Было и множество других проявлений искреннего желания людей разного возраста разобраться в окружающей их действительности.
В разных городах страны начали возникать студенческие кружки, где их участники старались осмыслить политический механизм советского общества, активно выступали с изложением своих взглядов на комсомольских собраниях, зачитывали подготовленные ими рефераты. В столице группы молодежи по вечерам собирались у памятника Маяковскому, декламировали свои |_| q Хрущев стихи, вели политические дискуссии.
Р Задумайтесь над вопросом: что подвигло Н. С. Хрущева к до критике культа личности Сталина? Что лидер КПСС в [3? этой критике тщательно обходил? Почему он это делал?
По горьким словам А. А. Ахматовой, «две России глянули друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили». Возвращение в общество огромной массы ни в чем не повинных людей поставило власть перед необходимостью объяснить причины постигшей страну и народ трагедии. Такая попытка была сделана в докладе Н. С. Хрущева на закрытом заседании XX съезда, а также в принятом 30 июня 1956 г. специальном постановлении ЦК компартии «О преодолении культа личности и его последствий».
И в секретном докладе Н. С. Хрущева, и в постановлении ЦК КПСС все сводилось к «деформации» социализма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И. В. Сталина, выдвигалась единственная задача — «восстановление ленинских норм» в деятельности партии и государства. Это объяснение было, безусловно, крайне ограниченным. Оно старательно обходило социальные корни явления, поверхностно определенного как культ личности, его органическую связь с тоталитарно-бюрократической природой советской общественной системы, созданной самой компартией.
И все же сам факт публичного осуждения творившихся в стране десятилетиями беззаконий и преступлений высших должностных лиц произвел исключительное по своей силе впечатление, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравственному очищению, дал мощный творческий импульс научной и художественной интеллигенции. Стал расшатываться один из краеугольных камней в фундаменте го
сударственного социализма — тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.
«Оттепель» в культуре. Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры — жертв беззаконий: В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля и др. После долгого перерыва стали издаваться книги А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С. А. Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX — начала XX в. На художественной выставке в Москве, устроенной в 1962 г., были выставлены картины, долгие годы пылившиеся в запасниках.
Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Советский экран», «Музыкальная жизнь» и др. Второе дыхание обрели и уже известные журналы, прежде всего «Новый мир» (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибуну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского политзаключенного — «Один день Ивана Денисовича».
Основным направлением поисков художественной интеллигенции, наряду с осмыслением драмы народа в го
ды Великой Отечественной войны, было стремление показать жизнь такой, какая она есть, без парадности и шумихи, без надуманного и идеологически выдержанного героизма, т. е. жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были: стихи Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахма- дулиной и А. А. Вознесенского, поэмы А. Т. Твардовского «За далью — даль» и «Теркин на том свете», песни Б. Ш. Окуджавы и А. И. Галича, рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», повести В. П. Аксенова, роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», первая часть трилогии К. М. Симонова «Живые и мертвые», фильмы «Летят журавли» (режиссер М. К. Калатозов), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Н. Чухрай), «Весна на Заречной улице» и «Застава Ильича» (режиссер М. М. Хуциев), спектакли новых московских театров — «Современник» (гл. режиссер О. Н. Ефремов) и Театра драмы и комедии на Таганке (гл. режиссер Ю. П. Любимов).