Критерии оценки теоретических концепций
Теоретическое знание неоднородно как по форме, так и по функциям: она включает в себя разнообразные формы знания, совокупность методов познавательной деятельности, предпосылки и основания. Как относительно завершенная и целостная система знаний теория внутренне упорядочена, предполагает выводимость одних знаний из других, содержит возможности их развития и практического применения, является своеобразной программой дальнейших творческих поисков ученых. Динамика науки неразрывно связана с возникновением новых теорий, которая расширяет понятийный аппарат науки, в ней формулируются идеи и принципы, аксиомы и постулаты научного познания, создаются знаковые модели, раскрываются законы природы и общества. Но теория никогда не является окончательным, полностью завершенным знанием. В ней всегда имеет место момент гипотетичности, который устраняется с развитием теории. Теория всегда открыта для опровержения, ее положения и принципы используются для объяснения и интерпретации новых фактов, а это предполагает необходимость адаптации теории к новым ситуациям в процессе развития познания. Поэтому методы построения теории неразрывно связаны со способами ее подтверждения, доказательства ее истинности. Среди методов построения теории выделяются гипотетико-дедуктивный, конструктивно-генетический, исторический и логический.
Развитие науки сопровождается сменой непосредственной схематизации опыта к построению гипотетической модели, использующей готовые абстрактные объекты. Идеальные объекты, которыми оперирует наука, могут быть эмпирическими (в них фиксируются признаки реальных предметов, но в схематизированном виде) и теоретическими (они являются идеализациями, в которых отражаются не только признаки реальных объектов, но и такие признаки, которыми не наделен ни один объект). Их выбор обусловлен существующей научной картиной мира, которая определяет направление, задачи и способы исследований. Под влиянием изменений в картине мира, теоретических и эмпирических знаний, а также философских идей и социокультурных и ценностных факторов формируется гипотеза. Поэтому теоретические утверждения о процессах природы могут быть только относительно истинными в той степени и в том отношении, в каком теоретическая схема способна заместить реальный объект. Поскольку лишь некоторые теоретические схемы непосредственно репрезенти
руют реальные связи изучаемого явления, постольку остальные объекты отражают названные связи лишь опосредованно.
Любая теория, прежде чем утвердиться в науке, проходит соответствующую экспертизу, проверку. Существует единственный метод проверки теории — эмпирическая проверка. Теория считается подтвержденной даже если имеются факты, не соответствующие ей. Теория не считается достаточно подтвержденной, если она опирается только на подтверждающие ее факты. В таких случаях возникает задача дальнейшей проверки теории, особенно если теория тесно связана с эмпирией. Чем меньше зависимость теории от эмпирии, тем меньше и значимость эмпирических фактов. При прочих равных условиях эмпирическое подтверждение теории необходимо. Однако в начале XX века в философии был принят принцип верификации, согласно которому истинность научных высказываний устанавливается путем их сопоставления с данными опыта. Под опытом понималась совокупность самых простых фактов, и предполагалось, что они могут быть однозначно отображены в предложениях языка. Назначение принципа верификации — отбрасывать теорию, не соответствующую, не согласующуюся с фактами. Неявно в принципе верификации содержалось стремление элиминировать философские высказывания из теории, поскольку они не могут быть верифицированы. Но дело в том, что абсолютизация индуктивного метода приводила к невозможности верифицировать любую теорию, имеющую дело с открытым множеством фактов. Требование подтверждаемое™ фактами означало по существу требование подвести под теорию все мыслимое число фактов, что в принципе невозможно. В противовес верифика- ционизму К. Поппер выдвинул принцип фальсификационизма с его требованием критического испытания теории в опыте, проверяющем предсказательные возможности теории. Поппер оправданно считал, что любое фантастическое суждение может служить подтверждением любой самой нелепой «теории». А вот принцип фальсификации как раз и подтверждает состоятельность теории. В дальнейшем концепция Поппера была скорректирована так называемым утонченным фальсификационизмом, предполагающим единство верификации и фальсификации в процессе проверки теории. При этом предполагается асимметрия верификации и фальсификации: для подтверждения теории требуется множество подтверждающих фактов, для опровержения достаточно одного факта.
Объяснительный потенциал теории. О важности названного критерия уже говорилось в настоящей главе. Однако и он не может быть признан в качестве абсолютного или единственного, поскольку объяснительный потенциал может быть и у ошибочных теорий. Например, богатейший объяснительный потенциал марксизма не выдержал испытания практикой коммунистического строительства ни в одной из стран мира.
Карл Поппер (1902-1994) предложил критерий фальсифицируемости теоретических систем, которые считаются научными, если они испытуемы и опровергаемы. Он рассматривал в качестве критерия наличие асимметрии между верификацией и фальсификацией: если для верификации необходимо получить подтверждение неограниченного числа следствий, то для фальсификации достаточно единственного контрпримера. Требование принципиальной фальсифицируемости по существу является конкретизацией требования критичности к результатам человеческого познания. Критицизм наилучшим образом выражает дух науки. Бэкон утверждал: исследователь должен освободить свой разум от призраков ходячих мнений, преклонения перед авторитетами. А руководитель проекта по созданию атомной бомбы в США Р. Оппенгеймер называл в качестве одной из важнейших норм познания непредвзятость мнения.
Теория не стоит на месте, постоянно модифицируется, поскольку она должна преодолевать противоречия между нею и новыми эмпирическими данными. Каковы критерии оценки каждой такой модификации? Обычно ученые называют в качестве ориентира оценки “естественность”, т. е. соответствие здравому смыслу. Однако этот критерий, как мы видели, недостаточно надежен. Во-первых, потому, что со здравым смыслом лучше всего согласуется господствующая в данный момент теория, модификацию которой необходимо оценить. А во-вторых, революции в науке производят как раз такие гипотезы, которые противоречат здравому смыслу. Более верными показателями являются увеличение предсказательных возможностей теории, ее продуктивность.
Требование непротиворечивости теории означает: а) относительное соответствие операциональных определений объектам, преобразуемым в опыте; б) соответствие смысловых связей внутри теории, которая образует целостную систему, позволяющую осуществлять выведение одних суждений из других: внутри теории все абстрактные объекты совместимы с уже введенной системой.
Эвристичность означает меру новизны, оригинальности и, главное, возможностей творческого применения и дальнейшего развития теории. Это тот предсказательный потенциал, который создает предпосылки умножения научного знания, его развития. В научном творчестве всегда так или иначе сопрягаются творческий и рутинный моменты. Естественно, в продуктах научного труда может преобладать либо рутина, репродукция уже имеющегося, либо, напротив, творчество, новизна, оригинальность.
Для научного познания огромную роль играет выработка критериев научности теоретических концепций. Один из важнейших современных критериев научности - параллельное существование и конкуренция исследовательских программ, достоинство которых состоит не в критике теории как таковой, но в создании альтернативных концепций, позволяющих увидеть проблемы с возможно более разных
точек зрения. Сегодня на передний план выходят такие критерии научности, как соображения простоты, поиски внутреннего совершенства организации знания, а также ценностные и социокультурные факторы в развитии знания.
Теория не является лишь внутренним достоянием науки: крупные научные открытия составляют достояние культуры в целом. Однако трансляция теории в культуру представляет собой достаточно сложный и иногда весьма длительный процесс. Существуют два важнейших способа включения теоретических представлений в культуру: образование и практическое применение теории. Более эффективным является процесс изменения научно-технической базы общественного производства. В программы образования новая теория входит со значительным опозданием, поскольку для этого требуется специаль-. ная подготовка педагогического состава, а уже затем - введение теории в новые программы.
Существенное влияние на процесс адаптации теории к сложившимся в обществе познавательным установкам оказывают контекст открытия и контекст обоснования. Контекст обоснования — необходимая сторона научной деятельности, связанная с доказательством истинности знания. Изложение основных положений теории на общепринятом языке, убедительная аргументация основополагающих теоретических идей, логическая последовательность и достаточность аргументов, демонстрация практической значимости теории - необходимые условия восприятия научного открытия обществом. При этом история открытия оказывается за пределами логически последовательного изложения теории. Контекст открытия раскрывает связь истории науки и той социокультурной реальности, в которой наука существует. Язык науки, процедуры объяснения, описания, понимания имеют свое аксиологическое, историческое и гуманитарное измерение. Критерии научности сами формируются и изменяются согласно принятым в обществе принципам рациональности. Поэтому вхождение науки в культуру исторически обусловлено. Идеологические запреты, религиозные предрассудки, политические интересы — все это накладывает свою печать на существование науки в обществе, так или иначе ограничивают свободу деятельности ученого, стимулируют преимущественно фундаментальные исследования либо их прикладное применение.