Рациональное, объективное, истинное в социальногуманитарных науках
Решение проблемы рациональности в научном познании, как и в познавательном процессе в целом, неразрывно связано с признанием (или непризнанием) релятивности познания. Рациональность констатирует свойство знания, а рационализм абсолютизирует это свойство. Рациональность исторически конкретна. Наши рациональные стандарты зависят от исторического контекста. Первая историческая форма рациональности — логичность. Но рациональность несводима к логичности. Так, в современных условиях рациональность предполагает индивидуальную инициативу исследователя, его право выбора стратегии исследования и интерпретации его результатов. Существует много типов рациональности, один из них — признание множества миров, идея совместимости разнообразных концепций. Образец рационального мышления - естественные науки. Но что мы видим? Кун выявил, что пет резкого различия контекста открытия и контекста обоснования, наука не имеет строго дедуктивной системы, она не кумулятивна, контекст подтверждения неотделим от контекста открытия, наука — феномен исторический. Возникает проблема несоизмеримости как смены критериев оценки теорий и смена стандартов рациональности.
В гуманитарном познании истина отождествляется с правдой. Сама рациональность имеет историческую природу, претерпевает изменения и само определение того, что считается иррациональным.
Социальное познание прямо или косвенно участвует в «конструировании» и «проектировании» социальной реальности. Существуют ли объективные критерии истины для такого рода проектов? И если да, то каковы они? И если нет, то какими критериями граждане должны руководствоваться при экспертизе социальных проектов, основанных на научном знании? Может ли знание об обществе быть ценнностно- нейтральным, объективным, адекватным тому состоянию общества или тому фрагменту социальной действительности, который является предметом научного анализа? Думается, что ответ может быть положительным, если речь идет о защите односторонних интересов какой-либо социальной группы или класса, в ущерб интересам общества в целом. Такое исследование обязано быть ценностно-нейтральным. Но любое исследование общества и социальный проект не может быть ценностнонейтральным, поскольку социально-гуманитарное познание таковым не является по определению. Хотя социально-гуманитарное познание специфично, оно не перестает быть научным и отвечать тем критериям научной рациональности, которые исторически сформировались и относятся к науке в целом. Другое дело - проектирование социальной реальности, т. е. внесение предложений по ее дальнейшему совершенствованию. Известно, что революции осуществлялись в целях решения
реальных проблем и противоречий, которые потрясают общество и которые не получают своего своевременного разрешения. И все-таки, как показывает история, революции,.направленные на разрешение социальных проблем, не решают ни одной из них. Это позволяет утверждать, что истина может быть знанием, абстрагирующимся от интересов отдельных групп общества, а вот социальные проекты идеологически нагружены и, как правило, отражают интересы определенных социальных общностей и групп. Поэтому и ответственность возлагается на ученого не в связи с тем, что он устанавливает истину, «открывает глаза» общественности перед лицом грозящих ему катаклизмов экологического или социального порядка. Ученый ответственен за содержание названных проектов. Экспертиза социальных проектов не может ограничиваться нарративом, т. е. описанием состояния общества в данный момент, она обращена к содержанию проекта, оценивает его с точки зрения последствий принимаемых решений, с точки зрения соответствия их интересам большинства населения, мотивирована критериями их соответствия традициям и культуре данного социума; то, что целесообразно в одних обществах, нецелесообразно в других. Поэтому экспертиза социальных проектов должна быть открытой и демократической, при которой выявляется аксиологическая составляющая проекта, адресат (кому служит данный проект), высвечиваются и взвешиваются социальные последствия реализации проекта, а также возможное сопоставление с реализацией аналогичных проектов в других странах и в историческом прошлом своей и любой другой страны. «Философское понятие истины указывает на то, каким может и должен быть ее субъект с точки зрения его отнесенности к конкретной ситуации, при каких условиях и какую социально-культурную роль может выполнять вырабатываемое им знание» (Касавин И. Т. Истина // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 172).