Листок из архива. Воспоминания художника Б. И. Жутовско- го о встречах Н. С. Хрущева с творческой интеллигенцией в декабре 1962 г. и марте 1963 г.
Школы, однако, не располагали необходимой материальной базой для организации профобучения. Предприятия-шефы, на чьи плечи возлагалась эта обязанность, далеко не всегда были заинтересованы в труде школьников. В результате профессиональная подготовка зачастую носила формальный характер. Лишь небольшой процент выпускников работал по специальностям, полученным в школе. В то же время ухудшилась общеобразовательная подготовка учащихся. В середине 60-х гг. политехническая часть школьной реформы была отменена.
Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).
Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где трудились С. П. Королев и другие конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся исследованиями в области генетики.
Продолжало изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны — Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Сахалина.
Мировое признание получили труды ряда советских ученых-естествоиспытателей. В 1956 г. Нобелевской премией была отмечена разработка академиком Н. Н. Семеновым теории химических цепных реакций, ставшей основой получения новых соединений — пластических масс, превосходящих по свойствам металлы, синтетических смол и волокон. В 1962 г. эта же премия была присуждена JI. Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики Н. Г. Басова и А. М. Прохорова (Нобелевская премия 1964 г.) ознаменовали качественный скачок в развитии электроники. В СССР был создан первый молекулярный генератор — лазер, открыта цветная голография, дающая объемные изображения предметов. В 1957 г. был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. Его использование привело к появлению нового научного направления — физики высоких и сверхвысоких энергий.
Больший простор для научных изысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: «Вестник истории мировой культуры», «Мировая экономика и международные отношения», «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Вопросы языкознания» и др. В научный оборот была введена часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (в частности, по деятельности социалистических партий России), воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению сталинистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.
Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Рост потребностей в специалистах стимулировал значительное увеличение числа вузов, прежде всего в областях знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства: реактивной техникой, радиолокацией, ядерной энергетикой, электроникой, автоматикой и др. Резко менялось соотношение между различными формами обучения. На первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве (от 28% всех студентов в 1946 г. до почти 52% в 1961 г.). В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы. По ним преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской армии. Для такой молодежи создавалась сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. К концу 50-х гг. доля молодых рабочих и колхозников в составе студенчества достигла 70%. Наряду с положительными моментами это имело и ряд отрицательных: снизились уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний.
Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. под лозунгом борьбы за «укрепление связи школы с жизнью». Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее образование осуществлялось на политехнической основе — через соединение обучения в школе с производственным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники, помимо аттестата зрелости, получали свидетельство о специальности. Одновременно была упразднена система «трудовых резервов» — военизированных ремесленных и фабрично-заводских училищ. Их заменили обычные профессионально-технические училища, куда можно было поступать после 8 класса.
Политика «управляемой десталинизации». Инициировав процессы оживления в разных сферах культуры и общественной жизни, руководство КПСС тут же поспешило четко обозначить допустимые границы критики компартии и советского политического режима.
В ответ на призывы общественности отменить позорные постановления ЦК по идеологическим вопросам 1946—1948 гг. было категорически заявлено, что они, несмотря на явные «перегибы» и несправедливые оценки отдельных лиц, «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического
реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение».
Систематически разносной критике — за «упаднические тенденции», « идеологическую сомнительность », «недооценку руководящей роли партии », «ревизионистские настроения» и «формализм» — подвергались писатели и поэты (А. А. Вознесенский, Д. А. Гранин, В. Д. Ду- динцев, С. И. Кирсанов и др.), скульпторы и художники (Э. И. Неизвестный, Р. Р. Фальк и др.), режиссеры (М. М. Хуциев и др.), ученые-гуманитарии. В 1958 г. из Союза писателей был исключен как «литературный сорняк» Б. JI. Пастернак за публикацию в зарубежье романа «Доктор Живаго», повествующего о драматической судьбе русского интеллигента в революции и удостоенного Нобелевской премии. Тяжело заболевший после оголтелой травли в печати, но духовно не сломленный поэт в те дни написал:
Я пропал, как зверь в загоне, Где-то воля, люди, свет. А за мною шум погони, Мне наружу хода нет... Что ж посмел я намаракать, Пакостник я и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.
Выступая на III съезде писателей СССР в мае 1959 г., 11. С. Хрущев с удовлетворением заявил, что «носители рпвизионистских взглядов и настроений потерпели полный идейный разгром. Борьба закончилась, и уже летают, как говорится, ангелы примирения». Но и после этого гонения на непокорных литераторов и художников продолжались.