Движущие силы исторического развития.

При анализе движущих сил исторического развития исследователь всегда сталкивается с плюрализмом позиций в диапазоне от «мнения правят миром» до «осуществление неумолимого закона», включая и предопределенность либо географической средой, либо национальным характером народа.

Такой разброс свидетельствует не о том, что все существующие концепции демонстрируют частичную правоту. Но эта «частичная правота» возведенная в абсолют ведет к очередному заблуждению. Стало быть, надо из этих «частичных правд» вычленить то общее, что имеется в каждой концепции, и что обеспечивает жизнь этих концепций, их право на существование. Поиск общего сопряжен с необходимостью принять следующие положения.

· Бесполезно искать единую движущую силу истории всего человечества за пределами противоречия между сущим и должным, помня о динамике количественно - качественных изменений потребностей и интересов человека на протяжении всех этапов его становления и развития;

· Нельзя отождествлять главную движущую силу истории человечества и движущую силу отдельно взятого народа;

· Нельзя забывать, что действие движущей силы исторического развития по-разному проявляется в различных условиях.

Первоначально для истории человечества, на этапе его становления, характерен естественно-исторический процесс с ориентиром на осуществление и сохранение традиций (!). Люди предпочитают жить по законам предков, ничего не меняя в своей жизни. (См.: Конфуций). И только в последние 300-400 лет человечество начало сознавать, что ему предстоит жить в постоянно изменяющемся мире экстремальных условий, когда с эпохи Возрождения (время первоначального накопления капитала) востребована личность, устремленная только вперед без оглядки на прошлое; личность авантюриста, тщеславия и вероломства.

И условия среды обитания и особый человеческий фактор адаптируют новую парадигму развития, которая взламывает привычные циклы той силой, которую назовем фактором в отличии от условий обитания и существования.

Общество, как система, теряет равновесие, пребывает в кризисе с последующим приспособлением и реакцией на вызов изменившихся условий. Только в некоторых случаях можно констатировать качественные изменения в лучшую сторону. Чаще всего ситуация «вызов-ответ» завершается упадком, разрушением, и даже исчезновением отдельных цивилизаций, неспособных должным образом отреагировать на проблемную ситауцию.

Движущие силы можно классифицировать по различным основаниям: они могут быть внешними и внутренними; постоянными и переменными; всеобщими и частными.

Внешние движущие силы представлены средой обитания. Среди них относительно постоянные (климат, рельеф, реки, почвы, флора, фауна) и временные (землетрясения, наводнения, эпидемии и так далее)

Внутренние движущие силы это постоянно развивающиеся производительные силы общества. На их роль в истории человечества и истории отдельных народов различная. И тем не менее, именно производительные силы проходят по реестру всеобщих движущих сил. Что касается частных движущих сил, то это могут быть добрые или злые соседи, войны, торговля, новые идеи.

Под воздействием этого «джентльменского» набора движущих сил осуществляется историческая эволюция, слепая и неразумная в своем проявлении, ибо естественный отбор неразрывно связан со случайностями. Выигрывал только тот народ, который сознательно или бессознательно давал оптимальный ответ на внешний отзыв. Движение к новому качеству, как правило, сопряжено с упадком, жестокостью, гибелью целых народов и цивилизаций.

Постепенно складывается механизм развития, который проявляется в преемственности с прошлым и ориентиром в перспективу; складывается способность общества к саморазвитию, заимствуя чужой опыт и чужие средства; рационально осмысливая противоречие между сущим и должным. Формируется единый ствол дерева человеческого рода, не исключающего, а предполагающего различия на уровне частного, когда каждый народ реализует свои движущие силы в неповторимом соотношении человеческого фактора и условий его осуществления. И в этом принципиальное отличие человеческой эволюции от биологической.

Весь спектр векторов развития редактирует направление истории через взаимосвязь наличных факторов и условий их проявления. С появлением в обществе социальной неоднородности и социального неравенства взаимодействие внешних и внутренних факторов становится разнообразнее. Отныне:

· враг может среди недовольных формировать «пятую колонну»;

· внешняя война может сглаживать внутренние конфликты, а может закладывать новые, если принять во внимание, что в любом противостоянии победитель обретает свою противоположность. Россия победила Германию и Японию, чтобы спустя 50 лет ориентироваться на их помощь и гуманитарные подачки;

· Внешняя война может быть причиной внутренней войны и наоборот;

· милитаризация ведет к научно-техническому прогрессу;

· смена идеологий ведет к росту или замедлению рождаемости;

· наличие или отсутствие торговых путей усиливает или ослабляет кризисы, связанные с перепроизводством;

· наличие или отсутствие энергоисточников и достаточной сырьевой базы обеспечивает либо благополучие, либо порождает нищету;

· излишества тормозят инициативу и рождают лень. Ибо нет большего несчастья родиться в стране богатых возможностей.

· Последствия комбинации взаимодействия объективных условий и наличного субъективного фактора на одних этапах могут быть благоприятны, а на других – отрицательны.