Родосская школа.
Третьим большим художественным центром эллинизма был остров Родос. Художественная жизнь Родоса имела давнюю традицию, еще в 8—6 вв. до н. э. здесь процветали керамические мастерские.
Город Родос, в северной части острова, построенный в конце 5 в. до н. э., играл в эллинистическую эпоху значительную экономическую и культурную роль. Здесь работали живописец Протоген и ученик Лисиппа скульптор Харес. Этот смелый мастер создал одно из семи чудес древности — колосса Родосского. Огромная, до 30м высотой, бронзовая фигура бога солнца Гелиоса опиралась ногами на берега гавани, но уже в 227 г. до н. э. статуя разбилась при землетрясении.
К родосской школе 3 в. до н. э. причисяют и знаменитую статую Нике Самофракийской (Рис. 194), стоявшую в виде победного монумента на скале острова Самофракия (в северной части Эгейского моря). Богиня в стремительном порыве как бы взлетает с постамента, оформленного в виде носа корабля. Могучие крылья раскрыты за ее спиной, тонкая одежда, плотно прилегая, обрисовывает стройное тело.
На Родосе работали в конце 2 в. до н. э. скульпторы Аполлоний и Тавриск, родом из малоазийского города Траллы. Копия их произведения — «Казнь Дирки», или так называемый «Фарнезский бык», найдена была в Риме. Сюжет этой группы навеян трагедией Еврипида «Антиопа». Мифологические герои Зет и Амфион мстят Дирке за оскорбление их матери. Они хотят привязать Дирку к рогам дикого быка. Стремление мастеров показать свою виртуозность в ракурсах, в точности передачи анатомического строения идет за счет ясности и цельности композиции. Несмотря на мастерское исполнение каждой фигуры, произведение кажется перегруженным, нарочито усложненным. Следует отметить выбор сюжета: момент взят трагический— обреченность Дирки, неизбежность страшной казни — вот идея этой скульптуры.
Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проникнута знаменитая группа Лаокоона с двумя сыновьями, созданная Агесандром, Полидором и Афинодором в середине 1 в. до н.э. (Рис. 195). Небольшой алтарь с драпировкой служит опорой для фигур Лаокоона и младшего сына, уже падающего от укусов змей. Страшная неминуемая гибель всех троих выражена различно: старший сын еще не чувствует мук и с ужасом смотрит на отца, который делает отчаянные попытки бороться со змеями, младший сын уже не держится на ногах, он гибнет. Особенно удачна фигура Лаокоона при виде гибели своих сыновей его физические муки усугубляются душевными страданиями. Дыхание его прерывается, кажется, что он издает вопли, лицо искажено нечеловеческими муками. Поверхность лица и тела передана очень дробно, с явным желанием показать, выделить каждый отдельный мускул. Такая измельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее цельное впечатление. Не совсем удались художникам фигуры сыновей: их пропорции уже взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит характер рельефа, и положение главной фигуры явно заимствовано с фриза Пергамского алтаря, именно с фигуры Алкионея. Правая рука Лаокоона реставрирована, она была в таком движении, как у гиганта, то есть согнута к голове, что придавало более замкнутый плавный характер общему силуэту всей группы. Лаокоон открыт в развалинах терм Тита в Риме в 1506 году и долго считался наряду с Аполлоном Бельведерским вершиной греческого искусства.
Искусство эллинизма в значительной мере определило развитие античного искусства в последующие века. Рим и его провинции, далекие Индия и Средняя Азия испытали самое сильное его влияние. Глубина и широта эллинистического искусства давали возможность другим народам с самостоятельной культурой находить в нем для себя адекватные образы, художественные приемы. Искусство эллинизма - необходимый фундамент для развития культур народов, входивших некогда в империю А.Македонского.