Дмитрий Донской 10 страница

— тяжёлые бытовые условия участников ударных строек

— использование методов принуждения при индустриализации

— низкая заработная плата участников ударных строек

 

 

C3 № 252. Каковы были последствия описанного в документе события? (Укажите не менее двух последствий.)

 

Показать текст

Пояснение.

- призвание Рюрика считается началом русской государственности; - началось складывание административного аппарата.

 

 

C3 № 291. В чём видит Н. М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие положения:

Н. М. Карамзин видит особенности возникновения Древнерусского государства в том, что:

— призвание варягов положило начало русской государственности;

— славяне и финно-угорские племена добровольно призвали на княжение варягов;

— нужда в благоустройстве и тишине, преодолении распрей и усобиц заставила обратиться за помощью к варягам.

Н. М. Карамзин приводит следующие доводы:

— варяги были более образованны, чем славяне и финно-угры;

— варяги могли передать более отсталым народам свои знания, навыки;

— варяги показали пример правления без угнетения и насилия;

— варяги сыграли роль военной силы, остановившей усобицы

 

 

C3 № 330. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие последствия:

— зажиточные крестьяне получили возможность расширить свои хозяйства за счёт покупки земли у бедняков;

— бедные крестьяне смогли, продав свои наделы, переменить род занятий, что немного снизило аграрную перенаселённость;

— расширилась база рабочей силы для промышленности за счёт бедных крестьян, вышедших из общины;

— выросла урожайность из-за прекращения переделов земли;

— возросла товарность крестьянских хозяйств;

— многие из продавших свою землю бедняков не нашли своего места в жизни и влились в массу недовольных властью, готовых на самые решительные действия;

— крестьяне теряли поддержку, которую оказывала своим членам община в тяжелые времена

 

 

C3 № 369. Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции? Приведите не менее двух положений.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть приведены следующие положения: заслуга главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова заключалась в умении:

— оторваться от французской армии;

— замаскировать направление движения главных сил русской армии и дезориентировать командование французской армии (в течение двух недель Наполеон не знал, где находится русская армия)

 

 

C3 № 408. Как автор статьи оценивает политику данного императора? Какие положения из текста об этом свидетельствуют?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: оценка:

— автор относится негативно (критически) к политике Александра III;

положения:

— «Он закрывал перед Россией возможности конституционного развития»;

— отвергал доводы о бесперспективности поддержки помещичьего землевладения.

 

 

C3 № 447. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.

 

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что царствование Елизаветы Петровны отличалось:

— возвращением к традициям петровского времени;

— предпочтением русских людей иностранцам;

— укреплением национальных традиций.

 

 

C3 № 486. Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие экономические реформы, преобразованиия периода перестройки:

— введение системы госприёмки;

— расширение самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчёта;

— развитие кооперативного движения;

— разрешение индивидуального предпринимательства;

— создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);

— создание коммерческих банков.

Могут быть названы другие реформы, преобразования.

 

 

C3 № 525. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырёх положений).

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

оценки:

— Екатерина II вошла в историю как выдающийся государственный деятель;

— её время — время грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов;

— законодательные акты Екатерины стали на долгие годы основой российской государственности;

— её деятельность способствовала процветанию России;

качества личности:

— воля, властолюбие, трудолюбие;

— решительный характер, способности, удача;

— восприятие идей Просвещения, стремление воплотить их в жизнь.

 

 

C3 № 564. Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: отношение автора: автор приветствует революцию; доказательства, например:

— автор подвергает критике прежний (царский) режим, пишет о «ненавистной всем монархии»;

— он активно участвует в создании новой власти, в создании «новой России»;

— автор считает благословленной судьбу человека, которому выпало жить в переломный момент истории

 

 

C3 № 603. Каковы были последствия описанного в документе события? Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх последствий.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие последствия:

— в ответ на призыв пришли трое братьев-варягов;

— старший, Рюрик, стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске;

— призвание варягов положило начало княжеской династии Рюриковичей

 

 

C3 № 642. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть приведены следующие положения о значении победы под Москвой с точки зрения, выраженной в воспоминаниях:

— это была первая крупная победа Красной Армии с начала войны;

— враг был отброшен от столицы;

— были освобождены от врага первые населённые пункты;

— враг понёс значительные потери;

— возродилась (укрепилась) надежда на победу в войне

 

 

C3 № 681. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»

 

Какие характерные черты переломной для судеб страны революционной эпохи отразились в данном документе? Укажите не менее трёх черт.

 

Показать текст

Пояснение.

В данном документе отразились черты революционной эпохи:

— отсутствие законной власти;

— надежды на перемены в стране после свержения самодержавия;

— высокая активность различных социальных слоев населения.

 

 

C3 № 720. Как автор относится к правлению Бориса Годунова? Привлекая знания по истории, приведите два объяснения такого отношения.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) автор дает противоречивую оценку деятельности Бориса Годунова;

2) объяснения, например:

— его правление стало одной из причин Смуты, в ходе которой Россия могла потерять свою независимость;

— его считали виновным в гибели малолетнего царя Дмитрия;

— народ считал его ненастоящим царем, потому что он был избран на Земском соборе;

— уделял большое внимание развитию образования (стремился завести школы, университеты);

— стремился проводить реформы.

 

 

C3 № 759. Назовите не менее двух реформ, проведенных в России в этот период.

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий осуществления реформ в России в этот период.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реформы, например:

– крестьянская,

– земская,

– судебная,

– городская,

– военная,

– реформа в области народного образования и др.

2) последствия, например:

– реформы положили начало комплексной модернизации в России;

– преобразования способствовали активизации хозяйственной жизни и успехам экономики;

– реформы придали более цивилизованные формы системе управления;

– преобразования в стране осуществлялись «сверху» и не изменили

основы политической системы в стране, а даже укрепили самодержавие;

– непоследовательная внутренняя политика в этот период стала одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.

Могут быть названы другие последствия.

 

 

C3 № 954. Какой путь избрал автор в сложившейся ситуации? Приведите не менее двух объяснений автором такого выбора.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1) автор отказался от насильственного подавления крамолы;

2) объяснения, например:

— военная диктатура привела бы еще к большему кровопролитию с неизвестными последствиями;

— диктатура не решила бы стоявших перед страной проблем, а лишь отодвинула бы их решение;

— власть утратила поддержку у большей части социальных сил, у большинства населения;

— в 1905 году Николай II не нашел человека на роль военного диктатора;

— власть не могла в большей степени опереться на поддержку армии после позорных поражений в войне с Японией.

 

 

C3 № 993. Какое чувство испытывали защитники города, вынужденные его оставить? Чем, по мнению автора, объясняется это чувство? Приведите не менее трёх положений.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) защитники испытывали чувство горести и грусти;

2) объяснения, например:

— город был сдан, несмотря на то что обороной города руковолили выдающиеся русские адмиралы П. С. Нахимов, В. И. Истомин, В. А. Корнилов, А. С. Хрулев;

— во время обороны города погибло большое число солдат;

— во время обороны Севастополя погибли ее руководители П. С. Нахимов, В. И. Истомин, В. А. Корнилов;

— русская армия, возглавляемая генералом А. С. Меншиковым, потерпела поражение на р. Альма и оставила беззащитным Севастополь.

 

 

C3 № 1032. Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями? Как этот документ изменил правовое положение населения?

 

Показать текст

Пояснение.

Элементы ответа:

1) документ — Соборное уложение;

2) изменение правого положения, например: окончательное юридическое закрепощение крестьян.

Могут быть указаны другие изменения.

 

 

C3 № 1071. Какие политические взгляды выражали «голоса слева» (укажите не менее трёх политических идей)?

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие политические идеи:

1) политическая оппозиция к правительству;

2) требование свержения самодержавия;

3) требование отмены помещичьего землевладения.

Политические идеи могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

 

 

C3 № 1111. Как называлась историческая эпоха, в которую происходили события? Какие черты эпохи отразились в данных событиях (укажите не менее двух черт)?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) эпоха дворцовых переворотов;

2) черты эпохи, например:

— частая смена монархов;

— фаворитизм;

— борьба политических группировок вокруг престола.

Могут быть указаны другие черты.

 

 

C3 № 1150. Какими были последствия принятия данного документа? Укажите не менее трёх последствий.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны последствия:

1) введение гражданских свобод;

2) формирование политических партий и общественных движений;

3) фактическое ограничение самодержавной власти царя.

Могут быть указаны другие последствия.

 

 

C3 № 1190. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Назовите не менее двух последствий усиления верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории.

 

Показать текст

Пояснение.

1. Может быть приведена следующая оценка:

— усиление и возвышение Северо-Восточной Руси;

— политический и общественный быт Северо-Восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси.

2. Указаны последствия усиления верхневолжской Руси:

— Северо-Восточная Русь стала в дальнейшем центром объединения всех русских земель;

— политический институт власти Северо-Восточной Руси (сильная княжеская власть) распространится на все Русское государство.

 

 

C3 № 1233. На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были проведены названным императором для решения крестьянского вопроса (не менее четырех мер).

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы мероприятия Александра III по крестьянскому вопросу:

— снижение выкупных платежей;

— отмена подушной подати;

— перевод крестьян на обязательный выкуп;

— открытие Крестьянского банка.

Могут быть приведены другие формулировки ответа.

 

 

C3 № 1440. «Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.

...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...

И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...

Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»

 

 

Используя исторические знания, ответьте на следующие вопросы. Кто до появления этого указа обладал судебной и административной властью в городах? Что случилось с введенными данным указом органами управления городами впоследствии? Какой указ во второй половине того же столетия, в котором появился данный документ, определил права горожан и городского самоуправления?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— До указа судебной и административной властью в городах обладали воеводы.

— Впоследствии магистраты были заменены на выборные сословные органы власти, в городах власть принадлежала назначаемому городничему.

— Во второй половине XVIII века при Екатерине II были проведены городская и губернская реформы. В 1785 году была принята «Жалованная грамота городам».

 

 

C3 № 1479. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и ...искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);

2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;

3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)...»

 

 

О каких тенденциях политической жизни СССР свидетельствует данный документ? Привлекая исторические знания, укажите не менее трех тенденций в культурной жизни страны.

 

Показать текст

Пояснение.

— Данный документ свидетельствует о таких тенденциях политической жизни СССР как формирование тоталитарного режима и мощного репрессивного аппарата, складывание культа личности Сталина.

— В культурной жизни страны наметились такие тенденции как установление господства партийной идеологии, полного государственного контроля над образованием и средствами массовой информации, унификация духовной жизни.

 

 

C3 № 1804. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) итог, например:

− неудача в преодолении кризиса;

− распад СССР;

2) причины, например:

− ограниченность возможностей реформирования командной

модели экономики;

− непреодолённые политические разногласия в обществе;

− сепаратизм союзных республик.

Итоги могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины

 

 

C3 № 1982. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний И. П. Белоконского.

«Сначала откликнулись на призыв столицы крупные культурные центры, а затем волны понеслись далее и достигли самых отдаленных медвежьих углов. Первый грандиозный «банкет» — невиданное для России явление с самого начала ее существования — состоялся 20 ноября в С.-Петербурге, в зале Павловой, под председательством известного писателя В. Г. Короленко. Предлогом для этого банкета, как и для других, явилось 40-летие судебных уставов, а участниками были до 650 литераторов, ученых, врачей и других представителей либеральных профессий. После блестящих речей, в которых охарактеризовано было печальное положение суда, «как продукт общих наших политических условий», и выяснена была невозможность улучшения судебного строя вне общей коренной государственной реформы, единогласно была принята и всеми подписана «резолюция Союза»*. Затем почти такого же рода «резолюции» по поводу 40-летия судебных уставов были приняты во многих городах, как-то: в Москве. Киеве, Одессе, Саратове, Харькове. Курске, Ростове-на-Дону, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тамбове, Смоленске, Н. Новгороде и других».

* «Союз освобождения» - общероссийская организация либералов.

 

Какое важное событие внешней политики России совпало по времени с указанными событиями общественной жизни страны? Какое влияние оно оказало на настроения общества?

Пояснение.

1. Русско-японская война

2. Указано, что неудачный для России ход войны вызвал обострение социально-политической ситуации в стране:

- активизировались оппозиционные настроения в среде либеральной общественности;

- усилилась деятельность революционно-демократической интеллигенции, направленной на свержение самодержавия;

- усилилось общее недовольство в различных слоях общества внешней и внутренней политикой Николая II

 

 

C3 № 1985. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

С. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу 1900-1902 гг.

«...Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною... она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами... Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере у нас ничтожны... При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все еще господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие... чего промышленные страны уже не знают... Уровень потребностей... общественных классов, а особенно простого народа (России), несравненно ниже, чем в культурных странах Запада. Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами. Статистическое исследование в Воронежской губернии 67 хозяйств среднего достатка дало вывод, что при семье из 8 душ, в числе которых находятся два полных работника, расход на каждую... душу достигает 53 рублей 5 копеек в год. Из этой суммы 26 рублей 78 копеек представляют стоимость предметов, производимых самим крестьянским хозяйством, а 26 рублей 27 копеек являются денежным расходом. Малое развитие потребностей нашего народа объясняется тем, что он лишь недавно освободился от крепостного состояния. Разителен в этом отношении контраст между дореформенной и пореформенной Россией. За последние тридцать лет наше отечество в деле развития потребностей и производительных сил сделало больше, нежели за все время с Петра Великого...»

 

Как и почему оценивает перспективу экономического развития России С. Ю. Витте? Используя знания по истории России данного периода, вспомните, какими путями он добился высоких темпов экономического развития России в 90-е гг. XIX в.?

Пояснение.

1. Оценивает позитивно в связи с высокими темпами экономического развития России за последние 30 лет.

2. Средствами, обеспечившим высокие темпы развития промышленного капитализма, являлись:

- создание благоприятных условий для активного привлечения иностранного капитала в экономику России (в том числе введение золотого обращения)

- введение винно-водочной монополии государства

- усиление роли косвенных налогов

- достижение активного внешнеторгового баланса России

- активное развитие железнодорожного транспорта в стране

 

 

C3 № 1988. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из записки «О необходимости проведения попечительской политики в отношении рабочих», направленной в Департамент полиции офицером жандармского корпуса.

«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах (интересах)… Но как устроить таким образом: чтобы и революционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют…

Везде и все партии проделывают тонкую эксплуатацию рабочих, в результате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности – и тогда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забывать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… /политических агитаторов/ на почве нужды и бедности /масс/ надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве мелких нужд и требований /больше они и не просят/. Но обязательно это должно делаться правительством, и притом неустанно, без задержки. …При нынешнем положении внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделяй и властвуй». …Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нагло буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и /пропагандистов/ и располагая к себе рабочих и крестьян».