Научные революции как перестройка оснований науки
Известно, что в традиционных обществах накопление знаний происходило в процессе практической деятельности. Так, в Индии методом проб и ошибок обнаружили: если на теле человека сделать не
большой разрез и внести в него гной, накопившийся в язвах человека, больного оспой, то здоровый человек легко переболеет и никогда не будет страдать от оспы. Этот метод профилактики оспы был открыт более чем за тысячу лет до того, как в Европе стали делать прививки от оспы. Но европейской практике предшествовали серьезные теоретические открытия и теоретическое обоснование механизма профилактики оспы. Сложившиеся в Европе установки на фундаментальные теоретические исследования и их практическое применение создали почву для отказа от абсолютизации традиций и сформировали благоприятный социально-психологический климат для инноваций в науке, технике, в культуре в целом.
История европейской науки свидетельствует, что ее развитие происходит циклически: научная проблема — теория - ее эмпирическая проверка и применение — кризис, связанный с выявлением противоречий и недостаточностью или ограниченностью научных знаний — формирование новой проблемы. Как видим, эти циклы включают н себя возможность и в определенных условиях необходимость научных революций. Процесс научной революции включает в себя целую систему радикальных изменений в науке. Вот как определяется понятие научной революции в Новой философской энциклопедии: «Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обосно- панности и организации знаний» (Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 34).
В данном определении научная революция характеризуется как глобальное явление, сопряженное с перестройкой всех структурных элементов науки. Если бы развитие науки осуществлялось только по сценарию таким образом понимаемой научной революции, то в истории науки не оставалось бы места для традиций, сохранения достигнутого развития, а научный процесс представлял бы собой серию катастроф. Альтернативой названному подходу к развитию науки является кумулятивистская точка зрения, согласно которой развитие науки представляет собой процесс постепенного накопления новых знаний, которые включают в себя представления и установки предшествующей науки. Кумулятивизм исходит из того, что наука устанавливает неизменные абсолютные истины, так что новое знание не изменяет старое, а лишь добавляется к нему. Кроме того, кумулятивизм не рассматривал заблуждения как необходимую составную часть научного прогресса. Преодоление кумулятивизма стало возможным только в конце XX века, когда возникли концепции, отрицавшие традиционное классическое понимание истины как абсолютного исчерпывающего зна
ния (инструментализм, конвенционализм, верификационизм). Но самым убедительным опровержением кумулятивизма стала концепция научных революций.
Наиболее зрелой представляется точка зрения эволюционизма, которая рассматривает прогресс науки как непрерывное изменение знаний, которое включает в себя наращивание массы не только истинных, но и вероятных знаний, а также преодоление ошибок и заблуждений, имевших место в науке, коррекцию ее концепций.
Существенное значение для понимания сущности научных революций имеет оценка значимости научных проблем и их влияния на дальнейший рост науки. Т. Кун подчеркивал, что период нормальной науки не является простой ретрансляцией знаний, в этот период также наращивается масса знаний, уточняются многие положения науки, решаются мини-проблемы, которые он называл «головоломками». Революция в науке происходит тогда, когда происходит перестройка оснований науки. Структура оснований науки включает целый ряд взаимосвязанных, но не равнозначных элементов. В качестве центрального элемента структуры науки выступает научная картина мира, а также философские основания науки, обусловливающие формирование соответствующих идеалов и норм исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания и др.).