащихся к ответу товарища (рецензирование, постановка вопросов, дополнение, уточнение). Ответ прерывается в крайних случаях, если не выделяется главное, проявляется отклонение от темы. Фактически индивидуальный опрос сочетается с письменным. Часть учащихся может выполнять задания письменного контроля. 4.Устная взаимопроверка. Ответ наговаривается соседу по парте. Оценка выставляется в журнал открытых знаний (учит правде, добру, справедливости). В ходе взаимопроверки учитель ходит по рядам, прослушивает и оценивает ответы учащихся. 5.Тихий магнитофонный опрос. 6.Устный взаимоопрос. Учащиеся готовят вопросы дома. 7.Ответ по цепочке. 8.Комбинированный опрос. Сочетает различные приемы устного и письменного контроля. Варианты его разнообразны.

в) методы письменного контроля:

письменная самостоятельная работа, правовой диктант, задания по составлению таблиц.

Тестовая методикаявляетсянаиболее эффективным средством проверки формализованных знаний по праву. Это задания стандартной формы, которые прочно вошли в методический арсенал учителей права. Положительным моментом является следующее: 1.Объектвность оценки результата. 2.Возможность использования во всех формах учебной работы: фронтальной, групповой, индивидуальной, устном и письменном опросе. 3.Возможность использования на всех этапах обучения: от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний. 4.Экономичность во времени, особенно в ходе электронного контроля.

Зачетная система проверки знаний. Цель ее состоит в том, чтобы уточнить и обобщить приобретенные знания, выявить уровень усвоения ведущих идей и понятий темы. Это форма тематического контроля знаний. Методические варианты зачета разнообразны: 1.Зачет с использованием всех форм проверки знаний письменного и устного контроля. 2.Индивдуально-контрольное собеседование в форме свободной беседы. Одновременно просматриваются тетради учащихся. 3.Групповое собеседование. Приглашаются более трех учащихся. В форме свободной беседы выявляются знания учащиеся. Вопрос задается всем. Отвечает тот, кто знает материал.

Задание для студента. 1. Разработать методику проверки знаний учащихся на материале одной из тем курса права.