Вопрос 6. Виды (формы) уроков права. Лекционно – семинарские занятия

Вид (форма) урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся или преобладающим на данном уроке источником. В этом случае речь идет о внешней стороне, методической модели урока. Тот или иной тип урока может быть проведен в виде оригинальной методической модели. Как правило, в ходе таких уроков заметно повышается познавательная активность учащихся, улучшается эмоционально – психологический фон урока. По мнению Е.Е.Вяземского и О.Ю. Стреловой виды уроков могут бесконечно варьироваться в зависимости от используемых источников и характера деятельности учителя и учащихся. В инновационной практике учителей права встречаются следующие виды уроков: кино-, теле - и видео - уроки. За основу классификации взяты средства обучения. Уроки, представляющие прототипы деловых встреч, организуемых в повседневной жизни на разных уровнях и в разных сферах общественной жизни: презентации, пресс-конференции, интервью, «круглые столы». По мнению М.В. Коротковой, можно выделить уроки-дискуссии (регламентированная, проектная, урок – суд, урок – митинг, урок – симпозиум, «вертушка») и т.д. К видам уроков следует отнести урок-экскурсию, интегрированный урок, проблемный урок, урок – теоретическая конференция.

Особую группу составляют уроки, заимствующие вузовские формы обучения, в том числе лекция, семинар, практикум, лабораторный урок. Урок – лекция - обстоятельное, глубокое, логически стройное изложение главного в содержании темы, раздела. Используется главным образом на этапе изучения нового материала или на повторительно – обобщающем уроке, когда необходимо раскрыть закономерности историко – правового процесса, логику исторического события; дать глубокий и развернутый анализ политико – прововых течений, общих процессов, деятельности партий, суть реформ, сущность и структуру сложного правового понятия, в котором преобладает теоретический материал. Сущностные требования к лекции: научность содержания, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения. Планируя лекцию, следует продумать формы записи учащимися. Это могут быть тезисы, таблица, план, схемы и т.д. Поэтому в средних классах обращается внимание на формирование приемов фиксации учебного материала, культуру оформления лекции (наличие полей, расположение текста, выделение ключевых мест в лекции). Методические требования к лекции включают: запись темы и плана лекции на доске, оформление литературы по алфавиту, словарную работу в ходе лекции, работу с доской. Следует заканчивать обсуждение каждого вопроса лекции краткими выводами (резюме) и в заключение лекции формулировать обобщающие выводы. Активизации внимания учащихся в ходе лекции способствуют специальные задания: выписать основные понятия, определить ведущую идею, сделать обобщающие выводы и т.д.

Виды лекций могут различаться в зависимости от основной дидактической цели. Главная задача информационной лекции - исчерпывающе изложить учебный материал, подробно рассмотреть вопросы, обстоятельно изложить факты. Проблемная лекция ставит цель не только сформировать знания по теме, но и создать условия для формирования опыта творческой деятельности по выдвижению гипотез, решения проблемных вопросов и задач. Различают вводную, текущую, заключительную, обзорную, установочную, интегрированную лекцию, лекцию с заключительным контролем знаний, лекцию – интригу. По способам и средствам проведения - лекция - дискуссия, кино – лекция, телевизионная лекция, видеолекция, лекция – презентация.

Структура лекции включает вступительную, основную, заключительную часть. Вступительная часть занимает не мене 10% учебного времени и является ответственным элементом лекции. На этом этапе важно заинтересовать учащихся темой, настроить их на работу. Называется тема, сообщается план, литература. Важно разнообразить вступительную часть различными приемами: 1. Подчеркнуть внутрикурсовую связь, напомнив одно из положений, рассмотренных ранее и перейти к изложению первого вопроса лекции. 2.Подчеркнуть теоретическое и практическое значение темы для дальнейшей учебной деятельности школьника. 3.Сообщить, какое место в науке и практике занимает данный вопрос. 4. Дается интересная историческая справка, показывающая предысторию данной темы, или справка об ученых, работающих над этой темой. 5. Ставится интересный захватывающий вопрос или задача, решению которой посвящается данная лекция. Основная часть занимает более 60% учебного времени. В ходе нее возможны следующие приемы активизации внимания учащихся. 1. Сталкивание мнений различных практиков, исследователей проблемы. Педагог излагает разные точки зрения, высказывает свое мнение, побуждает к этому учащихся. 2. Побуждение учащихся сделать выводы и обобщения. Иногда учитель прерывает лекцию на интересном месте, учащимся дается задание продолжить размышление над вопросом. Учитель рекомендует литературу, которую можно прочесть для того, чтобы ответить на вопрос. 3. Установление контакта с аудиторией, использование элементов беседы: «Все ли ясно?», « Как вы думаете?» 4. Использование эпизодов из жизни корифеев науки, фрагментов, образов художественной литературы. Это всегда оживляет лекцию, повышает эмоциональность изложения, способствует лучшему запоминанию. 5. Переходя от одного вопроса к другому, следует сделать резюме и обратить внимание на формулировку следующего вопроса. В заключительной части лекции (20% времени) делаются обобщающие выводы, учитель отвечает на вопросы учащихся. Ставятся задания, направленные на организацию самостоятельной работы над материалом лекции и предложенной литературой.

Урок – семинар предполагает обсуждение важнейших вопросов темы на базе полученных знаний или предварительной самостоятельной работы с источниками и литературой, анализа личного опыта. Цель семинара: теоретически обобщить пройденный материал: научить учащихся выступать с сообщениями, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, вырабатывать навыки самообразования. Способы проведения семинара: свободная дискуссия по вопросам, предложенным учителем, или заслушивание заранее подготовленных докладов с последующим их обсуждением. Успех семинарского занятия зависит от вводного и заключительного слова учителя. Во вступительной части учитель объявляет тему, доводит до учащихся основные вопросы, цель семинара, подчеркивает значение темы в общей логике курса права. Ставит первый вопрос. Эффективность семинара зависит от хорошо продуманных основных и дополнительных вопросов, умения учителя сконцентрировать внимание учащихся на ответах товарищей, на выявлении сильных и слабых сторон в выступлениях учащихся. В ходе семинара учителю важно дополнять ответы учащихся и требовать этого от других учащихся, делать резюме по рассматриваемому вопросу и переходить к следующему вопросу. В заключительном слове следует подвести итоги семинара, вычленив главные идеи, рассмотренные на семинаре, оценить ответы учащихся. Типичные ошибки в проведении семинарского занятия связаны с чтением заранее подготовленных сообщений, что нередко проходит при абсолютной пассивности класса. Не следует прерывать выступления учащихся вопросами. В результате складывается неблагоприятная ситуация для свободного обмена мнениями.

Лабораторный урок (урок работы с документами) преследует цель формирования умения самостоятельной работы с источниками (анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, давать оценку документу, оформлять различные виды записей). Этапы урока. 1. Организационная часть. Учитель объявляет тему, цель урока. Обращает внимание на характер источников, которые будут изучаться. Дает четкий и ясный инструктаж по существу задания, зафиксировав его на доске. 2. Этап собственной деятельности учащихся - основной и самый длительный. Предполагает выполнение задания письменно. 3. На итоговом этапе предполагается коллективное обсуждение результатов выполненного задания. По необходимости учитель рекомендует внести уточнения и дополнения в записи учащихся. Типичные ошибки лабораторного урока связаны с преобладанием вопросов и заданий репродуктивного характера, редким обращением к словарям – справочникам.

Урок – практическое занятие. Цель урока – способствовать применению теоретических знаний, полученных в ходе изучения курса права, путем решения познавательных задач, а также рассмотрение практических заданий, связанных с содержание курса, например, анализом явлений правовой действительности.

 

Задание для студента. 1. На материале педагогической печати подготовить сообщение, посвященное, описанию урока права с использованием современных образовательных технологий. 2.Разработать конспект урока с применением приемов дискуссии или игры.

 

 

Цели и задачи урока. Тематическое и поурочное планирование

Цели и задачи урока.Важным условием эффективного урока права является правильное определение учителем целей и задач урока и их умелая реализация с учетом неразрывной связи формирования знаний, развития мышления, воспитания учащихся. Сформулировать образовательные цели и задачи – это значит определить, какие знания необходимо формировать у учащихся, т.е. какие факты, явления, понятия, выводы должны быть усвоены. Воспитательные цели и задачи урока включают в себя работу по формированию ценностных ориентаций учащихся. Определить развивающие цели и задачи – это значит наметить, какие умения и навыки будут формироваться у школьников в связи с изучаемым на уроке правовым материалом, какие черты общего и правового мышления будут развиваться. Следует обратить внимание на специальные правовые умения учащихся. Принципы технологического подхода в обучении праву нацеливают учителя на системную организацию образовательного процесса. Поэтому, учитель должен четко представлять цели изучения предмета «Право» в целом. Они составляют системообразующее звено в учебно – воспитательном процессе по предмету (макроуровень). Исходя из общих целей изучения курса, важно определить цели изучения отдельно взятой темы (мезоуровень). Осознание учителем целей обучения двух первых уровней поможет эффективно выделить цели и задачи отдельно взятого урока (микроуровень). Все три группы целей равны, взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Тематическое и поурочное планирование

Тематический планпомогает: равномерно и рационально распределить учебное время; реализовать необходимые внутрипредметные и межпредметные связи в обучении; выделить ключевые, стержневые линии изучаемого материала в пределах отдельных тем и разделов; охватить весь комплекс информационных ресурсов и наглядно-печатных пособий и создать систему их использования на уроках; разнообразить формы обучения, наметив различные типы уроков в пределах тем, разделов; подготовить конспект урока. Таким образом, тематический план решает перспективные задачи обучения праву, помогает теоретически осмыслить содержание темы, обеспечить связь с ранее изученным материалом и оптимально подобрать технологии обучения.

В процессе обучения праву могут применяться разновидности планов, отличающихся количеством разделов:

- могут быть разделы: название раздела, темы, календарные сроки, количество часов на тему, номер и название уроков, внеклассная работа, литература;

- более конкретно поурочное планирование: тема урока, тип; количество часов; основные понятия, проблемы, идеи; виды связей в обучении; средства обучения; источники.

Конспект урока

Конспект урока - это своеобразная теоретическая модель урока. Основные разделы конспекта: тема; цели и задачи урока; учебно – методический комплекс и информационные ресурсы; тип, вид урока. Ход урока оформляется в трех колонках: 1.План изучения темы; 2.Деятельность учителя; 3.Познавательная деятельность учащихся.

Римскими цифрами обозначаем этапы урока в зависимости от выбранного типа. Указываем время на каждый этап урока. Указываем методические приемы обучения. Задания для учащихся в зависимости от выбранного доминирующего уровня познавательной деятелности.

Задание для студента. 1.Составить тематический план одной из тем курса права. 2. Подготовить учебно – методический комплекс по одному разделу школьного курса права.