Дмитрий Донской 11 страница

 

Используя знания по истории, укажите, удалось ли автору записки реализовать задуманное? Назовите имя одного из его последователей, которое вошло в историю российского революционного движения начала XX в. Какое событие истории России связано с этим именем?

Пояснение.

1. В начале XX вв. благодаря деятельности С. В. Зубатова были созданы легальные рабочие организации под контролем полиции в Москве, Петербурге, Минске и Одессе

2. Священник Георгий Гапон

3. «Кровавое воскресение»

 

 

C3 № 1991. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний М. Н. Лядова.

«В Питер я приехал утром 8 января. Забастовка всеобщая, улицы пустынны, встречные как-то особенно насторожены, магазины закрыты, заколачиваются досками наружные витрины. Бегу на явку: ни одна не действует. Иду к знакомым на квартиру. Рассказывают подробности движения, о письме Гапона министру Святополк-Мирскому, о напрасных попытках расстроить шествие, о массовых арестах среди социал-демократов. Иду разыскивать организацию. Мне раньше часто везло в этом отношении. Стоит раза два пройтись по Невскому, обязательно кого-нибудь встретишь и таким образом свяжешься помимо явки. На этот раз не везет: никого не встретил. Иду бродить по рабочим районам. Попал на Васильевский остров, в «Отдел» гапоновский, когда уже стемнело. Народу масса, перед домом толпа. Беспрерывно читается и обсуждается петиция к царю. Лица одухотворенные. Самая гуща рабочей массы здесь представлена. Глубокая вера в правоту затеянного дела. За эту веру вся масса готова идти на смерть, на величайшие муки. Гапон для них символ, знамя их большого, правого дела. Можно ли разбить эту веру, поколебать ее чем бы то ни было? Нет, нельзя. Пытались отдельные товарищи выступать, говорить, обсуждать. Все бесполезно, не дают говорить. Я тоже пробовал говорить. «Уходи, ты чужой, ты не с нами». Это море, которое вышло из берегов. Его словами, убеждением не удержишь.

У меня не было ни минуты сомнения, чем кончится вся эта история. Будет пролито очень много крови. Но у меня в то же время была полная уверенность, что эта раз проснувшаяся масса опять заснуть не сможет. Масса эта потеряет свою веру и превратится в революционный народ. Я всем существом своим чувствовал, что действительно рождается наша революция…»

 

В чём автор воспоминаний видит позитивное значение трагического события, к которому готовились рабочие? К какому общественному движению, по вашему мнению, принадлежит М. Н. Лядов? Используя знания по истории, назовите партию, которая в этот период времени вела революционную пропаганду среди рабочих, видя в них главную силу социального переворота.

Пояснение.

1. Событие пробудит революционное сознание рабочих масс

2. Революционно-демократическому (революционному)

3. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

 

 

C3 № 1994. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из исторического источника.

« Государь!

Мы, рабочие и жители города С-Петербурга разных сословий, наши жёны, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабом, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать… Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнём работать, пока они не исполнят наших требований…

Государь, нас здесь многие тысячи, и всё это люди только по виду, только по наружности, - в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения…

Россия слишком велика, нужды её слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы народ помогал себе и управлял собой...

Пусть каждый будет и свободен в праве избрания, - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов...

Но одна мера всё же не может залечить наших ран. Необходимы ещё и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии...

4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления

5) Равенство перед законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным на-логом

2) Отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земли на-роду…

4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнёта капитала над трудом…

3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных рабочих союзов – немедленно.

4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ…»

 

Используя знания по истории, укажите, чем закончилось событие, с которым был связан данный документ? Какие оппозиционные самодержавной власти общественно-политические движения активизировали свою деятельность после этого события? Приведите примеры существовавших в России в это время революционных партий.

Пояснение.

- шествие рабочих и жителей Петербурга к царю закончилось расстрелом манифестантов;

- свою деятельность активизировали представители либерального и революционно-демократического движения;

- ПСР (партия социалистов-революционеров);

- РСДРП (российская социал-демократическая рабочая партия)

 

 

C3 № 1997. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из «Заметок русского консерватора» С. Е. Крыжановского.

«Недостатки избирательного закона были очевидны. Он заливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единственный клич которой в те дни был «Земли!». Правительство изменить избирательный закон не решалось, а решило ещё раз попытать счастья с прежним, что было и правильно, так как следовало подготовить умы к изменению закона. Были лишь проведены через Сенат кое-какие толкования закона, несколько суживавшие крайности….

Тем не менее, перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сбитого в ту пору с тол-ка мыслью о безвозмездном расширении своих земельных угодий, и в городах – неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала своё дело. Наверх опять всплыли крикуны и агитаторы…

Стало очевидным, что без изменения избирательного закона и без предоставления решающего слова тем слоям населения, которые воспитывались на земской работе, нельзя получить думы, способной к государственной должности».

 

О деятельности каких Государственных Дум автор отзывается негативно? В какой период времени они осуществляли свою деятельность? Используя знания по истории, укажите, какие действия данных законодательных органов привели к их конфронтации с правительством и последующий роспуск Дум?

Пояснение.

1. Автор отзывается негативно о деятельности Первой и Второй Государственных Дум

2. Думы осуществляли свою деятельность с апреля 1906 до июня 1907 гг.

3. Действия Государственных Дум, которые привели к их конфронтации с правительством:

а) депутаты Думы отказались обсуждать правительственные аграрные законы

б) в Думах были подготовлены законопроекты, посягающие на частную земельную собственность:

- «Записка (проект) 42-х» конституционных демократов

- «Записка (проект) 104-х» трудовиков

- «Записка (проект) 33-х» эсеров

в) Вторая Государственная Дума проголосовала против введения в России чрезвычайного законодательства по борьбе с революционным экстремизмом

 

 

C3 № 2001. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний П.Сорокина.

«Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказались побежденными. Вместе с левыми эсерами они оказались намного позади правого крыла партии, а тем самым в меньшинстве… Совместно со своими товарищами в Вологодской губернии я набрал около 90% всех голосов…

Большевики были решительным образом побеждены. Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом. Если раньше они надеялись успешно пройти на выборах…, то теперь они будут препятствовать его открытию…

Перспективы… представлялись мрачными, но что бы ни случилось, я верил в мою страну и ее историческую миссию».

 

Какова позиция автора воспоминаний в отношении большевиков? Что об этом свидетельствует?

Пояснение.

1. Могут быть высказаны различные предположения, но анализ текста дает основания утверждать, что автор не является сторонником большевиков

 

2. Могут быть приведены аргументы:

- говорится о том, что большевики решительно побеждены

- данные о голосах, полученных на выборах, автором приведены как подтверждение победы правых эсеров

- итоги выборов расценены как «вердикт», вынесенный большевикам

- высказано предположение, что большевики с этим вердиктом не примирятся

- отмечается, что большевики будут препятствовать открытию Учредительного собрания

- в этой связи перспективы оцениваются как мрачные

 

 

C3 № 2007. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из материалов договора, заключённого между РСФСР и Германией

«Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, при-чиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны. <...>

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением. <...>

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь. <...>»

 

Используя знания по истории, укажите, в каких областях развивалось сотрудничество между РСФСР (СССР) и Германией? В каком году и по каким причинам это сотрудничество было свёрнуто?

Пояснение.

1. Сотрудничество между РСФСР (СССР) осуществлялось в:

- промышленной

- торговой

- военно-технической сферах

2. Сотрудничество закончилось в 1933 г.

3. Причиной свёртывания налаженных отношений между СССР и Германией стал приход в Германии к власти нацистов во главе с А. Гитлером и начало конфронтации между двумя государствами.

 

 

C3 № 2010. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из материалов съезда ВКП (б)

«Исходя из этого, съезд поручает ЦК руководствоваться в области экономической политики следующими директивами:

а) во главу угла поставить задачу всемерного обеспечения победы социалистических хозяйственных форм над частным капиталом, укрепление монополии вешней торговли, рост социалистической госпромышленности и вовлечение под ее руководством и при помощи кооперации все большей массы крестьянах хозяйств в русло социалистического строительства;

б) обеспечить за СССР экономическую самостоятельность, оберегающую СССР от превращения его в придаток капиталистического мирового хозяйства, для чего держать курс на индустриализацию страны, развитие производства средств производства и образование резервов для экономического маневрирования;

в) основываясь на решениях XIV партконференции, всемерно способствовать росту производства и товарооборота в стране;

г) использовать все ресурсы, соблюдать строжайшую экономию в расходовании государственных средств, увеличивать скорость оборота госпромышленности, торговли и кооперации для повышения темпа социалистического накопления;

д) развертывать нашу социалистическую промышленность на основе повышенного технического уровня, однако, в строгом соответствии, как с емкостью рынка, так и с финансовыми возможностями государства;

е) всемерно содействовать развитию советской местной промышленности (район, округ, губерния, область, республика), всячески стимулируя местную инициативу в деле организации этой промышленности, рассчитанной на удовлетворение разнообразнейших потребностей населения вообще, крестьянства в особенности; <...>»

 

Используя знания по истории и текст источника, определите, какие экономические условия проведения данного курса были сформулированы на съезде? Как в реальности руководство страны проводило этот курс? Какие изменения в жизни крестьян произошли под влиянием проведения этого курса?

Пояснение.

1. Экономический баланс между промышленным и аграрным секторами экономики (соблюдение экономии в расходовании государственных средств,

учёт ёмкости рынка и финансовых возможностей государства)

2. Был реализован курс на форсированную индустриализацию страны

3. Была проведена насильственная коллективизация крестьянских хозяйств, проведено «раскулачивание» зажиточных крестьян, уничтожено индивидуальное крестьянское хозяйство и община

 

 

C3 № 2013. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из материалов съезда ВКП (б)

«Чем объяснить такой сравнительно медленный темп развития сельского хозяйства в сравнении с темпом развития нашей национализированной промышленности?

Объясняется это как чрезмерной отсталостью нашей сельскохозяйственной техники и слишком низким уровнем культурного состояния деревни, так и, особенно тем, что наше распылённое сельскохозяйственное производство не имеет тех преимуществ, которыми обладает наша крупная объединённая национализированная промышленность. Сельскохозяйственное производство прежде всего не национализировано и не объединено, а распылено и разбросано по кусочкам. Оно не ведётся в плановом порядке и подчинено пока что в огромной своей части стихии мелкого производства. Оно не объединено и не укрупнено по линии коллективизации, ввиду чего представляет еще удобное поле для эксплуатации со стороны кулацких элементов. Эти обстоятельства лишают распылённое сельское хозяйство тех колоссальных преимуществ крупного, объединённого и в плановом порядке ведомого производства, какими обладает наша национализированная промышленность. Где выход для сельского хозяйства? Может быть, в замедлении темпа развития нашей промышленности вообще, нашей национализированной промышленности в частности? Ни в коем случае! Это было бы реакционнейшей, антипролетарской утопией. Национализированная промышленность должна и будет развиваться ускоренным темпом. В этом гарантия нашего продвижения к социализму. В этом гарантия того, что будет, наконец, индустриализировано само сельское хозяйство. Где же выход? Выход в переходе мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые хозяйства на основе общественной обработки земли, в переходе на коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники. Выход в том, чтобы мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства постепенно, но неуклонно, не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения, объединять в крупные хозяйства на основе общественной, товарищеской, коллективной обработки земли, с применением сельскохозяйственных машин и тракторов, с применением научных приёмов интенсификации земледелия. Других выходов нет. <...> Мы имеем, далее, известный рост кулачества в деревне. Это - минус в балансе нашего хозяйства. Всё ли делается для того, чтобы ограничить и изолировать экономически кулачество? Я думаю, что не всё. Не правы те товарищи, которые думают, что можно и нужно покончить с кулаком в порядке административных мер, через ГПУ: сказал, приложил печать и точка. Это средство - лёгкое, но далеко не действительное. Кулака надо взять мерами экономического порядка и на основе советской законности. А советская законность не есть пустая фраза. Это не исключает, конечно, применения некоторых необходимых административных мер против кулака. Но административные меры не должны заменять мероприятий экономического порядка. Нужно обратить серьёзное внимание на извращения партийной линии в области борьбы с кулачеством в практике наших кооперативных органов, особенно по линии сельскохозяйственного кредита…»

 

Используя материалы источника и знания по истории, определите, какие условия проведения данного курса были сформулированы на съезде? Как в реальности руководство страны проводило этот курс? Какие изменения в жизни крестьян про-изошли под влиянием проведения этого курса?

Пояснение.

1. Условия проведения курса на коллективизацию:

- постепенный и добровольный переход мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые хозяйства на основе общественной обработки земли;

- вытеснение кулака мерами экономического характера и на основе советской законности

 

2. В реальности провозглашённый курс проводился следующим способом:

- коллективизация сельского хозяйства происходила насильственным и ус-коренным способом;

- вытеснение кулака происходило репрессивным способом

 

3. В жизни коллективизированного крестьянства произошли следующие изменения:

- произошло падение жизненного уровня основной части коллективизированного крестьянства;

- было арестована и выселена в отдалённые районы значительная часть зажиточного крестьянства;

- колхозное крестьянство было «прикреплено» к месту своего проживания, потеряв право передвижения

 

 

C3 № 2016. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано 1930г.).

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены бес-численные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»

 

Объясните, почему писатель, говоря о некоторых своих произведениях, проводит параллель с романом «Война и мир»

Пояснение.

Может быть дано следующее объяснение:

- в названных Булгаковым произведениях («Бег», «Белая гвардия») речь идёт, так же, как и в романе Л. Н. Толстого, о событиях войны, затронувших всё российское общество;

- Булгакова, так же, как и Толстого, интересуют не военные события сами по себе, а то, что происходит с людьми, их отношениями, чувствами и т. д.

 

 

C3 № 2019. Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

 

Какое значение для общего хода войны имела описываемая операция? Укажите её военные и политические результаты.

Пояснение.

- Берлинская операция стала завершающим сражением Великой Отечественной войны;

Её результатами стали:

- взятие столицы гитлеровской Германии;

- подписание представителями германского командования акта о безоговорочной капитуляции.

 

 

C3 № 2022. Прочтите отрывок из мемуаров германского генерала Г. Гудериана и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

«Наступление началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер... хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...

В результате провала наступления ……………. мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

 

Опираясь на текст и собственные знания из курса истории, объясните, почему события описанной многодневной битвы историки называют «завершением коренного перелома» в ходе войны. Укажите не менее двух причин.

Пояснение.

- в результате провала операции «Цитадель» потерпели поражение значительные силы группы германских армий «Центр» и «Юг»;

- Германия окончательно утратила стратегическую инициативу в войне с Советским Союзом и перешла к стратегической обороне.

 

 

C3 № 2025. Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...

Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»

 

Какие факторы обеспечили успех советского контрнаступления? Назовите не менее трёх факторов.

Пояснение.

В качестве факторов могут быть указаны:

- Мужество и героизм бойцов Красной армии

- Изматывание и обескровливание противника

-Талант советских военноначальников при разработке операций контрнаступления

 

 

C3 № 2027. Прочтите отрывок из статьи западного историка Б.Л. Гарта и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».