Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании
Жизнь обитателей мира науки зависит от сплачивающих его норм и ценностей, предписаний и санкций jc-ак особого «этоса» науки: блюсти строгую объективность и разумный скелсис, трактовать знание как «собственность», которой вправе владеть каждый, и т. п. Но ни процесс «социализации» ученого, ни специфика процесса производства научного знания не выявляли полностью действительные детерминанты научного процесса. Томас Кун предложил искать ответ на этот вопрос в понятии парадигмы, т. е. целостной социально-когнитивной модели познания, которую отличают историчность (одна парадигма сменяет другую), "предметная наполненность (в различных научных дисциплинах парадигмы различны), общие принципы и нормы исследования.
Важнейшим фактором научного процесса является коммуникация в науке. Она включает в себя определенный язык, средства коммуникации, ее интенсивность, открытость (секретность) и др. Условиями эффективной коммуникации являются, во-первых, наличие некоторого оппонентного круга, предполагающего конструктивную дискуссию между участниками познания, имеющими как общие, так и различные точки зрения. Во-вторых, наличие социальной или политической группы, а также группы исследователей, чьи идеи, оценки, ориентации значимы для данного ученого. В-третьих, необходима обстановка, в которой нормой является конструктивная критика идей, разделяемых одной социальной группой или группой исследователей, но не разделяемых другими группами. Такая критика изменяет движение мысли исследователя, влияет на его искания, регулирует их.
Как известно, открытие рождается в ответ на запросы объективной логики развития познания. Но оно становится открытием лишь после того, как ученый оповестил о нем научную общественность, общественность его поняла и приняла. Поэтому в любой отрасли знания, особенно в социально-гуманитарной, необходим поиск адекватных средств коммуникации, которые позволили бы на понятном для других языке описать, объяснить, истолковать смысл открытия. Характерный пример являет собой история русского физика Петрова, которую описал Д. Гранин в рассказе «Петров» (Гранин Д. До поезда оставалось три часа. М., 1972). Петров задолго до Вольфа получил эффект, полу
чивший название «Вольтовой дуги». Драматизм ситуации заключался в том, что ученый, не зная, с каким материалом имеет дело, рискуя погибнуть, экспериментировал с гальваническими батареями. Получив поразительный для своего времени результат, ученый, однако, не смог описать его на адекватном языке, поскольку такой язык был создан значительно позже. Его публикация об открытии в отечественном научном журнале осталась незамеченной и не оцененной по достоинству.
Для субъекта социально-гуманитарного познания, как и для любого ученого, всегда актуальным является поиск адекватных средств и методов научного исследования. Важнейший материал для научного осмысления дают факты жизни. Не случайно В. Дильтей называет жизнь в качестве важнейшей категории наук о духе. Особенность фактов жизни состоит в том, что они имеют не только объективное значение, но и смысл, т. е. значимость их для общества и субъекта познания. Но ведь каждый индивид, а не только ученый погружен в стихию фактов жизни, и здесь формируются первичные структуры человеческого опыта жизни как базис всех познавательных актов. Поэтому понимание являет собой фундаментальный способ человеческого бытия.
В качестве средств социально-гуманитарного познания выступают артефакты (т. е. вещи, произведенные человеком), а также летописи, предания, произведения литературы, искусства, следы событий, бывших в древнейшей истории либо происшедших недавно. Все это - своеобразные «тексты», которые требуют своей интерпретации.и понимания. Эмпирический субъект с позиций гуманитарной науки - это субъект, активно интерпретирующий различного рода «тексты» культуры, жизни, повседневности. Ведь личность, субъект познания, осуществляет свою деятельность в мире созданных им образов, знаков, символических форм. Интерпретация — это не только сугубо познавательный акт, это само условие бытия человека, который постоянно создает и считывает смыслы культуры, повседневности, речи и поведения.
Поэтому в социально-гуманитарном познании серьезное значение приобретают феноменология, герменевтика и понятийный аппарат этих методологий научного познания: очевидность, интенциональ- ность, смыслы, истолкования и интерпретации, темпоральность, течение и формы жизни, жизненный мир, повседневность и другие. Особую значимость приобретает опыт гуманитарных наук, обращенных к проблеме человека, культуры, языка. Категориальный аппарат социально-гуманитарного познания будет более подробно раскрываться в последующих темах.