Вопрос 8. Межпредметные (М/П) и внутрипредметные (В/П) связи в обучении праву

1.Дидактическая сущность М/П и В/П связей.Одна из важнейших мировоззренческих идей, которую должен усвоить школьник – это единство и многообразие мира. Взаимосвязь между его составными частями (природа, общество, человек) изучается в ряде школьных дисциплин: биология, физика, экономическая география, история, обществознание, каждая из которых, в соответствии со своими задачами и содержанием, рассматривает те или иные аспекты бытия. К примеру, в курсе биологии учащиеся знакомятся с понятиями «популяция», «биосфера», «ноосфера». Экономическая география изучает сферы экономики, теорию народонаселения, демографическую ситуацию и т.д. Школьный предмет «Литература» рассматривает гуманитарную сферу, систему нравственных ценностей. История знакомит с прошлым человечества, его социальным, нравственным, духовным опытом. Право как учебная дисциплина знакомит с нормами права, регулирующими жизнедеятельность людей. Учащийся должен представить мир как одну единую цивилизацию и выявляя глобальные проблемы современности, характеризовать проблемы отдельных стран и народов. Поэтому необходим синтез знаний, приведение их в определенную систему, упорядочение фактов, понятий, идей, умений учебного труда. Частные аспекты, конкретные проявления должны привести к пониманию общего. Средством систематизации знаний служат в дидактике М/П и В/П связи. Установить связи в обучении - это значит обратиться к содержанию ранее изученного с целью усвоения нового правового знания, т.е. опереться на известные факты, понятия, идеи, умения, изученные в рамках другого предмета или курса права. Поэтому учителю необходимо глубоко осознать общую цель осуществления М/П и В/П связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения, понимание ими закономерностей общественного развития и осознание необходимости применения теоретических знаний разных школьных предметов к анализу и оценке фактов правовой действительности прошлого и настоящего.

Методические приемы и средства реализации М/П и В/П связей охарактеризованы Колосковым А.Г. 1.Объяснение нового материала с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов права или другого учебного предмета (образование государств, складывание нормы права).

2.Формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, конспекта, сравнительной характеристики) с учетом того, как он формировался учителем смежного предмета и как практически осваивался учащимися в предшествующем классе. 3.Припоминание школьниками необходимого материала, который уже изучался по праву или другому предмету, на основе специальных заданий подготовительного повторения (это могут быть задания опережающего характера). 4.Обучение приемам припоминания и самостоятельного применения ранее усвоенных знаний, в том числе с использованием логических, графических схем, карт и других наглядных пособий. 5.Постановка учителем вопросов на доказательство, требующих от школьников припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. 6.Сопоставление и интеграция однотипного материала из курса права или других учебных предметов. 7.Обобщение знаний на межпредметной или внутрикурсовой основе путем составления различных тематических таблиц (сравнительных, синхронистических, проблемных). 8. Припоминание школьниками (по заданию учителя) содержания правовых и исторических документов, фрагментов художественной и мемуарной литературы, изученных ранее или изучаемых синхронно (например, образные описания исторических событий и их участников) и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками оценками в учебниках права или истории, повторное самостоятельное обращение к ним. 9.Создание проблемных ситуаций на межпредметной и внутрикурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся. 10. Систематическое применение межпредметных заданий и вопросов, побуждающих к актуализации знаний ранее изученного материала. 11. Повторное, преемственное обращение к ранее известному теоретическому положению или понятию к оценке правового или исторического явления, события, деятеля. 12.Проведение объединенных, в том числе межпредметных уроков обобщения, стимулирующих применение обобщенных знаний, в том числе теоретических.

Традиционными приемами реализации связей в обучении в старших классах являются: 1.Систематическое сопоставление однотипных процессов и закономерностей общественного развития, рассматриваемых в курсах права и истории, генерализация знаний об общественных закономерностях в результате привлечения теоретических знаний из курсов обществознания и права. 2.Объединенное рассмотрение отдельных близких по своему содержанию вопросов права, а также общих проблем, обсуждаемых в процессе обучения права, истории и обществознания, с целью обеспечения целостного восприятия и понимания учащимися взаимосвязи правовых, исторических и современных событий, явлений, процессов. 3.Систематическое привлечение старшеклассниками ранее усвоенных знаний по курсам истории, права, обществознания, экономики, литературы и других предметов, а также источников внеурочной информации: научно-популярной, художественной литературы, материалов средств массовой информации. 4. Организация школьных лекций вводного характера с внесением вопросов на актуализацию знаний межпредметного и внутрипредметного плана. 5.Проведение межпредметных теоретических конференций старшеклассников по материалам различных предметов и курсов.

Задание для студента.1. Продумать возможность использования на уроке межпредметных и внутрипредметных связей в обучении.