Дмитрий Донской 9 страница

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны причины:

 

1) ушедшие и устроившиеся на новом месте крестьяне с ведома новых хозяев сманивали оставшихся крестьян прежнего владельца;

2) занятые службой и военными походами дворяне не могли вовремя являться на судебные заседания по делам о беглых;

3) новые владельцы крестьян затягивали в суде дела о выдаче беглых, пока «урочные лета» не истекут;

4) если дворянин начинал требовать выдачи беглого, то новый владелец оправдывался якобы имевшимся у него долговыми обязательствами крестьянина.

 

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

 

C2 № 2283. Из мемуаров.

 

«Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне: "Подумайте же, какие условия Вы должны будете подписать". – "Я их подпишу, не читая". – "Я должен велеть обыскать все Ваши вещи, Вам запрещено иметь малейшие ценности". С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников […] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют!" – "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".

Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого… презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные.

Закоренелым злодеям не страшны наказания […] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне […] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».

 

О каких опасностях, помимо потери гражданских прав, предупреждают власти автора мемуаров? Укажите не менее трёх опасностей.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны следующие опасности:

 

1) опасность возможных оскорблений и насилия;

2) отсутствие гарантий защиты со стороны административных властей;

3) тяжёлые условия жизни;

4) запись детей, рождённых в Сибири, в казённые заводские крестьяне.

 

Могут быть указаны другие опасности.

Опасности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

 

C2 № 2286. Прочитайте отрывок из челобитной.

 

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

 

Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны причины:

 

1) ушедшие и устроившиеся на новом месте крестьяне с ведома новых хозяев сманивали оставшихся крестьян прежнего владельца;

2) занятые службой и военными походами дворяне не могли вовремя являться на судебные заседания по делам о беглых;

3) новые владельцы крестьян затягивали в суде дела о выдаче беглых, пока «урочные лета» не истекут;

4) если дворянин начинал требовать выдачи беглого, то новый владелец оправдывался якобы имевшимся у него долговыми обязательствами крестьянина.

 

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

 

C2 № 2338. Как авторы отрывков относились к своим соратникам, защитникам города? Приведите не менее трёх проявлений их отношения.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) отношение авторов - авторы относились к защитникам с восхищением;

2) указаны проявления отношения авторов:

- героизм и жертвенность защитников города;

- патриотизм защитников;

- талант В. Корнилова и П. Истомина;

- храбрость солдат и матросов.

Могут быть приведены другие формулировки.

 

 

C2 № 2375. О каких новых государственных устремлениях князя говорит автор? Укажите три элемента.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие элементы:

1) стремление установить сильную княжескую власть;

2) резиденцией князя стало Боголюбово, а не Киев;

3) впервые установил подданические отношения по отношениюк своим слугам;

4) пренебрегал старыми обычаями и традициями.

Могут быть указаны другие элементы.

 

 

C2 № 2415. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний современника

 

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. ... Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. ...

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь...

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. ...И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. ...

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: "Догнать и перегнать американские темпы в строительстве". Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. ...

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки - не могли смириться с нарушением "завета отцов"».

 

Какие особенности описанного процесса названы в тексте? Укажите любые три особенности.

Пояснение.

Названы следующие черты, особенности:

- форсированные темпы индустриализации;

- массовый энтузиазм участников;

- организация социалистического соревнования;

- партийный контроль над индустриализациеи.

 

 

C2 № 2495. Прочтите отрывок из императорского указа и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

«1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.

2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

3. Крестьяне, по надлежащем утверждении заключённых между ими и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян...

6. Помещики утверждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них полициею и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ими тяжб и споров...».

 

Укажите не менее трёх обязанностей крестьянина в соответствии с документом.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие обязанности:

 

1) в выплате денежного оброка;

2) в обработке помещичьей земли;

3) в других видах барщинных работ. Могут быть указаны другие обязанности.

 

 

C2 № 2575. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний современника

 

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. ... Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. ...

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. ... И вся их "техника" состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. ...

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: "Догнать и перегнать американские темпы в строительстве". Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. ...

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки - не могли смириться с нарушением "завета отцов"».

 

Какие особенности описанного процесса названы в тексте? Укажите любые три особенности.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие особенности:

 

- форсированные темпы индустриализации;

- массовый энтузиазм участников;

- организация социалистического соревнования;

- партийный контроль над индустриализацией.

 

Могут быть указаны другие особенности.

 

 

C2 № 2615. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из сочинения историка

 

«В тяжёлую и скорбную годину император ... вступил на прародительский трон.

Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово... В Высочайшем манифесте говорилось о роли самодержавной власти, которую "необходимо утверждать и охранять для блага народного и всяких на неё поползновений".

Сведущих лиц из числа земцев пригласили на совещание о понижении выкупных платежей. Последствием работ этого совещания было чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей. Особые условия государственной жизни об эту пору побудили императора ввести некоторые ограничения в установленном в предшествующее царствование строе земского и городского самоуправлений; кроме того, было уменьшено применение выборного начала в мировом суде, в уездах исполнение судейских обязанностей передано вновь учрежденным земским начальникам.

Государь горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду. Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов. Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое, и с нею все считались.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами. По его повелению была построена Закаспийская железная дорога. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём - великая Сибирская железная дорога -соединил европейскую Россию с Дальним Востоком».

 

Какие мероприятия внутренней политики императора названы в отрывке? Укажите любые три положения.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие мероприятия:

 

- издание Манифеста о незыблемости самодержавия;

- снижение выкупных платежей;

- отмена подушной подати;

- ограничение земского и городского самоуправления;

- введение должности земского начальника;

- ограничение функций мирового судьи;

- широкомасштабное железнодорожное строительство.

 

Могут быть приведены другие меры.

 

 

C2 № 2655. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из сочинения историка

 

Короткий крымский период Белого движения, связанный с именем генерала ____________ , которому Деникин передал пост главкома Вооружённых Сил Юга России, представляет особый интерес с точки зрения изменения внутренней политики и стратегии последнего военного диктатора.

Генерал и его ближайшие помощники сумели сделать главный вывод из опыта поражений Колчака и Деникина: борьба с Красной армией в центре России без поддержки крестьянства - дело безнадёжное. В штаб командующего было подано много проектов аграрной реформы и записок, авторы которых, исходя из ставшего очевидным факта, что борьба против Советской власти «невозможна без внесения успокоения в деревню, без опоры на многочисленную массу крестьян, собственников в душе», предлагали «утолить земельный голод и неудержимую тягу крестьян к захвату помещичьей земли» и тем «вырвать эту почву из-под ног большевиков».

Спустя уже пять дней после назначения нового главнокомандующего Вооружённых Сил Юга России, аэропланы белых начали разбрасывать в ближайшем тылу красных войск листовки, извещавшие, что «Деникин уехал за границу» и «скоро будет издан приказ о распределении земли».

Делаются попытки положить конец укоренившимся при Деникине насильственным мобилизациям и реквизициям зерна, лошадей, скота, подвод, одежды и другого имущества у крестьян, неоднократно издаются самые категоричные приказы на этот счёт, в войсках создаются специальные военно-судные комиссии для рассмотрения жалоб крестьян на грабежи и насилия со стороны военнослужащих.

Переформировав остатки Вооружённых Сил Юга России в 25-тысячную армию, генерал 11 мая дал ей наименование «Русская армия», рассчитывая тем самым придать ей «народный» характер и подчеркнуть её отличие от Добровольческой армии, название которой было ненавистно для крестьянского населения юга России и Украины и связывалось ими с восстановлением помещичьего землевладения, грабежами и террором.

Постоянно помня, что Деникин «не справился с территорией», главнокомандующий и приглашённый им на пост главы правительства А.В. Кривошеин считали, что большевиков можно свергнуть не «походом на Москву», не «завоеванием России», а «созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа».

 

Какие меры руководителей белого движения в этот период, направленные на решение указанной задачи, названы в тексте? Назовите не менее трёх мер.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие меры:

 

1) разработка проектов аграрной реформы:

В тылу красных войск распространяются листовки. «Деникин уехал границу» и «скоро будет издан приказ о распределении земли»:

3) делаются попытки положить конец укоренившимся при Деникине насильственным мобилизациям и реквизициям зерна, лошадей, скота, подвод, одежды и другого имущества у крестьян.

4) создаются специальные военно-судные комиссии для рассмотрения жалоб крестьян на грабежи и насилия со стороны военнослужащих.

5) Добровольческая армия переименована в Русскую армию с расчетом придать ей народный характер.

 

Ответы могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме

 

 

C2 № 2695. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

<...> Тебе напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко мне. я уже со всей истиной ответил: теперь же напомню немногое из многого. Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»: так и вы с попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым. и со всеми своими родичами хотели видеть под ногами своими всю Русскую землю, но бог даст власть тому, кому захочет.... Вы не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел... А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди... А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство: на царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого у дельного князя. Какие у него достоинства, какие у него наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?

 

В чем автор письма обвиняет адресата? Приведите три обвинения.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие обвинения:

 

1) захват, вместе с Сильвестром и Алексеем Адашевым. царской власти, устранение царя от власти;

2) разлучили царя с женой;

3) хотели посадить на престол князя Владимира (Старицкого), а царя с детьми погубить.

 

Элементы ответа могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках

 

 

C2 № 3209. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева

 

«11 июня <...> прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилась, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения <...> не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

 

Назовите не менее трёх характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

Пояснение.

Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:

 

1) отсутствие частной собственности на средства производства;

2) плановый характер хозяйства;

3) командные (бюрократические) методы руководства экономикой;

4) отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

5) бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;

6) государственный контроль за ценообразованием;

7) государственная монополия на внешнюю торговлю.

 

Могут быть названы другие характерные черты.

 

 

C2 № 3249. Из воспоминаний государственного деятеля

 

«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу. <...> В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. <...> Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России. <...>

 

Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.

 

<...>То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них - убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне <...> стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли. <...> После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».

 

Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении.

 

Пояснение.

1. Может быть указано:

- автор приветствует революцию.

 

2. Могут быть приведены следующие положения. об этом свидетельствующие:

- автор подвергает критике прежний (царский) режим, пишет о «ненавистной всем монархии»;

- он активно участвует в создании новой власти, в создании «новой России»;

- автор считает благословленной судьбу человека, которому выпало жить в переломный момент истории.

 

 

Анализ исторического источникаC3 № 36. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) итоги, например:

- неудача в преодолении кризиса;

- распад СССР;

2) причины, например:

- ограниченность возможностей реформирования командной модели экономики;

- отсутствие общественного согласия;

- сепаратизм союзных республик.

 

Итоги могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины.

 

 

C3 № 75. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трёх ошибок царского правительства.)

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие ошибки правительства:

— нежелание правительства сотрудничать с общественными организациями, с Государственной думой, недоверие со стороны власти к общественным силам

— неспособность объяснить народным массам цели России в войне и последствия возможного поражения

— отказ в довоенное время решать насущные социальные и экономические вопросы

— плохая подготовка армии и тыла к войне

— решение Николая II принять на себя верховное главнокомандование (в 1915 г.)

 

 

C3 № 114. Оцените этот документ. Какова была его судьба и судьба его автора? Укажите не менее трёх положений.

 

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что:

— это был первый шаг к построению конституционной системы в России, начало подготовки к созданию парламента

— проект был одобрен Александром II, однако в тот же день — 1 марта 1881 г. — император был убит

— проект был отклонён Александром III

— М. Т. Лорис-Меликов вынужден был уйти в отставку

 

 

C3 № 174. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

 

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что началу династии Романовых предшествовали:

— Смута

— борьба за власть

— хозяйственное разорение страны

— социальные конфликты

— иностранная интервенция

Первым представителем династии Романовых был Михаил Фёдорович

 

 

C3 № 213. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин недовольства части рабочих своим положением.

 

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины:

— недовольство рабочих повышением трудовых норм и введением непрерывной рабочей недели