Вопрос10. Формирование умений учащихся в курсах права

Умение-это сознательное владение каким-либо способом деятельности. Навык – умение, доведенное до автоматизма. (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер).

М.Т. Студеникин выделяет группы умений: 1.Учебно – организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня). Они формируются на всех учебных предметах.

2.Речевые (письменные и устные: задавать и отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, аннотировать, рецензировать).

3.Учебно – информационные (работа с источниками знаний, библиографией, каталогом): 5 класс: выделять главное в отрывке учебного текста, ориентироваться в тексте учебника, используя его оглавление, составлять простой план рассказа (под руководством учителя), пересказывать содержание учебника, опираясь на его текст и иллюстрации, составлять простой план параграфа. В 6 классе: составлять сложный план по тексту учебника, кратко излагать материал 2-3 параграфов, использовать документ как источник знания, пересказывать содержание документа, самостоятельно строить рассказ на основе двух-трех источников знаний. В 7 классе: самостоятельно изучать параграф учебника или документ, ориентируясь на поставленные вопросы. 8 класс: обобщенно излагать материал из нескольких параграфов учебника. 9 класс: работать с документами, справочниками, используя внеурочную информацию; составлять план-конспект параграфа, фрагмента документа, готовить доклад, выступать с ним, несложный реферат на 1-2 статьи, аннотировать, рецензировать. 10-11 классы: излагать сквозные вопросы темы.

4.Учебно – интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль, самооценка.). Важное умение умственной деятельности - изложение событий в форме ответов на вопросы: кто, что, когда, где, как, почему, зачем. 5 класс: уметь сравнивать отдельные события, давать описание фактов, объяснять термины. 6 класс: анализировать и обобщать исторические факты, делать несложные выводы, давать сравнительные описания природных условий стран, орудий труда, памятников культуры. 7 класс: выявлять существенные признаки социальных групп общества, сравнивать однотипные явления и процессы, обобщать причины, выявлять значение событий, обосновывать свои выводы фактами из разных источников. 8 класс: оценивать значение явлений и событий, сравнивать однотипные процессы отечественной и всеобщей истории, выявлять их причины и следствия. 9 класс: анализировать исторические факты, опираясь на теоретические положения. 10-11 классы: формулировать определения отдельных исторических понятий, анализировать и обобщать на основе знаний по истории, обществознанию, источников и характеризовать общественные явления в развитии, давать сравнительную характеристику процессов.

Помимо общеучебных умений в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. По мнению Морозовой С.А., в правовом обучении посредствам определенных приёмов или их системы формируются следующие специальные правовые умения: умение объяснять знание юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий; умение комментировать юридические тексты; умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций; умение формулировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права; умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах; умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности); умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку проступков людей, собственных действий с позиции права.

Универсальная методика формирования умений предложена М.Т.Студеникиным:

1 этап. Формирование ориентировочной основы умения. Здесь важно раскрыть суть мыслительной операции учителем. Учащиеся усваивают знание конкретного приема. Составляется план – памятка выполнения операции.

2 этап. Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.

3 этап. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

4 этап. Применение умения по типу все более отдаленного переноса ( в перспективе).

 

Соотношение специальных правовых умений и формирующих их методических приемов (Морозова С.А.):

· Научить читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках. - Во время уроков необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно- правовые акты, источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую информацию. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой.

· Стимулировать чтение юридической литературы. - Организовать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно- правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задания каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания.

· Научить учащихся определять, является ли данная ситуация юридической; видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы. - Дать задания написать рецензию на «правовой» спектакль, кино- фильм, книгу; прочитать газетную статью. Проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные упражнения, содержащие вопрос: «Какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная?»

· Научить ориентироваться в отраслях российского права. - Можно предложить учащимся решать «правовой» кроссворд; написать «правовой» диктант; определить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права регулируются события, описываемые в книге.

· Выработать у учащихся привычку постоянно обращаться к юридической литературе, юридическим источникам. - При решении задач постоянно использовать задание: «Объясните, на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение».

· Сформировать умение самостоятельно ориентироваться в законодательстве и применять знания норм права к отдельным жизненным ситуациям, имеющим юридический смысл. - Учить выступать с докладами и сообщениями на юридические темы на основе нормативно- правовых актов и других источников. Систематически проводить практические занятия по решению учебных юридических задач.