Вопрос3. Правовые понятия в школе. Их функции. Методика формирования понятий в курсах права

Основная задача курса права – формирование системы правовых понятий. Учащиеся должны овладеть их содержанием и адекватно их использовать. Обратимся к определению понятий, которые дает Г.К. Селевко: Понятие - есть знание существенных сторон предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие - это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания. Умение – это способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний.

Дидактическое значение работы над понятиями состоит в том, что они способствуют формированию у школьников адекватной научной картины мира, развитию теоретического мышления, становлению научных способов деятельности, гражданских качеств личности, формированию эмоционального отношения к миру, правовой культуры. В более широком понимании - формирование понятий способствует социализации личности. Понятия в качестве важного компонента входят в состав научной теории, которая включает в себя другие структурные элементы: факты, положения и принципы, закономерности и идеи. Поэтому в процессе усвоения правовых понятий происходит осознание отношений между ними и другими видами теоретических знаний в области права. Это способствует проникновению в сущность изучаемого объекта – право.

Правовые понятия можно классифицировать. Главная отличительная черта правовых понятий – их сложность. Большинство понятий являются по своему характеру абстракциями высокого порядка и изучаются на уровне теоретических обобщений. Курс права включает теоретические понятия мировоззренческого содержания, сложные по своей структуре: право, государство, политико – правовая сфера, личность и т.д. Эти понятия входят в категориальный аппарат права как науки, дающей теоретическое осмысление человеческого общества в целом. Они являются обобщениями (абстракциями) самого высокого порядка и рассматриваются на протяжении всего курса. Они относятся к группе общих понятий.

Другая группа понятий: гражданин, правонарушения, преступления, трудовое право, семейное право и т.д., фиксирующие явления или совокупность явлений конкретизирующих общество и его сферы, являются абстракциями меньшей степени обобщенности по сравнению с понятиями первой группы. Они характеризируются как частные понятия. Эта классификация понятий курса обществознания, предложенная Л.Н.Боголюбовым, применима и к правовым понятиям и позволяет учителю сосредоточить внимание на ключевом понятии, обогащая и углубляя их с опорой на существующую группу частных понятий.

Все понятия могут рассматриваться на протяжении всего курса права. Подчеркиваем, что многократное и систематическое обращение в курсе права к одному и тому же понятию, рассмотрение его в разных аспектах и ракурсах, позволяет учащемуся глубоко и осознанно осмыслить сущность правового явления. Речь идет не о простом дублировании, а о предании понятию новых граней и сторон. Понятия можно сгруппировать по степени известности. Это важно при подготовке к уроку. В этой связи учитель должен знать, какие признаки понятия известны учащимся, как следует расширить и обогатить знание понятия.

Функции понятий: 1.Познавательная функция. Усвоенное понятие помогает изучать правовую действительность и оценивать ее с точки зрения современной теории. 2.Ориентировочная функция. Тесно связана с предыдущей. Вместе они создают общую базу для формирования умения познания общества, его объяснения и прогнозирования правовых явлений. 3. Аксиологическая (ценностная) функция. Относится к понятиям фиксирующим гуманистические ценности и нормы: человек, личность, добро, свобода, человеческое достоинство, парламентаризм, культура и.т.д. На основе этих понятий формируются гуманистические ценностные ориентации. 4.Регулятивно-практическая функция. Предполагает умение вести себя определенным образом. Эту функцию выполняют понятия, фиксирующие совокупность способов социально-значимой деятельности: предприниматель, потребитель, член партии, судья, предприниматель, избиратель и.т.д.

Ведущие принципы и методика работы с понятиями раскрыты в работах Л. Зориной, И. Лернера, М. Скаткина, В. Цетлин и др.

1.Принцип научности. Выражается в адекватных современным достижениям наук трактовках понятий. Нацеливает на использование приемов обучения, соответствующих современным методам наук (использование первоисточников, наблюдения, статистических данных) Ориентирует на формирование теоретического мышления учащихся. 2.Принцип творческой активности учащегося при руководящей роли учителя. Он нацеливает на активизацию познавательной деятельности учащегося в процессе анализа понятия на основе разнообразных форм учебных заданий, включающих проблемные вопросы, учебно – познавательные и практические задания, побуждающие к самостоятельному творческому поиску (эссе, рецензия, исследовательская работа, проект). 3.Системность и систематичность изучения понятий. Суть принципа - рассмотрение понятий в логических связях в преемственности с другими понятиями, а также в структурных связях между понятиями и другими элементами теоретических знаний: фактами, принципами, положениями, закономерностями, в том числе других школьных предметов на основе внутрипредметных и межпредметных связей. 4.Принцип положительного эмоционального фона. 5.Принцип связи обучения к жизнью. Предполагает опору на личный опыт учащихся, использование различных источников, анализ современной социальной действительности. 6. Принцип наглядности. Нацеливает, в частности, на усиление роли условно – графической наглядности (схемы, таблицы, графики).

Современные методические идеи в области формирования понятий сложились в середине 1980-х гг. Рассмотрим их. 1.Первоначально информацию об изучаемом правовом явлении следует предъявлять путем объяснения, рассуждения, проблемного изложения с использованием структурно-схематических моделей объекта, позволяющих наглядно представить взаимосвязь его элементов (признаков понятия). Полезно схему выстраивать постепенно, сопровождая соответствующими разъяснениями. 2. Понятия высокой степени обобщенности следует изучать с опорой на ранее изученные знания по другим предметам, т.е. опираться на внутрипредметные и межпредметные связи. Они могут использоваться для иллюстрации или конкретизации изучаемого общего понятия, а также выступать в качестве объекта анализа. 3. Эффективными приемами осуществления межпредметных и внутрипредметных связей являются: опережающие домашние задания, нацеленные на повторение и первичную систематизацию ранее изученного материала; установление связей ранее изученного понятия с вновь изученными при объяснении материала; организация работы с ранее изученными текстами; работа школьников с таблицами и схемами.

4. Важным источником в работе с понятиями является личный и социальный опыт ученика. 5. В работе с понятиями необходимо использовать комплекс познавательных и практических заданий, построенных на разнообразных источниках, направленных на овладение учащимся содержанием понятий и различных умений. 6. Работа над понятиями обязательно включает работу со словарями, по которым дается современное определение или трактовка. 7. Учет психологических особенностей учащихся и организация самого познавательного процесса (восприятие – понимание - осмысление-обобщение). Индукция. Дедукция.

Результативность в работе с понятиями зависит от умения учителя опираться на современные методы научного познания. Научный метод – совокупность правил и приемов изучения явления, путей, способов достижения результатов в познании и практике. Научные методы делятся на две группы: общенаучные (универсальные, применяются в любой науке) и специфические. Общенаучные. К ним относятся методы эмпирического исследования (использование статистики, анализ документов, наблюдение, анкетирование, опрос и др.), общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация). Все эти методы научного познания лежат в основе образования понятий и методов обучения. Специфические научные методы отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему (например, формационный и цивилизационный подходы в историческом исследовании). В современной отечественной науке сложились методы социального познания: исторический, системный, деятельностный подход, психологический, сравнительный, оценочный и др.

Задание для студента. 1.На примере одной из тем курса права определить структуру правового понятия. Составить схему понятия. Продумать методику формирования одного из понятий, опираясь на традиционные методические приемы.