Глобальные революции и преобразование картины мира
Глобальные научные революции — это революции, когда преобразовывались все компоненты оснований науки. В истории естественных наук выделяется четыре типа таких революций.
Первая научная революция ознаменовалась возникновением классической науки. Научная революция XVII века стала возможной благодаря научным открытиям в эпоху Возрождения, подорвавшим монополию религии и церкви в политической и духовной жизни ряда европейских стран. Возникает деистическое мировоззрение, согласно которому Бог создал мир, но не вмешивается в процессы мироздания, которое существует по собственным законам. Задача науки состояла в том, чтобы открывать законы природы и использовать эти знания в практических целях. Отсюда рождается установка на объективизм: полное исключение субъекта познания как препятствия к получению истинного знания. Понятие конечной цели исключается из картины мира, ее место занимает понятие причины, и наука концентрирует свои усилия на отыскании причин явлений природы и экспериментально открытых фактов науки. Исследуемый предмет предполагается как состоящий из частей, свойствами которого обладает предмет в целом. Механистическая картина мира, сформировавшаяся под влиянием классической механики И. Ньютона, включала понимание пространства и времени как абсолютных систем, не зависящих от чего бы то ни было внешнего и одинаковых во всех уголках мироздания, которое представлялось как гигантская хорошо отлаженная машина. Поскольку концепция Ньютона имела математическое обоснование (его труд назывался «Математические начала натуральной философии»), постольку имела место редукция знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Однозначное истолкование событий предполагало исключение случайности и вероятности события как не имеющих научного статуса. В качестве философских оснований классической науки стали представления о наличии первоосновы мира, что порождало установку на получение окончательного, абсолютно истинного знания, тенденция к отождествлению образа и реальности («наивный реализм»), постулат о непосредственной достоверности, очевидности
знания, полученного в опыте. Природа рассматривается как неразви- нающееся целое.
Революция конца XVIII — начала XIX веков ознаменовала становление дисциплинарно организованной науки. Формируются специ- фические картины мира, и механическая картина мира утрачивает | статус общенаучной. В эпистемологии возникает потребность класси- j фикации наук, а вместе с ней и проблема соотношения разнообразных методов наук, и синтеза знаний. Великие открытия в естествознании, | о которых писал Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец g немецкой классической философии», сделали невозможным прежний ‘ метафизический способ мышления и познания. Под влиянием таких открытий, как открытие клетки, эволюционная теория происхождения видов Ч. Дарвина, периодическая система элементов Д. И. Менделеева и других, в биологии и геологии возникают идеи эволюционного изменения. Но идеалы исследования остаются прежними: это по-прежнему классическая наука.
Третья глобальная научная революция (конец XIX - середина XX веков) ознаменовалась становлением нового неклассического естествознания. В этот период происходят революционные перемены в различных областях знания: в физике - открытие делимости атома и становление релятивистской и квантовой теории; в космологии - концепция нестанционарной Вселенной; в химии - квантовая химия; в биологии — становление генетики; возникают кибернетика и теория систем. Кардинально меняются идеалы научного исследования. Получает подтверждение кантовская идея различения объекта «самого по себе» (вещь в себе) и того, как он «является» в наших восприятиях. Общепризнанными становятся идея релятивности нашего знания, концепция относительности истины, допускается признание истинности нескольких альтернативных теоретических описаний одной и той же реальности, переосмысляется соотношение между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого объект изучается; средства и операции познавательной деятельности в явном виде содержат объяснение и описание. Изменяется понимание субъекта познания: он уже не элиминируется из познавательного процесса, формируется принцип доверия субъекту познания, который j определяет способы постановки проблем и методов их решения. Из- „ меняется и понятие объекта: он уже не рассматривается как целое, сводимое к его частям, но как динамически изменяющееся целое. Создаются предпосылки построения целостной картины природы.
Современная постнеклассическая революция привела к коренному изменению картины мира. Новая постнеклассическая наука получает применение практически во всех областях общественной жизни. Расширяются возможности науки в области изучения исторически раз- , вивающихся систем, радикальные изменения в картину мира внесли синергетика, астрофизика, физика Земли, космология, генетика. Экспонентный рост науки поставил ее на грань информационного кризи
са, который был преодолен революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация, появление сложных дорогостоящих приборных комплексов и т. д.). Выдвигаются на передний план междисциплинарные исследования, возникают связи между различными отраслями научного знания. При этом наблюдается проникновение идей одной науки в другие отрасли научного знания. В частности, закономерности, открытые синергетикой, применяются для объяснения процессов в искусстве, обществе, не говоря уж о естественно-научном знании. Аналогична и судьба виртуалистики, ставшей предметом философского исследования. Идеи виртуалистики используются для углублённого понимания диалога, сновидений и т. д. (См.: Микеши- на Л. А., Опенков М. Ю. «Новые образы познания и реальности» М., 1997.) Происходит переосмысление понятия и роли субъекта научного познания. В постнеклассической картине мира субъект познания получает новую интерпретацию в контексте с антропным принципом, связывающим в единое целое человека и процессы мироздания: наша Вселенная совместима с нашим существованием как наблюдателей, что определяет привилегированное положение человека во Вселенной. Субъект познания рассматривается не как пассивный созерцатель природы, но как деятель. Деятельностный подход к характеристике познания изменяет представление о предмете познания: это уже не «чистая реальность», освобожденная от субъективных наслоений, но предмет, свойства которого соотносительны с теоретическими и операциональными средствами его освоения субъектом познания. А это, в свою очередь, определяет особую роль инструментальной базы научных исследований. Выявляется зависимость образа объекта от характера приборов, с помощью которых осуществляются наблюдение, эксперимент, измерение. Один и тот же объект обнаруживает различные, подчас противоположные свойства. Отсюда — принцип дополнительности как признание правомерности различных интерпретаций, описаний, концептуальных образов одного и того же объекта.
В современных условиях все острее становится осознание как значимости науки для человека, так и опасность использования ее достижений во вред человеку. Плодотворное развитие научного познания в современных условиях предполагает переосмысление принципа научной рациональности и приведение его в соответствие с ценностями гуманизма.