Становление институциональных форм научной деятельности

Названные формы организации научного творчества, образова­ния и воспитания свидетельствуют о становлении институализации науки. Она сопровождалась закреплением социальных норм, правил научной деятельности, разделением труда, стратификацией работни­

 

ков научного труда, определением их статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Научные институты интегри­руют и координируют множество индивидуальных действий людей и упорядочивают социальные отношения в науке как одной из наи­более важных сфер общественной жизни. В. В. Ильин перечисляет ряд важнейших особенностей научной деятельности, получивших отра­жение в регламентах, канонах, принципах, нормах. Универсальность научной деятельности, которая осуществляется в качестве общекуль­турной кооперации труда ученых; уникальность результатов, которые’ не имеют адекватного стоимостного выражения, персонифицирован- ность, научного творчества, дисциплинированность, которая регули­рует науку как социальный институт (гражданский этос) и как иссле- дование (кодифицированные методологические и уставные нормы); демократизм, предполагающий гарантии свободы мысли и защиту критики (Ильин В. В. Философия. В 2 т. Т. 1. Ростов-на-Дону, 2006. С. 451). Наука удовлетворяет потребность в производстве знания, не­обходимого для решения жизненно важных проблем и потребностей общества и личности. Любая деятельность сегодня имеет свое научное обеспечение и обоснование (оправдание). Как социальный институт наука предполагает образование групп и организаций (местных, го­сударственных, региональных, национальных и международных ас­социаций). В качестве ценностей научных институтов являются объ­ективные исследования и открытая публикация полученных данных. Внутри научных институтов имеется разделение труда и возможные роли: ученый, исследователь, техник, администратор. Нормы, кото­рыми руководствуются члены научных институтов: применять науч­ные методы, полностью раскрывать полученные данные. Кроме того, наука занимается воспроизводством субъектов научной деятельности, т. е. подготовкой специалистов. Она нуждается в интенсивной ком­муникации, обмене научной информацией, без которой никакой на­учный прогресс невозможен.

Процесс институализации науки осуществляется параллельно с со­хранением неформальных научных сообществ. Так, наряду с универ­ситетами и академиями существовала «Республика ученых», которая, безусловно, объединяла ученых, лично знакомых, уважаемых, поль­зующихся заслуженным авторитетом, их связывали личные симпа­тии. В современных условиях, когда процесс институализации науки завершен, возникает особый вид неформального научного сообще­ства - «невидимые колледжи», основывающиеся на неформальной коммуникации ученых. Связи между учеными образуются независимо от их официального статуса (Тимофеев-Ресовский, например, не имел ни публикаций, ни степеней и званий, но был признанным лидером науки); они объединены приверженностью общей парадигме, стилем научного мышления, научными и социальными ценностями. Деятель­ность членов «невидимого колледжа» носит индивидуальный харак­

тер, они могут быть разделены географически (Вавилов Н. И., Лектор­ский В. А.). Включение ученого в «невидимый колледж» также имеет неформальный характер и определяется его творческим потенциалом, моральными установками, профессионализмом и чисто личностными качествами. Проще говоря, «невидимый колледж» объединяет элиту научного сообщества всего мира. Их коммуникация осуществляется не только в личной переписке, но на встречах на конгрессах, симпози­умах, конференциях. Сегодня переписка осуществляется по Интерне­ту. А одним из критериев оценки личности ученого и его профессио­нализма является «индекс цитирования». Последний вошел в научный обиход в связи с информационным кризисом, трудностями поиска не­обходимой информации. Индекс цитирования помогает найти работы тех ученых, которые наиболее востребованы.