Проблема закономерностей общественного развития
Логическим следствием признания реальности общих понятий социально-гуманитарного знания как выражения реальных общественных явлений всеобщего характера был вывод о существовании закономерностей общественного развития. Уже О. Конт утверждает, что социальная динамика подчиняется действию закономерностей, аналогичных законам природы. Соответственно, и методология позна
ния данных законов аналогична методам естествознания. Это означает утверждение эмпирического характера социально-гуманитарного знания, которое проходит путь от фактов к теоретическим обобщениям разного уровня, а от них — к законам и теориям. Такой путь познания общества и сегодня не вызывает сомнений. Установленные наукой факты выступают в качестве универсального средства социального познания. Ведь фактами являются не только исторические события, но и радикальные изменения, вызываемые названными событиями. Фактом может быть и повторяемость событий, получающая статус социальной закономерности. Например, Маркс не «придумал» ни смену общественно-экономических формаций, ни перемены в формах собственности на средства производства, ни нищету рабочего класса, ни революции. Все это и было осознано как проявление объективных, реально существующих закономерностей общественного развития, которым подчиняются и будут подчиняться все общества, когда-либо существовавшие на Земле. Но столкновение теории марксизма с социальной реальностью показало гибельность пути универсализации исторического процесса, навязывания ему определенного теоретически обоснованного сценария. Ф. Хайек называет этот путь путем к рабству, К. Поппер — нищетой историцизма, Валлерстайн пишет о размывании дисциплинарной специфики социально-гуманитарных наук. Логическим следствием такого рода утверждений является отрицание закономерностей общественного развития.
Говорят, что история не терпит сослагательного наклонения. И тем не менее историки постоянно наталкиваются на факты, свидетельствующие о случайном стечении обстоятельств, случайных решениях личностей, их случайном восхождении на политический Олимп. Реальная история противоречит запрету на сослагательное наклонение. Получается, что либо в истории не действуют закономерности, либо они проявляются как единственно возможный вариант развития событий, что противоречит фактам истории. Рассматривая общество как глобальное целое, мы вынуждены искать общие законы его развития, не учитывая специфичности каждого конкретного социума.
Проблема закономерностей общественного развития находит свое разрешение в осознании специфичности фактов, которыми располагают ученые и философы. Их специфика состоит в том, что факты - спонтанное порождение исторического процесса, они не созданы исследователем, как это происходит в научном эксперименте, факты — это живая история общества и человеческой жизни. А это значит, что факты представляют собой не просто некоторое звено в цепи событий, они — результат взаимодействия людей, осуществляющих свою деятельность сознательно и целесообразно. Поэтому факты позволяют реконструировать эти цели, и исследователь эксплицирует смысловое содержание фактов либо придает им некоторый смысл. Любой исторический факт позволяет не только реконструировать мотивы, которыми руководствовались участники исторических событий, но и объяснить
последствия, порожденные данным фактом, раскрыть неизбежность, необходимость, закономерность этих последствий. Однако, принимая то или иное решение, люди, которые, как обоснованно утверждал К. Маркс, творят свою историю сами, не просто руководствуются своими мотивами, но и рассчитывают на определенный результат, прогнозируют последствия своих действий. Почему же в таком случае последствия бывают как предсказуемые, так и непредсказуемые? По- видимому, потому, что в истории участвуют не только те, кто принимает решение, но и все участники исторической драмы как люди, наделенные сознанием и волей. Историческое событие предстает как результат столкновения разнонаправленных действий множества людей, как контаминация стихийного и сознательного, случайного и необходимого.
Исторические факты специфичны-, поскольку они устанавливаются благодаря письменным источникам (летописи, предания и т. д.). А это значит, что интерпретация событий, их оценка и само освещение в значительной степени обусловлены видением этих событий летописцем. Историк анализирует уже интерпретированные, осмысленные и оцененные факты. Кроме того, источниками исторических фактов могут быть литературно-художественные произведения, а также следы культур, существовавших многие тысячелетий тому назад. Например, шумерские памятники были открыты только в XIX веке (обнаружение остатков шумерской цивилизации в современном Ираке). В совокупности фактов истории отражаются динамизм, темпораль- ность исторического процесса и его интерпретации современниками. Поэтому понимание и оценка — неустранимый компонент социальногуманитарного познания. Специфика социальной реальности определяет возможности и ограничения науки, исследующей закономерности исторического процесса.