Глобальные революции и преобразование картины мира

Глобальные научные революции — это революции, когда преобра­зовывались все компоненты оснований науки. В истории естествен­ных наук выделяется четыре типа таких революций.

Первая научная революция ознаменовалась возникновением классической науки. Научная революция XVII века стала возможной благодаря научным открытиям в эпоху Возрождения, подорвавшим монополию религии и церкви в политической и духовной жизни ряда европейских стран. Возникает деистическое мировоззрение, согласно которому Бог создал мир, но не вмешивается в процессы мироздания, которое существует по собственным законам. Задача науки состояла в том, чтобы открывать законы природы и использовать эти знания в практических целях. Отсюда рождается установка на объективизм: полное исключение субъекта познания как препятствия к получению истинного знания. Понятие конечной цели исключается из картины мира, ее место занимает понятие причины, и наука концентрирует свои усилия на отыскании причин явлений природы и экспериментально открытых фактов науки. Исследуемый предмет предполагается как состоящий из частей, свойствами которого обладает предмет в целом. Механистическая картина мира, сформировавшаяся под влиянием классической механики И. Ньютона, включала понимание простран­ства и времени как абсолютных систем, не зависящих от чего бы то ни было внешнего и одинаковых во всех уголках мироздания, которое представлялось как гигантская хорошо отлаженная машина. Посколь­ку концепция Ньютона имела математическое обоснование (его труд назывался «Математические начала натуральной философии»), по­стольку имела место редукция знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Однозначное истолкование событий предпола­гало исключение случайности и вероятности события как не имеющих научного статуса. В качестве философских оснований классической науки стали представления о наличии первоосновы мира, что порож­дало установку на получение окончательного, абсолютно истинного знания, тенденция к отождествлению образа и реальности («наивный реализм»), постулат о непосредственной достоверности, очевидности

 

знания, полученного в опыте. Природа рассматривается как неразви- нающееся целое.

Революция конца XVIII — начала XIX веков ознаменовала станов­ление дисциплинарно организованной науки. Формируются специ- фические картины мира, и механическая картина мира утрачивает | статус общенаучной. В эпистемологии возникает потребность класси- j фикации наук, а вместе с ней и проблема соотношения разнообразных методов наук, и синтеза знаний. Великие открытия в естествознании, | о которых писал Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец g немецкой классической философии», сделали невозможным прежний ‘ метафизический способ мышления и познания. Под влиянием таких открытий, как открытие клетки, эволюционная теория происхожде­ния видов Ч. Дарвина, периодическая система элементов Д. И. Мен­делеева и других, в биологии и геологии возникают идеи эволюцион­ного изменения. Но идеалы исследования остаются прежними: это по-прежнему классическая наука.

Третья глобальная научная революция (конец XIX - середина XX ве­ков) ознаменовалась становлением нового неклассического естество­знания. В этот период происходят революционные перемены в раз­личных областях знания: в физике - открытие делимости атома и становление релятивистской и квантовой теории; в космологии - концепция нестанционарной Вселенной; в химии - квантовая химия; в биологии — становление генетики; возникают кибернетика и теория систем. Кардинально меняются идеалы научного исследования. По­лучает подтверждение кантовская идея различения объекта «самого по себе» (вещь в себе) и того, как он «является» в наших восприятиях. Об­щепризнанными становятся идея релятивности нашего знания, кон­цепция относительности истины, допускается признание истинности нескольких альтернативных теоретических описаний одной и той же реальности, переосмысляется соотношение между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого объект изучается; средства и операции познавательной деятельности в явном виде содержат объяснение и описание. Изменяется понима­ние субъекта познания: он уже не элиминируется из познавательного процесса, формируется принцип доверия субъекту познания, который j определяет способы постановки проблем и методов их решения. Из- „ меняется и понятие объекта: он уже не рассматривается как целое, сводимое к его частям, но как динамически изменяющееся целое. Создаются предпосылки построения целостной картины природы.

 

Современная постнеклассическая революция привела к коренному изменению картины мира. Новая постнеклассическая наука получает применение практически во всех областях общественной жизни. Рас­ширяются возможности науки в области изучения исторически раз- , вивающихся систем, радикальные изменения в картину мира внесли синергетика, астрофизика, физика Земли, космология, генетика. Экс­понентный рост науки поставил ее на грань информационного кризи­

 

 

са, который был преодолен революцией в средствах хранения и полу­чения знаний (компьютеризация, появление сложных дорогостоящих приборных комплексов и т. д.). Выдвигаются на передний план меж­дисциплинарные исследования, возникают связи между различными отраслями научного знания. При этом наблюдается проникновение идей одной науки в другие отрасли научного знания. В частности, за­кономерности, открытые синергетикой, применяются для объяснения процессов в искусстве, обществе, не говоря уж о естественно-научном знании. Аналогична и судьба виртуалистики, ставшей предметом философского исследования. Идеи виртуалистики используются для углублённого понимания диалога, сновидений и т. д. (См.: Микеши- на Л. А., Опенков М. Ю. «Новые образы познания и реальности» М., 1997.) Происходит переосмысление понятия и роли субъекта научного познания. В постнеклассической картине мира субъект познания по­лучает новую интерпретацию в контексте с антропным принципом, связывающим в единое целое человека и процессы мироздания: наша Вселенная совместима с нашим существованием как наблюдателей, что определяет привилегированное положение человека во Вселен­ной. Субъект познания рассматривается не как пассивный созерца­тель природы, но как деятель. Деятельностный подход к характеристи­ке познания изменяет представление о предмете познания: это уже не «чистая реальность», освобожденная от субъективных наслоений, но предмет, свойства которого соотносительны с теоретическими и опе­рациональными средствами его освоения субъектом познания. А это, в свою очередь, определяет особую роль инструментальной базы науч­ных исследований. Выявляется зависимость образа объекта от харак­тера приборов, с помощью которых осуществляются наблюдение, экс­перимент, измерение. Один и тот же объект обнаруживает различные, подчас противоположные свойства. Отсюда — принцип дополнитель­ности как признание правомерности различных интерпретаций, опи­саний, концептуальных образов одного и того же объекта.

В современных условиях все острее становится осознание как зна­чимости науки для человека, так и опасность использования ее дости­жений во вред человеку. Плодотворное развитие научного познания в современных условиях предполагает переосмысление принципа на­учной рациональности и приведение его в соответствие с ценностями гуманизма.